Урок по математике в 1 классе.
УМК: «Школа России»
Учитель: Комарова Елена Анатольевна
Тема урока: Многоугольники.
Цели: создать условия для ознакомления с различными многоугольниками; повторение состава чисел 2-5; формирования умений сравнивать числа и числовые выражения; развития мышления; развития аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): уметь различать виды многоугольников; чертить с помощью линейки геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-сказка.
Оборудование и наглядные пособия:учебники, тетради, мультимедийная презентация, компьютер.
Методы ведения урока:
Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
Методы стимулирования (новизна, занимательность);
Новые термины и понятия: многоугольник, квадрат, прямоугольник.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Прозвенел для всех звонок
Начинаем мы урок.
По удобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте,
На вопросы отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
- Нас сегодня ждёт путешествие в сказку: «Гуси-лебеди». Но сказка наша будет не простая, а математическая. Вы, конечно, помните главных героев, и что с ними произошло? /ответы детей/ Мы будем помогать сестрице, искать своего братца.
2. Актуализация знаний (устный счет).
-Но прежде чем отправиться в сказку давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:
1) Сосчитайте:
а) от 1 до 10 и обратно;
б) от 4 до 7
в) от 7 до 2
- Покажите на веере:
а) число, которое стоит перед числом 4, 6, 2
б) число, которое стоит после числа 5, 8, 2
в) число, которое стоит между числами 2 и 4, 6 и 8
2) Решите задачи в стихах. Покажите ответы.
На блюдце у Андрюши Четыре желтых груши. Есть мальчик захотел, Одну он грушу съел, Теперь считайте груши На блюдце у Андрюши (3). | На дереве 3 яблока Одно сорвать ручонка так и тянется. Но прежде надо сосчитать. Сколько же останется (2). |
3) Игра «Назови соседа» (состав чисел 2-5) (дети решают с обратной стороны доски)
- Зачем надо знать состав числа? (Чтобы решать примеры)
Класс проверяет (показ ладошкой).
Оцените себя, поставьте смайлик.
Звучит голос кукушки (Слайд 1) Ребята, ну вот мы и попали в сказку.
(Слайд 2)Жили-были мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго настрого наказали следить за братцем. Сестрица посадила брата под окошком, а сама загулялася, заигралася.
(Слайд 3) Налетели Гуси-Лебеди и унесли братца. Бросилась девочка догонять их. Ребята мы с вами поможем девочке? А девочкой сегодня будет Сонечка (учитель надевает платок на голову ученице.)
Бежит девочка и видит печку (Слайд 4). Обращается она к печке.
Учитель: Соня, ты помнишь, что говорит девочка? Скажи слова девочки.
Девочка: Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
А печка ей отвечает: «Скажу, если выполнишь мои задания»
3. Знакомство с многоугольниками (Создание проблемной ситуации).
- Ребята, печка напекла пирогов разной формы. У вас на парте лежат, а у меня на доске пирожки-фигурки.
1) На магнитной доске расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры:
– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям.
( один ребенок у доски, остальные на своих местах – работа у доски с геометрическим материалом)
В результате на доске появляются 2 группы:
фигуры без угловфигуры с углами
- Чем фигуры слева отличаются от фигур справа?
- Назовите геометрические фигуры «без углов». (круг, овал)
- Кто знает как называются фигуры с углами? (квадрат, прямоугольник, четырехугольник)
- Ребята, давайте фигуры справа еще разделим на группы.
- По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)
- Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)- Почему?
- Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.)– Почему?
- Какая фигура осталась одна? (пятиугольник) – А почему она так называется?
2) Давайте подробнее рассмотрим два четырёхугольника (учитель обращает внимание детей на квадрат и прямоугольник)
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны -
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. . (квадрат)
Если все углы прямые.
И всего угла четыре.
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем…. . (прямоугольник)
– Как бы вы назвали фигуру, у которой 6 углов? (шестиугольник – имеет 6 углов.)
4. Сообщение темы урока.
-Ребята, печка спрашивает, как можно назвать одним словом все фигуры,у которых есть углы?( Все фигуры можно назвать многоугольники)
- Кто скажет, как будет звучать тема нашего урока? (Многоугольники)
- Откроем учебник на с. 50. Погладим нашу новую страничку на 1,2,3. Внимательно её рассмотрите и скажите, чему мы будем сегодня учиться? (различать многоугольники)
- Правильно, ребята, все треугольники, четырёхугольники, пятиугольники, и шестиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.
- Давайте посмотрим, что нам скажет наш компьютер. (электронное приложение к учебнику
Печка: Молодцы ребята, справились с моим заданием. Бегите по дорожке.
Бежит девочка по дорожке и видит, стоит яблонька. Вдруг подул сильный ветер.
5.Физкультминутка.(Слайд 5)
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Яблонька всё выше, выше.
6. Формирование умения различать многоугольники
(проговаривание во внешней речи)
Девочка:Яблонька –Яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
А яблонька ей отвечает: «Скажу, если мои задания выполнишь»
1)Работа с учебником в парах.
Яблонька: Рассмотрите многоугольники, изображённые на полях (с. 50). Обсудите в парах, как они называются. Покажите друг другу углы, стороны и вершины многоугольников. Как выполните задание – просигнальте мне.
- Давайте проверим, как вы выполнили задание. (Один называет многоугольник, другой доказывает).
Яблонька: Молодцы, справились с моим заданием. Гуси-Лебеди полетели в сторону реки, поспешите за ними.
(Слайд 6)Подбежала девочка к реке и говорит: Речка, речка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?
Речка: Скажу, если моё задание выполнишь. Начерти мне многоугольник в тетради.
7. Знакомство с чертёжным инструментом-линейкой. Вычерчивание фигуры.
-Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник? (Начертить)
-Какой инструмент нам для этого понадобится? (Линейка)
-Совершенно верно, при помощи чертёжного инструмента-линейки-можно изобразить любой многоугольник.
-Ребята, давайте рассмотрим линейку. На линейке нанесены деления (чёрточки) и написаны цифры. С помощью этих делений мы можем чертить линии заданной длины.
Но сегодня мы с помощью линейки начертим многоугольник по точкам. Откройте тетради, возьмите карандаш и поставьте три точки в разных местах. Соедините точки по порядку 1-3. (Выполняют указания учителя)
-Какой многоугольник у вас получился? (Треугольник)
- Сколько точек вы поставили? (три)
- Как называются эти точки? (вершины)
-Покажите стороны треугольника. Сколько сторон у треугольника?
- Покажите углы треугольника. Сколько углов у треугольника?
- Почему фигура называется треугольником? (у нее 3 угла)
-А как иначе можно назвать треугольник? (Многоугольник)
Речка: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Вон в том лесу живёт Баба-Яга.
- Давайте отдохнём перед дальней дорогой.
8.Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Будем прыгать и скакать,
Остановка - стоп, стоп,
А глазами – хлоп, хлоп.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Подтянулись, потянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
(Слайд 7)-Побежала девочка дальше. Увидела девочка избушку Бабы-Яги. В избушке Яга сидит, кудель прядёт, а рядом братец серебряными яблочками играет.
Девочка: «Баба-Яга, отдай мне братца».
Баба-яга отвечает: «Отдам, тебе мальчонку, если покажешь мне, что научилась различать многоугольники»
9.Самостоятельная работа в тетради на печатной основе.
а) – Откройте тетрадь на с.20
- Рассмотрите рисунок. Запишите цифрой, сколько предметов нарисовано
б) Прочитайте следующее задание. Нарисуйте фигуры.
в) – Возьмите красный карандаш.
- Закрасьте столько кругов, сколько нарисовали четырехугольников,
- Закрасьте столько четырехугольников, сколько нарисовали треугольников
г) Прочитайте следующее задание.
- Какую фигуру называют пятиугольником? (у которой 5 углов, сторон и вершин)
- Каким цветом нужно раскрасить пятиугольники (синим)
- Раскрасьте пятиугольники.
- Сколько пятиугольников вы раскрасили (2)?
- какую фигуру называют треугольником? (у которой 3 стороны, вершины, 3 угла)
- Каким цветом нужно раскрасить треугольники? (красным)
- Раскрасьте треугольники
- Сколько треугольников вы раскрасили?
- Что нужно сделать в следующем задании? (соединить запись и рисунок)
- Соедините рисунок с записью. Вычислите (слева 3+2 справа 4+1
кленовых 2 кленовых 1)
- Что нужно сделать в следующем задании? (поставить знаки ,
Самостоятельно.
Баба-Яга: Забирай братца. Да, гляди не забудь, что сегодня на уроке изучала!
Девочка: Спасибо! И дети побежали домой.
10.Рефлексия.
1. Ребята, наше путешествие по сказке подходит к концу. Во время этого путешествия, что вы узнали о фигурах. О каких фигурах мы говорили? Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры)
Учитель показывает пятиугольник.
-Как ещё можно назвать эту фигуру? Как вы это узнали? (По количеству углов)
Затем учитель показывает поочерёдно на квадрат и прямоугольник.
- Как по-разному можно назвать эту фигуру? (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат)
2. – Оцените себя с помощью «Светофора»:
- зеленый круг – кто хорошо разобрался в новой теме;
- желтый – остались трудности по теме
- красный – не поняли темы урока
11. Итог урока.
-Что нового открыли для себя на уроке?
-Понравилась ли вам ваша работа на уроке?
-Научились различать многоугольники?
-За что вы можете себя похвалить?
Я вас тоже хвалю за работу на уроке и говорю вам: «Спасибо за урок!»
(Слайд 8)
-Ребята, а ещё вам говорят спасибо, герои сказки.
-Прибежали дети домой, а тут и отец с матерью приехали с подарками. Рассказали им дети, что с ними приключилось, стали они их обнимать, целовать, дочку умницей называть.
11