I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность. На уроке будем читать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Рассказ Л. Н. Толстого «Правда всего дороже». На окошке крошку-мошку Ловко ловит лапой кошка.Слайд 2 – О ком говорится в скороговорке? – Что делает кошка? – Почему мошку называют крошкой? – Прочитайте скороговорку с логическим ударением на выделенные слова. – Чтение в быстром темпе (хором, по одному) | Читают по ролям. Работают над скороговоркой | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: выказывают своё отношение к героям, выражают свои эмоции; осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка учебной задачи | | Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, его новым произведением. Чтобы узнать, о ком в нём пойдет речь, соберите мозаику. Кто у вас получился? Слайд 4 Чтение загадки учащимся. Что за зверь со мной играет: Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки? Формулирует тему урока. Цели и задачи учебной деятельности | Внимательно слушают Рассказывают о писателе. Собирают мозаику | Фронтальная, индивидуальная | |
IV. Работа по теме урока | 1. Чтение произведения учителем. 2. Словарная работа | – Что можно сказать о Васе? Какой он? – Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? – Почему ребята взяли котёнка с собой? – Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа? – Почему ваше настроение менялось? – Чему учит эта быль? Подле – около. слайд 5 Что было духу – очень быстро. – Значение слова «амбар» посмотрите в толковых словарях | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. – Сарай | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Физкультминутка | - Встаньте. -Покажите, как кошка потягивается после сна. -Представьте, что вы – кошки. Помяукайте. -Умойтесь. Кошка – очень чистоплотное животное. - А вот кошка в опасности. Как она себя поведет? - Пофыркайте. - Садитесь. Вернемся к тексту “Котёнок”. | Выполняют движения согласно инструкции | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий | 1. Деление текста на части для пересказа. Слайд 6 2. Пересказ рассказа по плану. 3. Работа в парах | Кто жил у Васи и Кати? Когда пропала кошка? 1-я часть. У Кати и Васи пропала кошка. Кого нашли дети? Сколько было котят? 2-я часть. Дети нашли кошку. 3-я часть. Самый лучший котенок. Куда пошли дети? Почему они забыли про котенка? Как вели себя собаки, увидев котенка? 4-я часть. Страшные собаки. Что сделал Вася? Почему Вася больше не брал котенка с собой? 5-я часть. Вася спасает котенка. – С какой целью мы выполняли это задание? На карточках – слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный. – Выберите слова, которые характеризуют Васю | Читают рассказ прерывистой цепочкой, делят на части, озаглавливают их. Пересказывают по плану. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез; структурирование знаний; установление причинно-следственных связей. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: умеют формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; использовать критерии для обоснования своего суждения. Личностные: оценивают усваиваемое содержание | Устные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Работа с иллюстрацией. Работа с картинками. Слайд 7,8 Слайд 9 | Соответствует ли данная иллюстрация нашему произведению? Какой момент изображен на картинке? Подтвердите словами из текста. – Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети. – Какое настроение было у детей, когда пропала кошка? – А когда они нашли ее? – Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе? – Каким было состояние детей, когда они увидели беззащитного котенка и двух собак около него? – Как вы думаете, что пережил Вася? – А кто виноват, что котенок попал в беду? – А как поступили бы вы? – Чему учит рассказ? - я знаю | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выпол-нению до-машнего | Выразительное чтение рассказа, подготовить пересказ с.117-119 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |