Конспект урока по математике.
2 класс.
Тема урока: Особые случаи умножения
Урок 100
предмет. Математика
2 КЛАСС
Тема: ОСОБЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ
Педагогические задачи: познакомить учащихся с особыми случаями умножения – единицы на число и нуля на число; развивать умение читать примеры на умножение и решать их посредством замены действия умножения действием сложения; продолжать формировать умение заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения; формировать умение решать задачи умножением.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: учащиеся принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; дети проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: учащиеся понимают суть действия умножения; знают: особые случаи умножения, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; в каких случаях действие сложения можно заменить умножением; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; умеют: читать примеры на умножение и решать их, заменяя умножение сложением, заменять суммы, состоящие из одинаковых слагаемых, произведениями; умножать единицу и нуль на число; решать задачи и выражения изученных видов; составлять задачи по их кратким записям; достраивать различные фигуры до квадрата.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат; контролируют в форме сличения способа действия и с опорой на образец; оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; правильно выражают свои мысли в речи, при необходимости задают вопросы уточняющего характера; уважают в общении всех участников образовательного процесса.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: http://www.liveinternet.ru/users/byxtelka/post104646979 – Цитатник
Оборудование: таблица, интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: различные фигурки, сопровождающие демонстрацию условия задач; таблица особых случаев умножения.
Основные понятия и термины: умножение, особые случаи умножения, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, сравнить, задача, краткая запись, геометрические фигуры, треугольник, четырехугольник, квадрат.
Организационная структура (сценарий) урока
I. Каллиграфическая минутка.
1 1 1 1 1 1… 0 0 0 0 0 0…
II. Устный счет.
Какое число пропущено?
3* + 48 = *8 89 – 46 = 2*
5* – *2 = 25 *5 + 44 = 9*
III. Подготовка к восприятию нового материала. Открытие новых знаний.
Учитель читает задачу.
Слайд 1
1-я задача. На 5 лошадей сели по одному всаднику. Сколько всего всадников?
– Запишите решение задачи. (1 + 1 + 1 + 1 + 1.)
– Можно ли эту задачу решить иначе?
– Замените сложение умножением. (1 · 5.)
Учитель читает следующую задачу и демонстрирует ее.
2-я задача. На день рождения папа, брат и бабушка подарили Диме по 1 машинке. Сколько всего машинок подарили Диме?
Задача разбирается и записывается аналогично предыдущей: сначала сложением, а потом – умножением.
Затем учитель читает еще две задачи, демонстрируя их содержание фигурками из наборного полотна.
3-я задача. После обеда на столе осталось 4 тарелки. Ни на одной из них не было ни одной сосиски. Сколько всего сосисок на тарелках?
4-я задача. Саши два кармана на рубашке. В каждом кармане ничего нет. Сколько всего вещей у Саши в карманах рубашки?
Задачи разбираются и решаются аналогично предыдущим.
– Рассмотрите внимательно полученные записи. Что вы заметили?
1 · 5 = 5 0 · 4 = 0
1 · 3 = 3 0 · 2 = 0
– Правильно ли будет сказать, что при умножении единицы на какое-либо число получается это же самое число. При умножении нуля на любое число получается нуль?
IV. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
– Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен наш урок?
– Правильно, сегодняшний урок посвящен особым случаям умножения – умножению единицы на число и умножению нуля на число. Слайд 2
– Запишем правила в общем виде: Слайд 3

– Составьте свои задачи или выражения на новые правила. Слайды 4-8
После этой работы ученики решают с объяснением выражения из задания 1 (с. 53).
ФИЗМИНУТКА (музыкальная)
V. Работа над задачами.
– Прочитайте текст задания 5 (с. 53). Это задача? Обоснуйте ваше мнение.
– Что известно в задаче? О чем спрашивается?
– Соотнесите текст задачи с краткой схематичной записью.
– Запишите решение задачи умножением. Сколько стоила покупка? Запишите ответ.
Далее учитель предлагает ученикам составить задачу по выражению: 2 · 5.
VI. Решение и сравнение выражений.
С комментированием выполняется задание 3 (с. 53).
Один ученик или учитель записывают решение на доске.
Самостоятельная работа. Слайд 9
Обучающиеся, рассуждая, сравнивают выражения.
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите фигуры (с. 53, на полях).
– Назовите каждую из фигур. Перечертите их в ваши тетради.
– Дополните фигуры до квадрата. Проверьте работу друг друга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового узнали? Какие открытия сделали?
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание.
Выучить правила, составить 10 примеров на умножение на 0 и 1