Ф.И.О. Хамадеева Алсу Рафисовна
Предмет: математика
Класс: 5в
Базовый учебник Никольский С.М., Потапова М.К., Решетникова Н.Н. и др., Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М. – Просвещение, 2014.
Тема урока: Умножение обыкновенных дробей. Решение задач.
Цель урока: Обобщить и комплексно применить знания учащихся по указанной теме.
Планируемые результаты:
предметные: уметь использовать умение умножать дроби при решении задач;
личностные: умение слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения;
метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, иметь представление о подходах к упорядочиванию информации
Образовательные задачи урока(формирование познавательных УУД):
Обеспечить в ходе урока закрепление правила умножения дробей, умножение дроби на число.
Продолжить формирование общеучебных умений‚ умение организовать себя, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль, работать в заданном темпе.
Воспитательные задачи урока(формирование коммуникативных и личностных УУД):
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Содействовать профилактике утомляемости, формированию санитарно-гигиенических навыков в учебном труде, формированию умений поддерживать работоспособность.
Задачи развития учащихся(формирование регулятивных УУД):
Развитие логического мышления учащихся, развитие и обогащение речи учащихся (логические операции мышления, умение вычленять главную мысль, отделять существенное от несущественного, конструировать правильно предложения и т.д.).
Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умение управлять ими.
Развитие познавательного интереса к предмету.
Развитие самостоятельности мышления.
Развитие эмоциональной сферы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Оборудование: компьютер с мультимедиа проектором, экран.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД |
1. Организационный момент Мотивирование к учебной деятельности | Учитель приветствует детей, просит посмотреть их на доску и познакомиться с девизом урока | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, усаживаются на места | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности |
2.Актуализация знаний. Решение занимательных задач | Создаёт условия для выполнения учениками пробного учебного действия | Слушают доклад ученика об обыкновенных дробях. Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на оценочных листах | Игра «Ромашка» Правила игры: на лепестках ромашки написаны числа. Нужно оторвать лепесток и ответить на вопрос под заданным числом. Вопросы: Что показывает знаменатель и числитель дроби? Приведи пример. Какая дробь равна единице? Какая дробь называется правильной? Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше? Какая дробь называется неправильной? Сравни с единицей правильную дробь. Какая дробь больше единицы? Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? С разными знаменателями? Решают занимательные задачи | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы | Записывают дату урока, определяют тему и цель урока. | Будь внимательней, дружок, Продолжаем мы урок. Предстоит тебе опять Дроби обыкновенные умножать. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков | Наблюдает за учащимися, задает наводящие вопросы, предлагает учащимся сравнить свои ответы с ответом на доске, предлагает ученикам пояснить затруднения, оценить ответ ученика у доски | Участвуют в обсуждении материала, выполняют задание в тетради и у доски | 1) Петя Васечкин уже решил задания и доверил Вам проверку. Найдите ошибку в заданиях: А) ; Б) . Для упрощения вычисления при умножении дробей используют основное свойство дроби. А в чем оно заключается? 2) По учебнику на стр.199, выполним №902. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | | |
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Предлагает выполнить тренировочное задание, поиграть в игру счет эстафета | 1. Выполняет задание на вычисление периметра и площади правильной фигуры, оценивает своего одноклассника. 2. Решают в парах задачу про Незнайку, сравнивают ответы с ответом учителя, оценивают свои результаты по критериям. 3. Решают задачи на нахождение целого по его части. | Задание 1. В равностороннем треугольнике длина стороны равна м ( м). Найдите периметр треугольника. Вычислите периметр квадрата, сторона которого равна м ( м). Хорошо, скажите, а как вычисляют площадь квадрата? Вычислите площадь квадрата, сторона которого равна м ( м). Задание 2. Счет эстафета Задание 3. Помоги Незнайке Работаем в паре, решаем вдвоем. Как-то раз Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки: 1/6 часть суток потратить на чтение умных книг; 3/8 – на совершение добрых дел; 1/12 – на прием пищи (завтрак, обед, ужин); 2/8 – на занятия спортом; 8 ч – на сон”. Сможете ли Вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли этот план? Задание 4. Вершки и корешки. Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом 3т. 2/3 урожая приходится на корешки, а остальное на вершки. Сколько тонн урожая достанется медведю, если известно, что по договору ему причитаются все вершки? Задание5. Царь-Колокол и Царь-Пушка. В Московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За большую величину их назвали Царь-колокол и Царь-пушка. Вместе они весят 240 т. Найдите массу Царь-колокола, если она составляет 8/12 общей массы. Что тяжелее, Царь-колокол или Царь-пушка? | Личностные: формирование позитивной самооценки. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Организует рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. | | | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке и своего отношения к уроку. |
8. Информация о домашнем задании | Дает комментарий к домашнему заданию | «Человек подобен дроби: в знаменателе – то что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Лев Толстой. Что он имел в виду? Придумать задачу на дроби с практическим содержанием. Выполнить №914. | | |
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Я рада приветствовать Вас на уроке математики и прошу обратить внимание на доску. Прочитай, __________, что написано.
«Дорогу осилит - идущий, математику – мыслящий!»
Как Вы понимаете это высказывание?
Абсолютно точно! Это высказывание будет девизом нашего сегодняшнего урока!
(пример ответа ученика) Я понимаю это так: если человек знает куда идти, то он осилит дорогу, также и в математике, если ты мыслишь, то встречаясь с проблемой, всегда сможешь найти способ её решения!
Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и только так получать знания по математике!
Все наши знания мы будем оценивать, и фиксировать результаты на оценочных листах.
«Дорогу осилит - идущий, математику – мыслящий!»
А какую тему мы изучаем, какую область математики мы «осиливаем» сейчас? (обыкновенные дроби)
Актуализация знаний
Рассказывает учащийся, подготовленный дома.
Первое понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по математике Л. Ф.Магницкий. В русском языке слово «дробь» появилось лишь в VIII веке.
Происходит слово “дробь” от слова “дробить, разбивать, ломать на части”. Современное обозначение дробей берет своё начало в древней Индии. Горизонтальную черту одним из первых применяет таджикский ученый ал-Насави. Леонардо Пизанский (Фиббоначи), путешествуя по Востоку, познакомился с достижениями арабской математики, способствовал передаче их на запад, применял эту черту регулярно, после него дробная черта вошла в обиход. Дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад.
Название “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление в VIII веке греческий монах учёный-математик Максим Плануд.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
Без знания дробей никто не может
признаваться знающим математику!
Цицерон
Игра «Ромашка»
Правила игры: на лепестках ромашки написаны числа. Нужно оторвать лепесток и ответить на вопрос под заданным числом.
Вопросы:
Что показывает знаменатель и числитель дроби? Приведи пример.
Какая дробь равна единице?
Какая дробь называется правильной?
Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше?
Какая дробь называется неправильной?
Сравни с единицей правильную дробь.
Какая дробь больше единицы?
Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? С разными знаменателями?
Кто считает, что знает ответы на все эти вопросы, в оценочном листе рисует «звездочку», кто затруднился ответить на один вопрос - рисует квадрат, кто сомневался в себе в двух и более вопросах – рисует круг.
Решение занимательных задач
Открываем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.
А) Задача. Степа Смекалкин записал три числа
,
,
и составил из них некоторое числовое выражение. Его значение равно -
.
Какое числовое выражение составил Степа? (Какое выражение из этих дробей можно составить?)
Ответ:
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.
Б) Придумайте число а, которое удовлетворяет следующим условиям одновременно:
и
.
Ответ:
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.
В) Вместо квадратиков запишите такие равные дроби, чтобы равенства были верными:
а) + =1
б
) + + = 1
в) + + + =1
Ответ: а)
, б)
, в)
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.
Определение темы и постановка целей урока
Ребята, мы с вами повторили правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. А в последнем задании сумму одинаковых дробей мы можем заменить каким-либо другим действием? (Умножением дроби на натуральное число).
А мы умеем умножать? Да, значит какая у нас тема урока? Умножение обыкновенных дробей. Решение задач (запишем в тетрадях)
Будь внимательней, дружок,
Продолжаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Дроби обыкновенные умножать.
Ребята, а какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (Обобщить и комплексно применить знания учащихся по указанной теме)
А как умножить дробь на число? Дробь на дробь?
Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков
1) Петя Васечкин уже решил задания и доверил Вам проверку. Найдите ошибку в заданиях:
А)
;
Б)
.
Для упрощения вычисления при умножении дробей используют основное свойство дроби. А в чем оно заключается?
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.
2) Открываем учебник на стр.199, выполним №902. Приглашаем к доске учащегося.
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует «звездочку», кто допустил одну ошибку - рисует квадрат, у кого две и больше ошибок – рисует круг.
Физкультминутка
Пол-урока мы решали,
Пол-урока размышляли,
И теперь пришла пора -
Разомнётся детвора.
Аккуратно потянулись.
И к соседу повернулись.
Посмотрели в потолок….
Посмотрели в уголок…
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз,
И за парту вновь садись.
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее!
Решение задач на применение умножения обыкновенных дробей
Задание 1. Ребята, что такое периметр? А если фигура правильная, т.е равносторонняя как можно найти ее периметр?
Сейчас выполняем задание по вариантам:
В равностороннем треугольнике длина стороны равна
м (
м). Найдите периметр треугольника. Ответ:
и
Вычислите периметр квадрата, сторона которого равна
м (
м). Ответ:
и
Хорошо, скажите, а как вычисляют площадь квадрата?
Вычислите площадь квадрата, сторона которого равна
м (
м). Ответ:
и
Обменяйтесь, пожалуйста, со своим соседом тетрадями и проверти работы.
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует «звездочку», кто допустил одну ошибку - рисует квадрат, у кого две и больше ошибок – рисует круг.
Задание 2. Счет эстафета
У вас на столах лежат карточки с заданиями на вычисления. Решаем по одному действию и передаем другому.
А теперь проверим: Ответ: 7
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.
Задание 3. Помоги Незнайке
Работаем в паре, решаем вдвоем.
Как-то раз Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:
1/6 часть суток потратить на чтение умных книг;
3/8 – на совершение добрых дел;
1/12 – на прием пищи (завтрак, обед, ужин);
2/8 – на занятия спортом;
8 ч – на сон”.
Сможете ли Вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли этот план?
Ответ: Чтение – 4 ч , Добрые дела – 9 ч, Приём пищи – 2 ч, Занятия спортом – 6 ч, Сон – 8 ч, Всего – 29 ч. План не выполним.
В оценочном листе соседа, рисуем звездочку, если все правильно, квадрат – если сосед был пассивным и круг, если сосед предлагал не верное решение.
Задание 4. Вершки и корешки.
Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом 3т. 2/3 урожая приходится на корешки, а остальное на вершки. Сколько тонн урожая достанется медведю, если известно, что по договору ему причитаются все вершки?
Ответ: Мужику корешки – 2 т, Медведю вершки – 1 т
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.
Задание5. Царь-Колокол и Царь-Пушка.
В Московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За большую величину их назвали Царь-колокол и Царь-пушка. Вместе они весят 240 т. Найдите массу Царь-колокола, если она составляет 8/12 общей массы. Что тяжелее, Царь-колокол или Царь-пушка?
Ответ: Царь-колокол – 160 т, Царь-пушка – 80 т. Царь-колокол тяжелее.
Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.
Рефлексия (подведение итогов урока)
Возьмите в руки оценочные листы и переведите оценки в отметки, следующим образом
9-10 звездочек – «5»
7-8 звездочек - «4»
5-6 звездочек – «3»
Предлагаю обучающимся закончить предложения на выбор:
Сегодня на уроке пне понравилось…
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я закрепил…
Сегодня на уроке у меня получилось…
Какие виды работы вызвали затруднения и требуют повторения…
В каких знаниях я уверен…
Урок дал мне для жизни…
Есть у нас такая поговорка «попал в тупик», т.е попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит – «попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? Она означает, что человек попавший в «дроби», попал в очень трудное положение.
Информация о домашнем задании
«Человек подобен дроби: в знаменателе – то что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Лев Толстой. Что он имел в виду?
Придумать задачу на дроби с практическим содержанием.
Выполнить №914.