Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13 г. Феодосии Республики Крым»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Тема: А. И. Куприн «Слон»
Подготовила:
учитель начальных классов
Малышева Т. А.
Тема: А. И. Куприн «Слон»
Класс: 3 - А
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели: ознакомить с рассказом Куприна “Слон”, дать представление о жизни и творчестве писателя, учить понимать поступки героев и их эмоциональное состояние.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке.
Регулятивные: уметь работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;
Коммуникативные: умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, слушать мнения других;
Предметные: работать с текстом под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям; выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.
Ход урока
Организационный момент.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
- Прочитайте пожалуйста эпиграф к уроку.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Как вы его понимаете? (Ответы детей)
Разминка речевого аппарата.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
– Прочитайте по слогам орфографически.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте весело.
– Прочитайте грустно.
Введение в тему урока.
- Прочитайте хором загадку, отгадайте её.
Он большой неимоверно
Больше всех зверей, наверно.
Как шар воздушный – голова,
А ростом - этажа на два.
Его я в гости приглашу,
И - накормлю, и – почешу.
Но не войдет в квартиру он.
Все потому, что - это ..
- Что вы знаете про слонов?
Слоны живут в Африке и Индии. Это самоё большое сухопутное животное, высотой 2—3 м.
- Кто знает что такое хобот?
- А для чего он слону? (Ответы детей)
Самое удивительное у слона — хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Хоботом он может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку.
- Что такое бивни? (Ответы детей)
Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из кости. Бивни помогают слону воевать с врагами, выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору. Люди очень дорого ценят бивни слонов, называют их – слоновая кость. Именно ради бивней до недавнего времени охотились на слонов. Для того чтоб спасти животных зоозащитники начали красить им бивни краской, чтоб они ничего не стоили.
- Для чего слону такие большие уши? Своими огромными ушами слон обмахивается, когда ему жарко.
Живут слоны семьями. Семью возглавляет старая слониха. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. Много приходится пройти слону за день, чтобы найти 150—180 кг пищи.
Живут они в лесах вблизи водоемов. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. За день слону нужно выпить не менее 10 ведер воды. В жаркое лето, когда пересыхают реки и ручьи, слоны, чтобы добыть воду, роют бивнями и передними ногами колодцы и пьют из них.
Слоны любят купаться. Они отлично плавают, а у крошечных ручейков подолгу обливают себя водой, набирая ее хоботом. Спят слоны мало, стоя. Только молодые слоны иногда ложатся на бок или на живот. А старые слоны спят, опираясь бивнями о толстые ветки деревьев.
Слоны — очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу.
- О ком мы сегодня будем читать? (О слоне)
- Правильно, мы познакомимся с рассказом Александра Ивановича Куприна «Слон».
Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Рассказ учителя.
Александр Иванович Куприн родился 7сентября 1870 года в Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику шёл второй год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Позднее Куприн писал о своём детстве “Бывало, в раннем детстве вернёшься после долгих летних каникул в пансион. Всё серо, казарменно, пахнет свежей краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день ещё крепишься кое-как, но когда настанет вечер, и возня в полутёмной спальне уляжется, о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызёшь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…”
Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года научился плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и знакомые были удивительными людьми: известный борец, дрессировщик, клоун, певец, писатель. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.
˅. Физкультминутка.
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
VI. Работа по теме урока.
1. Чтение рассказа “Слон” учителем и учащимися.
2. Словарная работа.
- В тексте есть слова, над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста.
Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия.
Гостиная – комната для приема гостей.
Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня – девушка из барской семьи или интеллигентной среды.
Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.
Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей.
Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком.
Фисташка – зеленоватые съедобные орехи.
Хе́рес – сорт крепкого виноградного вина.
Передняя – нежилое. Первое от входа помещение в квартире, прихожая.
Вершок=4,4 см.
Пуд= 16,38 кг.
Зверинец – место, где содержат зверей для показа.
Аршин – русская мера длины, равная 0,71 м.
Беседа по первичному восприятию.
– Понравился ли вам рассказ?
– Что вы испытывали при чтении текста?
- Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)
- Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)
- Какой торт купили папа? (Фисташковый.)
– Что посоветовал доктор родителям девочки?
– Что приснилось однажды Наде?
- Какого слона принёс Наде папа?
- Почему игрушечный слон не понравился девочке?
- Как объясняла Надя, почему она хочет именно живого слона?
- Как реагировал на её просьбу папа?
– Куда отправился отец девочки в поисках живого слона?
– Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки?
– Какие еще вопросы по содержанию можно было задать?
VII. Итог урока. Рефлексия.
Ребята, предлагаю вам подвести итог нашего сегодняшнего урока.
- К какому жанру относится новое произведение?
- Кто является главными действующими героями? (ответы детей)
- Какой вывод можем сделать, после знакомства с произведением «Слон»?
- Что повлияло на выздоровление девочки?
- Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”?
- Что хотел сказать автор этим произведением?
Закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …..
* Мне показалось интересным ….
* Меня удивило…..
VIII. Домашнее задание
• Подготовить выразительное чтение по ролям: разговор отца девочки и хозяина зверинца.
• Подготовить краткий пересказ истории