СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему "Умножение обыкновенных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Умножение обыкновенных дробей"»

Ф.И.О. Хамадеева Алсу Рафисовна

Предмет: математика

Класс:

Базовый учебник Никольский С.М., Потапова М.К., Решетникова Н.Н. и др., Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М. – Просвещение, 2014.  


Тема урока: Умножение обыкновенных дробей. Решение задач.

Цель урока: Обобщить и комплексно применить знания учащихся по указанной теме.

Планируемые результаты: 

предметные: уметь использовать умение умножать дроби при решении задач;

личностные: умение слушать собеседника, аргументировать свою точку зрения;

метапредметные:  уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, иметь представление о подходах к упорядочиванию информации


Образовательные задачи урока(формирование познавательных УУД):

  1. Обеспечить в ходе урока закрепление правила умножения дробей, умножение дроби на число.

  2. Продолжить формирование общеучебных умений‚ умение организовать себя, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль, работать в заданном темпе.

Воспитательные задачи урока(формирование коммуникативных и личностных УУД):

  1. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

  2. Содействовать профилактике утомляемости, формированию санитарно-гигиенических навыков в учебном труде, формированию умений поддерживать работоспособность.

Задачи развития учащихся(формирование регулятивных УУД):

  1. Развитие логического мышления учащихся, развитие и обогащение речи учащихся (логические операции мышления, умение вычленять главную мысль, отделять существенное от несущественного, конструировать правильно предложения и т.д.).

  2. Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умение управлять ими.

  3. Развитие познавательного интереса к предмету.

  4. Развитие самостоятельности мышления.

  5. Развитие эмоциональной сферы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Оборудование: компьютер с мультимедиа проектором, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Учитель приветствует детей, просит посмотреть их на доску и познакомиться с девизом урока

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, усаживаются на места




Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: 

организация своей учебной деятельности

2.Актуализация знаний.

Решение занимательных задач





Создаёт условия для выполнения учениками пробного учебного действия

Слушают доклад ученика об обыкновенных дробях.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на оценочных листах

  1. Игра «Ромашка»

Правила игры: на лепестках ромашки написаны числа. Нужно оторвать лепесток и ответить на вопрос под заданным числом.

Вопросы:

  1. Что показывает знаменатель и числитель дроби? Приведи пример.

  2. Какая дробь равна единице?

  3. Какая дробь называется правильной?

  4. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше?

  5. Какая дробь называется неправильной?

  6. Сравни с единицей правильную дробь.

  7. Какая дробь больше единицы?

  8. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? С разными знаменателями?

  1. Решают занимательные задачи

Познавательные:

структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: 

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы

Записывают дату урока, определяют тему и цель урока.

Будь внимательней, дружок,
Продолжаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Дроби обыкновенные умножать.


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков



Наблюдает за учащимися, задает наводящие вопросы, предлагает учащимся сравнить свои ответы с ответом на доске, предлагает ученикам пояснить затруднения, оценить ответ ученика у доски

Участвуют в обсуждении материала, выполняют задание в тетради и у доски

1) Петя Васечкин уже решил задания и доверил Вам проверку. Найдите ошибку в заданиях:

А) ;

Б) .

Для упрощения вычисления при умножении дробей используют основное свойство дроби. А в чем оно заключается?

2) По учебнику на стр.199, выполним №902.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.



6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Предлагает выполнить тренировочное задание, поиграть в игру счет эстафета

1. Выполняет задание на вычисление периметра и площади правильной фигуры, оценивает своего одноклассника.

2. Решают в парах задачу про Незнайку, сравнивают ответы с ответом учителя, оценивают свои результаты по критериям.

3. Решают задачи на нахождение целого по его части.

Задание 1.

  1. В равностороннем треугольнике длина стороны равна м ( м). Найдите периметр треугольника.

  2. Вычислите периметр квадрата, сторона которого равна м ( м).

Хорошо, скажите, а как вычисляют площадь квадрата?

  1. Вычислите площадь квадрата, сторона которого равна м ( м).

Задание 2. Счет эстафета

Задание 3. Помоги Незнайке 

Работаем в паре, решаем вдвоем.

Как-то раз Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:

1/6 часть суток потратить на чтение умных книг; 

3/8 – на совершение добрых дел; 

1/12 – на прием пищи (завтрак, обед, ужин); 

2/8 – на занятия спортом; 

8 ч – на сон”.

Сможете ли Вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли этот план?

Задание 4. Вершки и корешки. 

Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом 3т. 2/3 урожая приходится на корешки, а остальное на вершки. Сколько тонн урожая достанется медведю, если известно, что по договору ему причитаются все вершки?

Задание5. Царь-Колокол и Царь-Пушка. 

В Московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За большую величину их назвали Царь-колокол и Царь-пушка. Вместе они весят 240 т. Найдите массу Царь-колокола, если она составляет 8/12 общей массы. Что тяжелее, Царь-колокол или Царь-пушка?

Личностные: 

формирование позитивной самооценки.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Организует рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.



Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке и своего отношения к уроку.

8. Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию

  1. «Человек подобен дроби: в знаменателе – то что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Лев Толстой. Что он имел в виду?

  2. Придумать задачу на дроби с практическим содержанием.

  3. Выполнить №914.











Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Я рада приветствовать Вас на уроке математики и прошу обратить внимание на доску. Прочитай, __________, что написано.

«Дорогу осилит - идущий, математику – мыслящий!»

Как Вы понимаете это высказывание?

Абсолютно точно! Это высказывание будет девизом нашего сегодняшнего урока!

(пример ответа ученика) Я понимаю это так: если человек знает куда идти, то он осилит дорогу, также и в математике, если ты мыслишь, то встречаясь с проблемой, всегда сможешь найти способ её решения!

Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и только так получать знания по математике!

Все наши знания мы будем оценивать, и фиксировать результаты на оценочных листах.

«Дорогу осилит - идущий, математику – мыслящий!»

А какую тему мы изучаем, какую область математики мы «осиливаем» сейчас? (обыкновенные дроби)

  1. Актуализация знаний

Рассказывает учащийся, подготовленный дома.


Первое понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по математике Л. Ф.Магницкий. В русском языке слово «дробь» появилось лишь в VIII веке.

Происходит слово “дробь” от слова “дробить, разбивать, ломать на части”. Современное обозначение дробей берет своё начало в древней Индии. Горизонтальную черту одним из первых применяет таджикский ученый ал-Насави. Леонардо Пизанский (Фиббоначи), путешествуя по Востоку, познакомился с достижениями арабской математики, способствовал передаче их на запад, применял эту черту регулярно, после него дробная черта вошла в обиход. Дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад.

Название “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление в VIII веке греческий монах учёный-математик Максим Плануд.

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.


Без знания дробей никто не может

признаваться знающим математику!

Цицерон

  1. Игра «Ромашка»

Правила игры: на лепестках ромашки написаны числа. Нужно оторвать лепесток и ответить на вопрос под заданным числом.

Вопросы:

  1. Что показывает знаменатель и числитель дроби? Приведи пример.

  2. Какая дробь равна единице?

  3. Какая дробь называется правильной?

  4. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше?

  5. Какая дробь называется неправильной?

  6. Сравни с единицей правильную дробь.

  7. Какая дробь больше единицы?

  8. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? С разными знаменателями?

Кто считает, что знает ответы на все эти вопросы, в оценочном листе рисует «звездочку», кто затруднился ответить на один вопрос - рисует квадрат, кто сомневался в себе в двух и более вопросах – рисует круг.

  1. Решение занимательных задач

Открываем рабочие тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

А) Задача. Степа Смекалкин записал три числа , , и составил из них некоторое числовое выражение. Его значение равно - .

Какое числовое выражение составил Степа? (Какое выражение из этих дробей можно составить?)

Ответ:

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.

Б) Придумайте число а, которое удовлетворяет следующим условиям одновременно:

и .

Ответ:

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.

В) Вместо квадратиков запишите такие равные дроби, чтобы равенства были верными:



а) + =1



б ) + + = 1



в) + + + =1



Ответ: а) , б) , в)

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.

  1. Определение темы и постановка целей урока

Ребята, мы с вами повторили правила сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. А в последнем задании сумму одинаковых дробей мы можем заменить каким-либо другим действием? (Умножением дроби на натуральное число).

А мы умеем умножать? Да, значит какая у нас тема урока? Умножение обыкновенных дробей. Решение задач (запишем в тетрадях)

Будь внимательней, дружок,
Продолжаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Дроби обыкновенные умножать.

Ребята, а какие цели мы поставим на сегодняшний урок? (Обобщить и комплексно применить знания учащихся по указанной теме)

А как умножить дробь на число? Дробь на дробь?

  1. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков

1) Петя Васечкин уже решил задания и доверил Вам проверку. Найдите ошибку в заданиях:

А) ;

Б) .

Для упрощения вычисления при умножении дробей используют основное свойство дроби. А в чем оно заключается?

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.



2) Открываем учебник на стр.199, выполним №902. Приглашаем к доске учащегося.

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует «звездочку», кто допустил одну ошибку - рисует квадрат, у кого две и больше ошибок – рисует круг.

  1. Физкультминутка

Пол-урока мы решали,
Пол-урока размышляли,
И теперь пришла пора -
Разомнётся детвора.
Аккуратно потянулись.
И к соседу повернулись.
Посмотрели в потолок….
Посмотрели в уголок…
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз,
И за парту вновь садись.
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее!

  1. Решение задач на применение умножения обыкновенных дробей

Задание 1. Ребята, что такое периметр? А если фигура правильная, т.е равносторонняя как можно найти ее периметр?

Сейчас выполняем задание по вариантам:

  1. В равностороннем треугольнике длина стороны равна м ( м). Найдите периметр треугольника. Ответ: и

  2. Вычислите периметр квадрата, сторона которого равна м ( м). Ответ: и

Хорошо, скажите, а как вычисляют площадь квадрата?

  1. Вычислите площадь квадрата, сторона которого равна м ( м). Ответ: и

Обменяйтесь, пожалуйста, со своим соседом тетрадями и проверти работы.

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует «звездочку», кто допустил одну ошибку - рисует квадрат, у кого две и больше ошибок – рисует круг.

Задание 2. Счет эстафета

У вас на столах лежат карточки с заданиями на вычисления. Решаем по одному действию и передаем другому.

А теперь проверим: Ответ: 7

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.



Задание 3. Помоги Незнайке 

Работаем в паре, решаем вдвоем.

Как-то раз Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:

1/6 часть суток потратить на чтение умных книг; 

3/8 – на совершение добрых дел; 

1/12 – на прием пищи (завтрак, обед, ужин); 

2/8 – на занятия спортом; 

8 ч – на сон”.

Сможете ли Вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли этот план?

Ответ: Чтение – 4 ч , Добрые дела – 9 ч, Приём пищи – 2 ч, Занятия спортом – 6 ч, Сон – 8 ч, Всего – 29 ч. План не выполним.

В оценочном листе соседа, рисуем звездочку, если все правильно, квадрат – если сосед был пассивным и круг, если сосед предлагал не верное решение.



Задание 4. Вершки и корешки. 

Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом 3т. 2/3 урожая приходится на корешки, а остальное на вершки. Сколько тонн урожая достанется медведю, если известно, что по договору ему причитаются все вершки?

Ответ: Мужику корешки – 2 т, Медведю вершки – 1 т

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.



Задание5. Царь-Колокол и Царь-Пушка

В Московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За большую величину их назвали Царь-колокол и Царь-пушка. Вместе они весят 240 т. Найдите массу Царь-колокола, если она составляет 8/12 общей массы. Что тяжелее, Царь-колокол или Царь-пушка?

Ответ: Царь-колокол – 160 т, Царь-пушка – 80 т. Царь-колокол тяжелее.

Кто справился с заданием, в оценочном листе рисует звездочку.

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

Возьмите в руки оценочные листы и переведите оценки в отметки, следующим образом

9-10 звездочек – «5»

7-8 звездочек - «4»

5-6 звездочек – «3»

Предлагаю обучающимся закончить предложения на выбор:

  • Сегодня на уроке пне понравилось…

  • Сегодня на уроке я повторил…

  • Сегодня на уроке я закрепил…

  • Сегодня на уроке у меня получилось…

  • Какие виды работы вызвали затруднения и требуют повторения…

  • В каких знаниях я уверен…

  • Урок дал мне для жизни…

Есть у нас такая поговорка «попал в тупик», т.е попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит – «попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? Она означает, что человек попавший в «дроби», попал в очень трудное положение.

  1. Информация о домашнем задании

  1. «Человек подобен дроби: в знаменателе – то что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Лев Толстой. Что он имел в виду?

  2. Придумать задачу на дроби с практическим содержанием.

  3. Выполнить №914.