Дата: .01.21. Литературное чтение.4-А класс. Урок № 72.Учитель:Сейтхалиева Н.Р.
Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» .
Музыкальное сопровождение произведение.
Цели: расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь понять смысл произведения; обучать правильному, выразительному чтению; учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации); метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях) ; личностные: осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Пересказ текста от имени главного героя.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Расшифруйте, что здесь написано. (Эдвард Григ.)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | а | б | в | г | д | е |
4 | ж | 3 | и | й | к | л |
3 | м | н | о | п | р | с |
2 | т | У | ф | X | Ц | ч |
1 | ш | Щ | ь | э | ю | я |
4,1; 5, 5; 3,5; 1,5; 5,3; 5, 5 4, 5; 5,3; 3,4; 4, 5
— Вы знаете, кто это? (Это композитор.)
— Что вы о нем знаете? (Ответы учеников.)
(Слушают музыку Э. Грига. Учитель рассказывает о композиторе. См. материал к уроку.)
— Ребята, не кажется ли вам странным, что, прежде чем начать читать следующее произведение, я рассказываю вам о великом композиторе?
— Прочитайте на с. 47 имя автора и название произведения. О чем этот рассказ? (Предположения учащихся.)
К.Г. Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто Паустовский описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Работа над рассказом «Корзина с еловыми шишками»
— Объясните значение слов.
АККОРД— (сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство).
СИМФОНИЧЕСКИЙ— (от слова «симфония» — большое музыкальное произведение для оркестра).
БОТФОРТЫ — (высокие кавалерийские сапоги).
ПАРЧА — (плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями).
ФЕТРОВАЯ ШЛЯПА — (фетр — плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти).
— Подберите синонимы к словам.
ШВЫРНУТЬ - (бросить).
СМУЩЕНИЕ — (замешательство, конфуз, стыд, стеснение; неловкость, неудобство).
ВОЛНОВАТЬСЯ— (1) быть в волнении, приходить в волнение, горячиться, нервничать, психовать; 2) тревожиться; 3) колыхаться).
ЩЕДРОСТЬ, ЩЕДРО — (тороватость (устар., прост.), не скупясь, по-царски).
— Подберите антонимы к словам «волновались», «щедрость». (Успокаивались; скупость.)
(Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися на с. 47-58 учебника.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о великом норвежском композиторе?
— Что произвело на вас самое большое впечатление?
Домашнее задание
Перечитать текст. Вспомнить произведения К. Г. Паустовского, основные события его жизни.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии Э. Грига
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в норвежском городе Берген в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала мать, получившая хорошее музыкальное образование. В 1858—1862 гг. он обучался в Лейпцигской консерватории, а затем в 1863 г. стажировался в Копенгагене у датского композитора Н. Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г.Х. Андерсеном, на стихи которого написал несколько проникновенных романсов; знаменитый сказочник одним из первых оценил его самобытный талант.
Композитор решил идти по пути пропаганды национальной норвежской музыки. Он положил в основу своего творчества народные мотивы и стал поистине национальным композитором.
Осенью 1866 г. Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло). Большое значение имела для него дружба с драматургом и поэтом Б. Бьернсоном. На его стихи Григ сочинял романсы.
В столице Норвегии Григ выступал и в качестве общественного деятеля — в 1871 г. он основал музыкальное общество (ныне Филармоническое общество) и академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии.
В 1868 г. Григ создал одно из самых вдохновенных произведений — фортепианный концерт, который называли даже гимном Норвегии.
Скончался он 4 сентября 1907 г.