Урок: математика
Класс: 2
Тема: «Проверка сложения»
Цель: познакомить с проверкой сложения вычитанием через знание компонентов сложения.
Задачи:
Пронаблюдать связь между компонентами сложения.
Повторить приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Закрепить умение решать устные и письменные задачи в пределах 100, используя краткую запись.
Развивать навыки счета, математическую смекалку.
Способствовать дальнейшему развитию памяти, внимания, мышления.
Развивать интерес к предмету, математическую речь.
Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
формирование способности к самооценке;
Регулятивные УУД:
Формирование умения самопроверки и взаимопроверки.
Коммуникативные УУД:
Формируем умение слушать и понимать других.
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и речи
Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.
Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
выбор оснований и критериев для сравнения
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
использование учебника для нахождения ответов на вопросы;
формулирование способа выполнения задания
Умение действовать по аналогии
установление причинно-следственных связей;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Личностные:
Уметь давать самооценку.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: Листы с названием компонентов сложения: Слагаемое + Слагаемое = Сумма, Сумма – Слагаемое = Слагаемое; алгоритм проверки сложения, наглядность (китайский император, чайное дерево, листочки с примерами.
Литература: учебник М.И.Моро Математика 2 кл., 1 ч.М. :Просвещение, 2012г.; Т.Н.Ситникова Поурочные разработки по математике, 2 класс М.: ВАКО, 2012г.
Ход урока
1.Оргмомент.
Пожелайте доброго настроения друг другу с помощью глаз, улыбки, взгляда.
Ну-ка, дружок, ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
-А что еще нам надо для успешного урока? (ответы детей)
-Хорошо, значит сегодня на урок возьмём такие качества, как: внимательность, трудолюбие, терпение. (на доску вывесить смайлики)
- Какое сегодня число? (15).
Учитель:
- Дайте характеристику числу 15
Дети:
- Оно двузначное.
- В нём 1 десяток, 5 единиц.
- Записывается при помощи цифр 1 и 5
- Сумма 15 = (10 + 5)
Учитель:
Сегодня «Международный день чая»
Вокруг чая множество легенд, рассказывающих о первом знакомстве человека с этим удивительным напитком.
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным – давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили листья и заварили их в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
В это время не далеко от пастухов путешествовал китайский император Шэнь – нунг в поисках целебных трав с котлом на треножнике. Он увидел пастухов и решил подойти к ним.
Но перед императором встала задача, а по какому пройти пути, что расстояние между ним и деревом было меньше?
1 путь (красным цветом) 10 м + 3 м + 4 м = 17 м
2 путь ( синим цветом) 7 м + 4 м + 6 м + 11 м = 28 м
3 путь (желтым цветом) 10 м + 5 м + 15 м = 30 м
Император поднялся к пастухам, и они его угостили напитком. Когда император попробовал этот божественный напиток, он приказал собирать листья этого дерева и разнести его во все дома. Так пошла традиция пить чай. (На доску вывесить значок чая который сострит из 3 –х элементов, человек, дерево, чай)
Ребята приготовили карандаши.
2.Устный счёт.
Математический диктант (дети поднимают карандаши красный – нет, зелены – да)
1. На столе лежало 32, их увеличили на 4. Стало 36? (да)
2.В двух вазах лежат конфеты в первой вазе 23 конфеты, а во второй 5 конфет. В двух вазах 29 конфет? (нет)
3. Ветер дунул – лист сорвал
И ещё один упал
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать?
(1+1+5=7)- показать карточку (да)
4. Если к числу 59 прибавить 1, получилось 60? (да)
5. Я уменьшаю число 76 на 1 и получаю 77? (нет)
6.От перемены мест слагаемых сумма не меняется? (да)
Молодцы! Положили в сторону карандаши, и обратите внимание на доску. Перед вами 3 корзины. Я предлагаю вам стать на минутку сборщиками чайных листочков. Внимательно посмотрите на доску и разложите в каждую корзину соответствующие листочки.
Работа у доски с каждого ряда выходят дети по одному.
Х + 15 = 34 В-7 15+10 =25
67 – У = 30 У + 56 25 – 10 = 15
L + 44 = 50 Z – 20 25 – 15 = 10
По какому признаку вы распределили карточки с выражениями? (на доску вывешиваю понятия)
Буквенные выражения
Уравнения
Числовые выражения
Давайте вспомним что такое буквенное выражение?
Числовое выражение?
Уравнение?
Молодцы!
Оцените выполнение задания с помощью цветных карандашей.
5. Определение темы урока.
-Назовите компоненты сложения. 10+5=15
– Произведем сложение следующих чисел с помощью вот такой чашечки и кружечки (чайная пара)
– Возьми и поставь на наборное полотно кружечку. Придвинь к ним чашечку. Получится у нас чайная пара?
Да!!
Как называется в этом числовом выражении чашечка? (cлагаемое), кружечка? (cлагаемое), чайная пара? (cумма).
– Отодвинь в сторону кружечек. Останется только чашечка.
Если отодвинуть чашечку, то останется только кружечка.
– Какое правило мы с вами получили? (Из суммы вычли первое слагаемое)
– Как вы считаете, для чего мы работали с чайной парой? (Чтобы повторить компоненты сложения. Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке? (Выполнять проверку действия сложения).
Назовите тему урока
Проверка сложения
На доску вывешиваю правило!!!
– Назовите их еще раз компоненты сложения.
Сформулируйте правило
Дети называют, а учитель вывешивает на доске опорные слова:
Слагаемое + Слагаемое = Сумма
– К какому математическому выводу вы пришли, действуя с чайной парой? (Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое).
8.Работа с учебником с.84.
Откройте учебник на с.84, прочитайте правило в красной рамке.
Правильный ли вывод вы сделали?
– Используя полученные опоры, выполняем следующее задание.
№1. устно
Посмотрите на равенства первого столбика. Как получили второе и третье равенства? (Из суммы вычли слагаемое).
Вычислите разности, проговаривая компоненты.
Еще раз читаем правило. Для чего его необходимо использовать? (Для проверки вычислений).
Каким действием проверяем сложение? (Вычитанием).
9.Составление алгоритма проверки сложения
Давайте попробуем составить алгоритм для проверки сложения . Что такое алгоритм? (путь решения). Алгоритм поможет вам в дальнейшем производить проверку сложения. Вспомним каждый шаг.
У каждой группы на парте отдельные блоки алгоритма. Составляем. Что у вас получилось?
Учитель составляет алгоритм на доске.
Каждому из вас я раздам алгоритм в помощь. (Раздаю)
9. Первичное закрепление нового материала.
–№ 2 на с.84 - Применим алгоритм при выполнении задания
Запись на доске и в тетрадях с проговариванием правила. Первый и второй примеры решаем коллективно, 3-4 – самостоятельно
Самопроверка решения. Оценка.
–№ 3 на с.85 – устно (Слайд 12.)
6. Повторение и закрепление ранее изученного материала
Решение задачи №5 на стр.85
Повторить из каких частей состоит задача.
Прочитай задачу вслух.
О чём идёт речь в задаче?
Что известно о мандаринах?
Что нужно узнать?
Составим краткую запись. 1 чел.-у доски.
Какие ключевые слова используем для составления кр.записи?
Было-25м.
Переложили-?
Осталось-5м.
Можем это узнать сразу? Каким действием? Почему вычитанием?
Решаем самостоятельно.
Проверка. Оцените.
7.Домашнее задание.
задание "Проверь себя", вычислить суммы и сделать проверку
8.Рефлексия.
У вас на столе лежат листочки с изображением домика. Ребята скажите почему именно домик?
- Что нового вы сегодня узнали? ( Что сложение нужно проверять вычитанием)
-Для чего это необходимо делать?
8