СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Что такое дробь"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Что такое дробь"»

Конспект-сценарий урока  математики в 5 классе


Учитель: Александрова Вероника Александровна

Тема: «Что такое дробь.»


  • Тема: Понятие обыкновенной дроби

  • Цель: формировать понятие об обыкновенных дробях; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы.

  • Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формировать умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

  • Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.

Личностные:  уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные -  умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

  • Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.

  • Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

  • Тип урока: урок открытия нового знания.

  • Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

  • Оборудование урока: презентация, мел, доска, учебник, наглядные пособия.

      1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Настроены ли вы на занятие?

Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть
на уроке вам будет так же тепло
и уютно. А теперь за работу!

Обучающиеся включаются в деловой ритм урока

      1. Актуализация знаний.

1. Мотивационная беседа.

- Все выполнили домашнее задание? Были какие-нибудь трудности при его выполнении?

Задают вопросы по домашнему заданию.

Разобрать номера из домашнего задания, вызвавшие трудности, на доске.

- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии. (Доли)

- А что же называют долями? (Равные части, на которые поделен какой-либо предмет.)

- Если у нас есть большой торт и его нужно разделить на всех в классе, то какую долю торта получит каждый? (Одиннадцатую)

- А если я хочу поделить торт только на мальчиков? Или только на девочек?

- А теперь скажите, если мы будем делить торт только на мальчиков или только на девочек, то в каком случае доли (кусочки) торта будут больше? То есть что больше: четвертые или седьмые доли торта? (четвертые)

- Молодцы! Всё правильно!




2. Устный счет

                  25:5 = 5 (Д)

                   36:2 = 18 (Р)

                   48:3 = 16 (О)

                   26:13 = 2 (Б)

120:4= 30 (Ь)

      1. Изучение нового материала.

- Теперь открываем тетради, записываем число и тему урока «Что такое дробь».

Пишут в тетрадях число и тему урока.

 На этом уроке мы познакомимся с понятием «дроби», узнаем, что же такое обыкновенная дробь, научимся читать и записывать обыкновенные дроби.

- Вы все, наверное, слышали песенку с такими словами:

Мы делили апельсин, 
Много нас, а он один! 

Эта долька для ежа, 
Эта долька для стрижа, 
Эта долька для утят,

Эта долька для котят, 

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура.

- На сколько животных в этой песенке делят апельсин?

- Верно, на пятерых, а, значит, по какой доле апельсина получит каждый?

- Верно, по одной пятой доле или части апельсина. А записывают это так: 1/5. Записи такого вида называют обыкновенными дробями.

- Теперь давайте посмотрим, что же показывает число, находящееся под чертой? 

- Верно. Итак, число, показывающее, на сколько долей делят, мы будем называть знаменателем.

- А что показывает число, находящееся над чертой? 

- Верно. Его называют числителем.

Итак, теперь сделаем запись в тетради: Запись вида a/b, где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b - знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта.

- Сейчас я каждому раздам по одной детали, из которых мы с вами будем собирать круг.

- Сначала соберем зеленый круг. У кого зеленая деталь? Выходите к доске и соберите круг. Молодцы. Скажите пожалуйста, какую часть круга составляет каждая деталь? (одну вторую, половину) Запиши рядом эту дробь

-Теперь соберем голубой круг. Выходите к доске и соберите круг. Какую часть круга составляет каждая деталь? (одну третью) Запиши рядом эту дробь

- Теперь соберем розовый круг. Выходите к доске и соберите круг. Какую часть круга составляет каждая деталь? (одну четвертую) Запиши рядом эту дробь

-Теперь соберем желтый круг. Выходите к доске и соберите круг. Какую часть круга составляет каждая деталь? (одну шестую) Запиши рядом эту дробь

- Посмотрите внимательно на доску. Скажите мне пожалуйста, что больше

1/3 или ½?

¼ или 1/6?

Правильно. Молодцы.


- А теперь обратите внимание на желтый круг. Мы видим, что он разделен на шесть частей. Если мы возьмем все шесть его частей, то какую дробь мы получим? И какой вывод мы можем из этого сделать?

- Верно. А если я добавлю еще 2 части, то какая получится дробь? (8/6)

- Верно, молодцы.

- Теперь запишем следующее определение в тетрадь: Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называется правильной. Дробь, в которой числитель равен ли больше знаменатель, называется неправильной.


Прочитайте дроби. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби и поясните, что обозначает.

4. Физкультминутка

    1. Первичное закрепление нового материала.



  1. Математический диктант

-Посмотрите на доску и прочитайте дроби. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби и поясните, что обозначает. (На доске записаны дроби. Дети по очереди читают с доски)

- Решаем № 620. Проверим.

Кто сделал правильно, поставьте плюсик.

- Решаем № 628. Проверим.

Кто сделал правильно поставьте плюсик

  1. Решение задач

- Самостоятельное решение задач с проверкой № 622

- Кто решил правильно,  поставьте плюсик.

№ 682

    1. Домашнее задание.    № 621,624,626 (стр. 164-165)

    2. Рефлексия.

- На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сегодня я бы хотела урок закончить притчей:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу».  А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма своих знаний?

 

Каждый из учащихся себя оценивает.

 «Лист самооценки предметных достижений»

(выдается каждому ученику)

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Моя работа мной оценена так (слова-характеристики): превосходно, отлично, хорошо, нормально.

Оценка знаний учащихся                                  

(Выдается каждому ученику)

Максимальный уровень (превосходно)

Решена новая, совершенно незнакомая задача.


Программный уровень (отлично)

Решена необычная, в чём-то новая задача.  

                       

Необходимый уровень (хорошо)

Знакомая задача решена полностью самостоятельно.


Необходимый уровень (нормально)  

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью.