Таблица умножения и деления на 6
Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 6 и работать над ее запоминанием; формирование умения применять таблицу деления на 6;
развитие мыслительных процессов;
повышение интереса к изучению математики;
воспитание культуры общения, умения работать индивидуально и коллективно.
закреплять умение решать задачи на кратное и разностное сравнение; развивать умение работать самостоятельно
Формируемые УУД
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации ( по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения.
Планируемый результат
Предметные: знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением ( умножение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Ход урока
Организационный момент
Эмоциональный настрой. Мотивация. |
На уроке мы продолжим таблицу составлять Он сегодня загадку приготовил для нас, Секрет этой цифры узнает класс. Но сначала, ребятки, для «ума зарядка». |
Актуализация знаний
1. (Чистописание)
Среди данных чисел назовите числа, кратные 5.
9, 8, 15, 2, 28, 10, 25, 17, 5, 23,11, 37, 20, 18, 16, 30, 12,42,45, 14.
Работа в паре. Взаимопроверка
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.)
— Составь выражение и найди его значение, выполнив вычисления в столбик.
1. Из суммы чисел 47 и 29 вычесть 46.
2. К 46 прибавить разность чисел 34 и 16.
3. Из числа 90 вычесть сумму чисел 18 и 34.
4. К сумме чисел 17 и 26 прибавить 18. (Два ученика работают у доски.)
— Найди значения выражений.
45:9 + 36:4 (16+24): 4: 5
4*6 + 5*8 (23 - 30 : 6): 3
— Реши задачу.
Тетрадь в клетку стоит 5 руб., а альбом-15 руб. Во сколько раз тетрадь стоит меньше, чем альбом?
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачу, учащиеся поднимают карточку со знаком действия, которым эта задача решается.)
В трех конвертах по 9 кружков. Сколько всего кружков в этих конвертах?
Две девочки съели по 8 слив. Сколько всего слив съели девочки?
18 солдатиков лежало в двух коробках поровну в каждой. Сколько солдатиков в каждой коробке?
12 персиков раздали 6 девочкам поровну. Сколько персиков получила каждая девочка?
Два брата нашли по 5 грибов. Сколько всего грибов нашли братья?
У бабушки в хозяйстве 5 кур и 7 гусей. Сколько всего птиц у бабушки?
3. Математический диктант
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет — знак —.)
1. Произведение чисел 3 и 8 равно 24. (+)
2. 8 больше 2 в 16 раз. (—)
3. Если к 36 прибавить 18, получится 45. (-)
4. 30 — четное число. (+)
5. В таблице умножения на 4 есть число, которое оканчивается цифрой 0. (+)
6. Частное чисел 36 и 8 равно 7. (-)
7. Число 25 делится на 2. (-)
8. Из произведения чисел 8 и 0 число 6 не вычитается. (+)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
Самоопределение к деятельности
Слушайте, ребятки, Знайкину загадку;
Точнее не загадку, а веселую задачку:
Трое читают. А эти вдвоем,
Что рисуют старательно.
Соседу задачку про водоем
Нужно решить обязательно.
Вот и тебе задачка, мой друг:
Сколько друзей собралось вокруг? (6.)
— Какую таблицу будем сегодня составлять? (Таблицу умножения 6.) Так скорее друзья за работу!
--- Вычислите.
2*6 3*6 4*6 5*6
— Как вы вычисляли? (Поменяли множители местами и воспользовались знанием таблицы умножения на 2—5.)
— Какой пример будет следующим? (6-6.)
— Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ? (Таблицу умножения с числом 6.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
1. Составление таблицы умножения и деления с числом 6
— Как найти значение произведения 6* 6? (6 + 6 + 6 + 6 + 6 + + 6 = 36 или 6-5 + 6 = 36.)
— На сколько больше будет каждое следующее произведение? (На 6.)
— Составьте таблицу умножения числа 6 самостоятельно.
— Как умножить на 6? (Можно переставить слагаемые местами.)
1•5+1= 4•5 + 4= 7•-5 + 7 =
2•5 + 2= 5•5 + 5= 8•-5 + 8 =
3•5 + 3= 6•5 + 6= 9•5 + 9 =
— Чем похожи данные выражения? (В каждом выражении второй множитель 5, и знаки умножения и сложения.)
Чем отличаются? (Первые множители разные.) Запишите данные выражения в один столбик.
— Каким произведениям равны данные суммы? Замените и запишите во второй столбик. (Дети выполняют задание.)
1•6= 4•6= 7•6 =
2•6= . 5•6= 8•6 =
3•6= 6•6= 9•6 =
Найдите значения произведений.
- Что у вас получилось? (Таблица умножения на 6.)
- Какого равенства не хватает? (10-6 = 60.)
Запишите это равенство в столбик получившейся таблицы.
— Каким правилом воспользуемся для составления таблицы деления с числом 6? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
— Составьте таблицу деления с числом 6.(с.44 Вычисли и запомни!)
2. Работа по учебнику № 1 (с. 44).
(Устное выполнение по цепочке.) №3(с. 44).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
Физкультминутка
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Поочередно поднять и опустить руки.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№4 (с. 44). (Устное выполнение.)
- Что вы можете сказать о решении первого уравнения? (В уравнении неизвестно вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Уравнение решено неверно.)
(Аналогично разбираются остальные уравнения.)
№6 (с. 44). (Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу с краткой записью.)
Было — 50 кг.
Израсходовали — ?, 2 • 6 (кг).
Осталось — ?
1) 2*6=12(кг)-расходовали
2) 50-12=38(кг)-осталось
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№70 (с. 30), 72 (с. 31). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 44). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.) Решение: 4*3=12 4 • 5 = 20 4 • 6 = 24 4-10 = 40
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какие темы мы повторили?
— Что вам показалось трудным?
— За что можете себя похвалить?
Домашнее задание
Учебник: № 5, 2 (с. 44).