Дата__________________________________
Урок 4 3.0 братьях наших меньших
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Оборудование: изображения животных, выставка книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Речевая разминка
Белебедя съел медведя,
Утром рано съел барана.
На закуску съел лягушку,
Хотел волка, да неловко,
Хотел гуся, да боюся.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Актуализация знаний. Постановка целей урока
Как называется раздел, к которому мы переходим? («О братьях наших меньших».)
И сегодняшний урок назовем так же. А кто это такие — братья наши меньшие? Как вы понимаете это выражение?
Как вы объясните здесь слово «меньшие»? Почему меньшие?
Что подчеркивается словами «наши братья»?
(Ответы детей.)
Сегодня мы поговорим на эту тему и познакомимся с новыми произведениями.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работа по теме урока
Прогнозирование и обсуждение
Узнав название раздела и поняв это название, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
(Ответы детей о содержании раздела.)
Откройте учебники на с. 125. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.
Чему мы научимся?
Чему мы будем учиться?
Чтение статьи и словарная работа
Прочитайте название вступительной статьи на с. 126.
Как вы понимаете это название — «Они и мы»?
Кто автор этой статьи?
Как вы думаете, о чем эта статья?
Узнаем значение двух слов, которые встретятся в статье. Околица — 1. Изгородь вокруг деревни или у края деревни;
вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность. Кричать на всю околицу (разг.) — очень громко. Расславить на всю околицу (разг.) — разгласить всем, многим.
Уязвимыи — 1. Такой, которого легко уязвить, обидеть. 2. Слабый, плохо защищенный.
(Дети читают текст.)
Проблемный вопрос
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Физкультминутка
Вышли детки на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твой лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
Продолжение работы по теме урока
Чтение стихотворения
Рассмотрите иллюстрации на с. 127. Как вы думаете, что хотели показать нам авторы учебника? (Предположения детей.)
Прочитайте название стихотворения. О чем оно говорит?
Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится?». (Дети читают.)
Как вы поняли его смысл?
Прочитайте стихотворение, вставляя необходимые по смыслу слова.
Ответьте на вопрос стихотворения.
Прочитайте стихотворение выразительно.
Работа в парах
У кошки — (котенок),
у собаки — (щенок),
у зайчихи — (зайчонок),
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Продолжение работы по теме урока
Стихотворение И. Пивоваровой
Кто автор следующего стихотворения (на с. 128—129)?
Как мы можем назвать его — по первой строчке? («Жила- была собака...»)
Материал для учителя Ирина Михайловна Пивоварова (1939—1986) — детская писательница. Родилась в Москве. Ее отец был врачом. Он мечтал, чтобы дочь тоже стала врачом. Однако она, окончив школу, поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.
Несколько лет Ирина работала на Мосфильме и зарекомендовала себя как великолепный художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора Виктора Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина Михайловна начала писать маленькие рассказы, стихи. И они очень понравились детям.
Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Что вы видите?
Предположите, о ком или о чем будет это стихотворение.
Прочитаем стихотворение по частям.
(Учитель читает первые четыре четверостишия.)
Какое впечатление произвела на вас собака?
Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам внешний вид собаки. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)
Прочитайте строчки, от которых нам становится страшно, мы боимся этой собаки.
(Дети зачитывают.)
И вот когда собака Бежала по дороге,
За нею пыль вставала Почти до самых звезд.
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши И все деревья гнулись.
Теперь вам понятны иллюстрации в учебнике?
Какой предстает перед нами эта собака? (Перед нами возникает образ огромной, страшной собаки.)
Как вы считаете, что будет дальше? (Предположения детей.)
Прочитайте стихотворение до конца, обращая внимание на характер собаки.
Ожидали ли вы такое продолжение?
Прочитайте, какой была собака. (Дети читают.)
Можно ли сказать, что это сказочное стихотворение?
Какие приемы сказки использует автор?
(Ответы детей. Затем — выразительное чтение стихотворения.)
Правила поведения с собаками
Поговорим, как правильно вести себя с собаками. Почему это важно?
У кого из вас есть собака? Как вы за ней ухаживаете?
Послушаем песню «Не дразните собак».
Что вы скажете об этой песне?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рефлексия
Что вы узнали на уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что вам особенно удалось?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подведение итогов урока
Какой раздел мы изучаем?
Какие произведения мы читали сегодня? Кто их авторы?
Какое из них вам больше понравилось? Почему?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________