МБОУ «Гимназия №1 имени К.И.Щелкина» г.Белогорска Республики Крым
План-конспект урока математики по теме «Периметр прямоугольника»
2 класс

Подготовлен и проведен
учителем начальных классов
Нацвиной Александрой Владимировной
Белогорск, 2015
Тема. Периметр прямоугольника.
Цели:
Оборудование урока:
для учителя: карточки с записанной пословицей; образцы написания цифр 2,0,9; карточки с геометрическими фигурами для игры «Путешествие по математическому городу»; демонстрационные карточки для игры «По таинственным тропинкам»; схема для составления задачи; плакат «Заповедные места Беларуси»;
для учеников: тетрадь, учебник, линейка, карточки для самостоятельной работы (1-3); раздаточный материал «Прямоугольник»; три вида васильков.
План – конспект урока
Организационное начало урока;
Долгожданный дан звонок,
Начался уж наш урок.
Будем мы на нем опять
Решать, считать, смекать!
Вы места свои займите,
Взор на доску поднимите,
Девиз урока дружно вы прочтите!
- Почему эта пословица может стать девизом урока математики? (Рассуждения детей.)
- А какие еще пословицы можно захватить с собой на урок?
(Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Один за всех и все за одного.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
Упустишь минутку – потеряешь час.)
- Итак, постараемся не упустить ни минутки и как можно больше научиться на уроке.
Чистописание
- Назовите цифры, которые спрятались за словами девиза. (2015)
- Постарайтесь записать эти цифры каллиграфически правильно, глядя на образцы написания. (Самостоятельная работа учащихся)
- Может кто-либо догадался, что обозначают эти цифры?
- Назовите сумму цифр этого числа. (8)
- Представьте это число в виде суммы двух слагаемых. (7 и 1 и т.д.)
- Если приписать с числу 7 два нуля, то какое число получится? (700)
Устный счет
а) игра «Путешествие по математическому городу»
- Славится Республика Крым не только своей удивительной красотой, но и неповторимым, незабываемым сказочным местечком. Каким? (Поляна Сказок в г.Ялта)
- Посмотрите на наше сказочное местечко. Что оно напоминает? (Рассуждения детей)




1
5
-Назовите номера фигур – домов, которые являются четырехугольниками? (2,3,4,6,5)
- Какие фигуры являются многоугольниками? (1)
- Номера фигур, у которых есть прямые углы? (2,1,4,6,5)
- Назовите фигуры, у которых все углы прямые? (2,4,6)
- Как называются эти фигуры? (Прямоугольники.)
- Как называются стороны прямоугольников? (Длина и ширина.)
- Какое свойство сторон прямоугольника мы знаем? (Противоположные стороны прямоугольника равны.)
- *** Сколько углов у прямоугольника надо обрезать, чтобы получился пятиугольник? (1) восьмиугольник? (4)
б) игра «По таинственным тропинкам»
- А сейчас пройдемся по таинственным тропинкам Поляны Сказок. Кого мы можем повстречать в густых зарослях?
(
Ребята считают цепочки примеров, называют ответ, учитель открывает картинку с надписью и сообщает детям интересные факты из жизни животных.)
7
+5-2+5=
40-30+50-20=
(
12-8)+23=
3
дм 6 см 36 м

15
Белка – запасливый и бережливый зверек. Вы знаете, что на зиму она собирает лесные орехи и делает потайные кладовые. В такой кладовке орехов с десяток. Зимой лесная хозяюшка безошибочно отыскивает кладовую и вынимает орешки. Таких кладовок у белки по лесу множество. Представляете, какая у нее безукоризненная память.
Белка


27
Ёжик – большой обжора. Особенно аппетит разыгрывается тогда, когда их в гнезде ждут голодные ежата. Но и сам – съедобная добыча, особенно для филина. Длинными когтями хватает филин ежей и глотает его кусками.
Ёжик


4
Рысь – очень редкий зверь в наших лесах. Прекрасно умеет плавать. Мурлычет, как домашний кот, когда сыта. А когда начинает сердиться, то сначала тоненько мяукает, а затем низко урчит.
Рысь


40
Черепаха болотная – самое древнее животное на Земле. Водится в Беловежской пуще возле тихих речных речушек. Живёт в наших условиях до 25 лет. Занесена в Красную книгу Республики Беларусь. Но есть сведения, что может жить от 70 до 100
и более лет.
Черепаха
- Используя выделенные буквы в названиях животных и открывшуюся картинку, составьте т прочитайте слово, которое получилось. (Периметр.)
- Так чему мы будем учиться на уроке?
Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться находить периметр прямоугольника, а также будем отрабатывать вычислительные навыки и умение решать простые и составные задачи.
Закрепление материала по теме «Периметр»
а) с.28 №1
- Посмотрите на рисунок. Какая фигура изображена?
- Какова ее длина? Ширина?
- Чему равен периметр этого прямоугольника?
- Как его нашли?
-Что такое периметр прямоугольника?
- Как найти периметр?
б) с.28 №2
- Измерьте стороны данного прямоугольника.
- Чему равна длина? Ширина?
- Как найти периметр?
- Запишите выражение.
в) составление задачи по схеме
- Посмотрите на схему. Составьте задачу.
- Начертите прямоугольник.
- Подпишите длины сторон.
- Найдите периметр. (6+6+3+3=18 (см))
г) работа с раздаточным материалом
- Измерьте стороны прямоугольников, которые лежат у вас на парте. Назовите периметр.
Проверка. – Чему равен периметр жёлтого прямоугольника? (10+5+10+5=30 (см))
– Чему равен периметр красного прямоугольника?
(6+6+6+6=24(см))
– Чему равен периметр синего прямоугольника?
(11+9+9+11=40 (см))
– Чему равен периметр зелёного прямоугольника?
(10+10+10+10=40 (см))
– Чему равен периметр белого прямоугольника?
(14+5+14+5=38 (см))
Физкультминутка
- А сейчас отдохнем, наберемся сил перед новым испытанием.
Самостоятельная работа по карточкам
Карточка №1
Реши задачу.
Длина кормушки прямоугольной
формы для косуль 3 м, а ширина-
1 м. Найдите периметр.
_____________________
Это интересно!
Косули прячутся зимой в глубокий снег, как под одеяло
Карточка №2
Реши задачу.
Длина вольера прямоугольной формы
в Беловежской пуще, где живут лоси 20 м, а ширина – 12 м.
Найдите периметр.
_ ____________________
Это интересно!
Лось – второе по величине животное в пуще.
Рога вырастают только у самцов.
Лоси хорошо плавают.
Карточка №3

Реши задачу.
Длина вольера прямоугольной формы для зубров 35 м, а ширина – на 10 м меньше. Найдите ширину вольера. Найдите периметр.
_______________________
Выполни №9 на с.29
____________________________________
Это интересно!
Зубр – самое крупное животное беловежского леса.
Зубры живут около 30 лет.
Новорожденные зубрята весят около 20 кг.
Зубр способен быстро бегать и перепрыгивать через преграду высотой 2 м, лишь был бы разбег.
Проверка самостоятельной работы.
- Чему равен периметр кормушки прямоугольной формы для косуль?
- Что интересного узнали о косулях?
(3+3+1+1=8(м))
- Чему равен периметр участка прямоугольной формы для лосей?
- Что интересного узнали о жизни лосей?
(20+20+12+12=64(м))
- Чему равен периметр участка прямоугольной формы для зубров?
- Что интересного узнали о зубрах?
(35-10=25 (м) – Ш;
35+35+25+25=120 (м) – Р.)
Работа по учебнику. Решение задач и примеров.
а) устное решение задачи: с.29 №6
- Рассмотрите рисунок, составьте задачу и решите ее.
- Что можно узнать? (Какова высота ели? 13-4=9м.)
- А еще? (Какова высота ели и сосны вместе? 13+9=22м)
- А вот главная достопримечательность поместья Деда Мороза – огромная живая ель не такая маленькая. Ее высота достигает 40 метров. Это, вероятно, самая высокая новогодняя елка не только в Европе, но и в мире.

б) решение составной задачи: с.29 №7
- Рассмотрите картинку, краткую запись и составьте задачу о наших поездках в г.Ялта на Поляну Сказок.
(Дети собрались на экскурсию на Поляну Сказок. В первом автобусе ехало 50 детей, во втором – 25. Не смогли поехать 4 ученика, они остались дома. Сколько всего детей собиралось поехать (было) на экскурсию на Поляну Сказок?)
Решение у доски учащимся с объяснением.
50+25=75(д.) – поехало;
75+4=79(д.) – было.
Ответ: 79 детей.
в) решение примеров по рядам: с.28 №4
(1 ряд решает первую строку; 2 ряд – вторую; 3 – третью. Три ученика с каждого ряда работают у доски.)
г)* самостоятельное решение примеров: с.29 №10
Подведение итогов урока.
- Подведем итоги нашего урока. Закончите мои предложения:
Сегодня я учился……
Мне было легко на уроке ….
Я испытывал трудности при ……
Я узнал …
Рефлексия. Самооценка.
- А сейчас оцените свою работу на уроке. Помогут нам это сделать васильки – любимые полевые цветочки белорусского народа.
Если на уроке у вас все получалось и вы не испытывали трудностей, если вам все понравилось – поднимите распустившийся василек.
Если вы испытывали трудности, но справились с ними сами – василек, который только начинает распускаться.
Если ничего на уроке не получилось и не понравилось, то поднимите нераспустившийся василек.
Мне понравилось, как вы работали на уроке. Ни минутки не теряли, многому научились. Поэтому я украшу нашу полянку вот этим красивым васильком.
(Самооценка учащихся.)
Итак, у нас получилась прекрасная полянка. Я рада, что все васильки у нас расцвели. Пусть наша красивая полянка радует нас и наших гостей.

Физкультминутка
Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждет!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
Тишина стоит вокруг.
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда- сюда:
Делай раз и делай два.
Сколько выросло грибов
У осинок и дубов?
Мы грибочки собираем,
Но колени не сгибаем.
Видим, скачут по опушке
Две веселенькие мушки.
Прыг-скок, прыг-скок –
Скачем с пятки на носок.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас.
Одной, другой – это кроль.
Покачались на волне,
Поплавали и на спине.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.


1
5