КОНСПЕКТ УРОКА
по математике в 3 классе
Тема: Повторение пройденного материала, основанного на знании таблиц умножения и деления.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Класс: 3-е
Цель: обобщение знаний по таблице умножения и деления.
Задачи:
Образовательные.
закрепить знания таблиц умножения и деления.
проверить умения решать задачи изученных видов: на уменьшение и увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц.
закрепить умения выполнять порядок действий.
активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Развивающие.
развивать отдельные логические операции: умение анализировать и обобщать, сравнивать, делать умозаключения и выводы.
создать условия для развития вычислительных навыков обучающихся.
Воспитательные.
создать условия для воспитания взаимопомощи, умения работать в коллективе через парную и групповую форму работы.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Содержание темы предполагает:
- закрепление знаний табличного умножения и деления в пределах 9;
- решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;
- совершенствование навыков порядкового выполнения действий.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения.
- Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Метапредметные:
Умение:
- учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к математике, стремление использовать в повседневной жизни математические умения.
Умение:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие с поставленной задачей;
- прочно и осознанно овладевать математическими умениями.
Умение:
- формировать своё мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Предметные:
- закрепление навыков табличного умножения и деления;
- умение находить результат числовых выражений, используя порядок действия;
- умение решать задачи на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз.
Организация образовательного пространства
Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки для устного счета, карточки для работы в паре, тетрадь.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
На улице светит солнышко, но еще холодно, а в нашем кабинете тепло и уютно.
Подарите такую же теплую улыбку друг другу (дети улыбаются).
А какое волшебство может сотворить улыбка? (поднять настроение).
Как вы думаете, для чего необходимо хорошее настроение на уроке? (чтобы хорошо работалось).
Совершенно верно. Итак, начнем.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Наш сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Послушайте внимательно. «Жил мудрец, который знал всё. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая- я ее умертвлю, скажет мёртвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Ваши знания тоже в ваших руках. Давайте мы это и докажем своей работой на уроке.
Устный счет.
- Итак, настроение у нас замечательное и я предлагаю вам приступить к работе.
Игра «День-ночь».
- 5·9, 42:7, 6·9, 36:6, 72:8, 7·8, 4·5, 64:8
– Какие из чисел от 42 до 63 делятся на 7?
- Какие из чисел от 18 до 81 делятся на 9?
- Вы когда-нибудь играли в «Лото»? (да)
- Перед вами карточки с числами. Я буду читать числовые выражения, а вам необходимо будет вычеркнуть ответ в данной карточке. Задание всем понятно? (да)
- Тогда начинаем нашу игру. (РЛ)
1 * 0 = 0 6 * 5 = 30 21 : 3 = 7 6 * 8 = 48
12 : 2 = 6 7 * 10 = 70 7 * 7 = 49 5 * 4 = 20
20 | | 49 | | | 48 | | 77 |
| 7 | | | 50 | | 0 | |
| | | 70 | | | | |
35 | | 45 | | 30 | 63 | | 6 |
- В вашей карточке остались незачёркнутые числа. Выпишите оставшиеся числа и расположите их в порядке убывания и узнаете, какое слово зашифровано. (Слайд)
- Ребята, встаньте те, кто выполнил задание верно и у него получилось слово.
- Встаньте те, кто допустил ошибки при выполнении данного задания.
- Как вы думаете с какой целью мы выполняли это задание? (отрабатывали вычислительные навыки, проверяли знание таблиц умножения).
- Встаньте ребята, которые родились весной! Похлопаем им! Мы будем их поздравлять эти три месяца!
Постановка цели и задач урока.
- Какие арифметические действия вы выполняли? (умножение и деление) Плакат
- Какое умножение и деление? (табличное умножение и деление)
- Какова же тема урока? (табличное умножение и деление) (Запись на доске)
- Что вы знаете по этой теме? (компоненты при умножении и делении, как найти неизвестный компонент, таблицу умножения и деления). Какие компоненты при умножении вы знаете? При делении? Плакат
- Что умеете? (находить неизвестные компоненты, решать задачи на умножение и деление).
- Какие задачи мы поставим перед собой? (закрепить знания таблиц умножения и деления; применить полученные знания по данной теме). (Запись на доске)
Обобщение и систематизация знаний.
- При выполнении следующего задания, вам предстоит показать все свои знания и умения.
- Перед вами карточки с числовыми выражениями, в которых пропущен знак действия.
- Вам надо определить нужный знак и вписать его в выражение. У вас на это задание 1 минута. (дети выполняют работу). (РЛ)
7 … 4 = 28 6 … 6 = 1
18 … 0 = 0 100 … 100 = 1
9 … 8 = 72 56 … 7 = 8
- Проверьте правильность выполнения по ключу.
- Поменяйтесь работой с товарищем. Поставьте друг другу оценку карандашом:
0 ошибок – 5
1-2 ошибка– 4
3-4 ошибки - 3
- Встаньте те, кто выполнил задание на «5»
- Встаньте те, кто выполнил задание на «4»
- Ребята, какие умения вам пригодились при выполнении этого задания (знание таблиц умножения и деления, умножения на 1 и на 0).
Решение задачи.
- Ребята, скажите пожалуйста, вам тяжело было идти сегодня в школу по дороге? (да)
- Почему? (не все дороги расчищены, снег проваливается под ногами)
- Вот и герои задачи, над которой нам мы будем работать, уже начали расчищать дорожку. Давайте к ним присоединимся.
- Прочитайте задачу (один хорошо читающий ребенок читает вслух).
(Слайд)
Ира расчистила 5 метров дорожки, Миша в 4 раза больше Иры, а остальное расчистил папа. Сколько метров дорожки расчистил папа, если длина всей дорожки составляет 38 метров.
- Кто чистил дорожку? (Ира, Миша, папа).
- Сколько метров расчистила Ира? (5 метров)
- Сколько метров расчистил Миша? (неизвестно, но сказано, что в 3 раза больше, чем Ира)
- Каков вопрос задачи? Можем мы сразу на него ответить? (нет) Почему? (не знаем сколько расчистил Миша)
- Выполните краткую запись и решите задачу по действиям (дети работают в технологической карте)
И – 5 м.
М - ? м. в 4 р. больше 32 к.
П - ? м.
5 * 4 = 20 (м.) – расчистил Миша.
5 + 20 = 25 (м.) – расчистили Ира и Миша вместе.
38 – 25 = 13 (м.)
Ответ: 13 метров расчистил папа.
- Какие умения вам помогли правильно решить задачу? (умение правильно записать краткую запись, умение решать примеры на умножение, сложение, вычитание, порядок действий)
- Подскажите, людям каких профессий требуется умение находить результат числовых выражений? (перечисляют профессии)
- На любой работе есть перерыв. Вы очень хорошо потрудились, и я приглашаю вас отдохнуть, покататься на коньках (дети встают на физминутку).
Физкультминутка.
28:7 -Сколько раз ногами топнем? (4)
18:6 -Сколько раз руками хлопнем? (3)
18:9 -Мы присядем сколько раз? (2)
10:2 -Мы наклонимся сейчас. (5)
24:8 -Мы подпрыгнем ровно столько. (3)
Работа в парах постоянного состава.
- А сейчас, я хочу, чтобы вы напомнили порядок действий в выражениях. Плакат
- Вам необходимо очень быстро расставить порядок действий и решить выражение. Вы должны друг другу продиктовать порядок действия, а потом самостоятельно решить. Потом меняемся. У вас на это задание 3 минуты. Время пошло. (дети совместно решают выражения). (РЛ)
25 : 5 + (18 * 1) = 23
18 * 1 = 18
25 : 5 = 5
5 + 18 = 23
(37 + 29 - 18) + 35 : 7 = 53
37 + 29 = 66
66 – 18 = 48
35 : 7 = 5
48 + 5 = 53
Проверка. (Слайд)
- Поставьте себе на полях карандашом оценку 5 – если решили все также, как на слайде.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Математический диктант.
7х8 6х4
49:7 45:5
4х9 8х5
36:6 40:8
3х7 8х4
20:5 48:6
7х9 8х3
24:4 42:7
4х3 6х7
72:8 63:7
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (для закрепления и проверки полученных знаний)
Рефлексия деятельности.
- Оцените себя. Поднимите руки те, кто считает, что он знает таблицу умножения и деления на 5. На 4.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Таблица умножения вам пригодится на всю жизнь, поэтому ее нужно не только выучить, но и понимать.
- А как вы думаете, где нам могут пригодиться полученные знания в жизни? (при покупке в магазине, в дальнейшем обучении и т.д.)
- Ребята, какие задачи стояли пред нами в начале урока?
- Достигли ли мы их? (да)
Домашнее задание.
(Слайд)
- Учебник с.42 задание под чертой (письменно), задание на полях (устно).