Основной этап урока. Первичное усвоение новых знаний | Первичное прослушивание музыкального произведения, анализ. | Словесный (беседа, объяснения), наглядный (презентация). | Итак, ребята, возможно, вам известно, что у вокалистов разные голоса. Поднимите руки, если вы хотите узнать какие существуют виды певческих голосов. Отлично. Я очень рада, что вам хочется об этом узнать. Тогда, для этого возьмите карточки на ваших столах. На какие виды делятся певческие голоса? Давайте рассмотрим женские голоса. Как вы думаете, как может звучать голос? Совершенно верно. У каждого звучания голоса есть свое название. Как называется высокий женский голос? Верно. Средний? А низкий? Скажите, ребята, а знает ли кто-то из вас виды мужских голосов? Может, вам доводилось где-то об этом что-то услышать ранее? Совершенно верно, молодец. Бас – это самый низкий мужской голос. Средний называется баритоном. А высокий – тенором. Есть еще детские голос. На какие два вида они делятся? Верно. Спасибо за ответ. Чтобы нам узнать, как звучат певческие голоса, нам нужно будет прослушать различные произведения, а для этого давайте разберемся, какие жанры вокальной музыки существуют. Восстановите правильный порядок букв в словах, чтобы узнать названия этих музыкальных жанров. Для этого вам нужно поработать в парах. Какие у нас есть правила работы в парах? Верно. Работайте. Что у вас получилось? Все верно. Молодцы. Вам уже известен один жанр вокальной музыки. Какой? Верно, песня. Какие песни вы знаете? Замечательно, молодцы. Знаете ли вы что такое хор? Верно, хор – это совместное звучание певческих голосов, т.е. пение большого количества человек с разными голосами. Давайте с вами прослушаем отрывок песни «Здравствуй, Родина моя», которую исполняет детский хор. Сядьте ровно, внимательно слушайте, чтобы потом мне сказать, какой вид певческого голоса вы услышали. Слушает с обучающимися. Итак, какой вид певческого голоса вы услышали? Очень хорошо, молодцы! Совершенно верно, молодцы. Следующий жанр вокальной музыки – ария. Знаете ли вы чем отличается ария от других жанров? Почти верно. Ария — это сольное музыкальное произведение, значит, что арию исполняет один человек. Обычно в арии герой выражает свои переживания, а также рассказывает о происходящих событиях. Давайте прослушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» Римского-Корсакова. Прошу вас побыть ответственными слушателями, сидеть ровно и внимательно слушать. Слушает произведение вместе с обучающимися. Какой звучал голос? Совершенно верно. Как вы думаете для чего автор выбрал именно такой вид голоса? Верно. Следующий жанр вокальной музыки - близкий по названию к вокалу жанр – вокализ. Давайте с вами прослушаем часть такого произведения. Попрошу вас стать ответственными слушателями и создать полную тишину, чтобы внимательно прослушать это произведение и ни на что не отвлекаться. Слушает произведение вместе с обучающимися. Кто может определить какой звучал голос? Совершенно верно, молодцы. А смогли ли вы определить, чем вокализ отличается от других жанров? -Всё верно. Вокализ- это произведение, написанное для голоса без слов. В переводе с латинского «вокализ»- «гласный звук». Сегодня нам предстоит более подробно познакомиться с еще одним жанром вокальной музыки – романсом. Романс — первоначально бытовая песня на испанском языке, одном из романских языков. Это небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с сопровождением одним или несколькими инструментами. Я предлагаю вам познакомиться с одним из произведений в этом жанре, а именно с произведением М.И. Глинки «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Давайте сейчас превратимся в настоящих, ответственных слушателей, погрузимся в чудесный мир пения и завораживающей музыки. Создайте полную тишину и сосредоточьтесь на произведении. Не следует поднимать руки до того момента, пока музыка не закончится. Слушайте очень внимательно и будьте готовы ответить на вопросы после прослушивания. Слушает произведение вместе с детьми. Итак, вы прослушали произведение М.И. Глинки «Жаворонок». Какие эмоции и чувства у вас вызвало это произведение? Спасибо за ваши ответы. Я рада, что это произведение вызвало у вас такой эмоциональный отклик. Скажите, а смогли ли вы заметить, как звучит музыка? Быстро или наоборот медленно? Как вы думаете, почему? Для чего автор сделал именно так? Совершенно верно. Что вы представили, слушая произведение? Чудесно. Спасибо за твой ответ. А знаете ли вы как выглядит жаворонок? Посмотрите, пожалуйста, на доску, так выглядит жаворонок. С виду как воробей, но голова его украшена изящным хохолком. У жаворонка сильные крылья, чтобы взлететь на большую высоту. И звонкий голос, чтобы спеть весеннюю песню на всю округу. Однако основное время жаворонок проводит на земле, селится на открытых пространствах, гнездо устраивает в полях, степях и лугах. Интересный факт, поют только самцы. Давайте вернемся к нашему анализу и подумаем с вами, насколько громко звучала мелодия и для чего композитор сделал именно так? Совершенно верно. Когда мелодия звучит тихо, в песне жаворонка прослеживается некоторая тоска, а когда звучание становится громче – в песне звучит надежда и радость. Подумайте, что еще дополняет образ жаворонка в звучании мелодии? Как она звучала: бодро, энергично, четко, напевно? Верно, молодцы. Действительно мелодия передает нам образ жаворонка, который поет свою печальную песенку, но эта печаль светлая. Как вы думаете, что еще в мелодии рисует нам этот образ птицы? Совершенно верно. Звучание в высоком регистре рисует нам образ этой маленькой певчей птички. А какой звучал голос? Верно. А как он называется? Очень хорошо, молодец. Какие музыкальные инструменты вы услышали? Почему именно этот инструмент выбрал композитор? Да, верно. В сочетании средств выразительности композитор создал прекрасное музыкальное произведение, которое передает нам самые светлые чувства. История создания романса «Жаворонок» связана с поездкой Глинки в Италию. Во время пребывания в Риме композитор оказался очарованным красотой и обаянием итальянских пейзажей и природы. Он услышал пение жаворонка и решил передать это изумительное звучание в музыке. Так на свет появился романс «Жаворонок», в котором ноты словно повторяют пение птицы и передают ее безграничный восторг и радость. Сейчас, посмотрите на доску и скажите, какая картина больше всего подошла бы к этому произведению? Замечательный ответ, спасибо. Давайте с вами еще раз прослушаем это произведение и попытаемся определить, как меняется звучание мелодии. Когда она будет меняться – хлопайте в ладоши. Слушают произведение еще раз. Что у вас получилось? Сколько частей в произведении? Верно. Это куплетная форма. Состоит она из запева и припева. Поднимите руку, кому понравилось произведение. Замечательно. Я очень рада, что оно вам понравилось и вам было интересно его слушать и анализировать. Надеюсь, оно в вас действительно оставила светлые и теплые чувства. Давайте теперь попробуем, смотря на выбранную вами картину, подобрать разнообразные эпитеты к жаворонку. Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность в нашу речь. В нашем случае это будут прилагательные. Попробуйте описать жаворонка с помощью прилагательных. Какой он? Замечательно! Спасибо за ваши ответы. А теперь давайте попробуем описать таким же образом весну. Какой нам ее рисует автор в своем произведении? Спасибо за ваши ответы, у вас замечательно получилось подобрать самые разнообразные эпитеты. Молодцы. | . Поднимают руки. Певческие голоса делятся на мужские, женские и детские. Высоко, средне, низко. сопрано меццо-сопрано. контральто. Поднимают руки. Один из видов мужского голоса – бас. Высокий – сопрано или дискант Средний – альт. Слушать друг друга, уважать мнение друг друга, помогать и тд -Ария, песня, вокализ, романс, хор. Песня. «Лучшая мама на свете», «Песня мамонтенка», «Здравствуй, Родина моя». -совместное пение людей. Слушают произведение. Это детский голос – сопрано или дискант. Песня, которую исполняет один человек. Слушают произведение. Высокий женский голос – сопрано. Чтобы передать образ героини, ее юный возраст. Звучал средний мужской голос – баритон. В нем нет слов. Пели только гласные звуки. Светлую печаль, надежду и др. Музыка звучала размеренно, неторопливо. Чтобы передать красоту пения птицы, те чувства, которые заложены в песне. Я представил, как жаворонок сидит на веточке дерева, светит солнце, и он тонко и красиво поет. Нет. Слушают учителя. Мелодия то затихает, то звучит с новой силой, громко. Мелодия помогает передать образ героя и настроение песни. Мелодия звучала напевно и мелодично. Автор хотел передать нам образ жаворонка, маленькой певчей птички. Высота звучания. Мелодия звучит высоко на протяжении почти всего произведения. Звучал высокий женский голос. Сопрано. Фортепиано. Чтобы передать настроение, нужные чувства и образ маленького жаворонка. Первая, потому что в песне жаворонок как будто летает и поет, а на второй картине он сидит в траве и нет уже той подвижности, что есть в мелодии. Слушают произведение еще раз. Хлопают при прослушивании. Из двух частей. Поднимают руки. Красивый, маленький, звонкий, веселый, задорный, быстрый и т.д. Яркой, теплой, солнечной, нежной, поздней и т.д. | Ф | Речь Аудио колонки (романс «Жаворонок») Интерактивная доска (презентация) | Учительский контроль (беседа) | - знание основных жанров народной музыки; - знание музыкальных традиций, особенностей народной музыки России. | - анализировать аудио- и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей (П); - формулировать выводы на основе результатов наблюдения (сравнения) (П); - воспринимать и формулировать суждения (К); - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К); - проявлять уважительное отношение к собеседнику (К); - соблюдать правила ведения диалога (К); корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К). | - познавательные интересы, любознательность, активность, инициативность и самостоятельность в познании. |
Организация совместной деятельности | Способствовать усвоению обучающимися нового знания. | Словесный (беседа) | Сейчас давайте подведем итог всему ранее сказанному, и вы выполните самостоятельно задание. Ваша задача – сопоставить названия видов певческих голосов с высотой их звучания и заполнить пропуски в определениях. Приступайте к выполнению. Давайте проверим, что у вас получилось. Все верно, молодцы! Теперь я предлагаю перейти к самому пению и вспомнить песню, которую вы разучили на прошлых уроках. Как называется эта песня? Совершенно верно, но перед тем, как мы начнем петь, нам нужно распеться. Поем вместе со мной. Ах ты, Совушка сова, Ты большая голова, Ты на веточке сидишь Ночью сон наш сторожишь. (2 раза) Отлично, молодцы. Теперь перейдем к песенке мамонтенка. Стараемся петь все вместе, чтобы у нас получилось красивое звучание, слова будут у вас перед глазами. Петь я буду вместе с вами. По синему морю, к зеленой земле Плыву я на белом своем корабле. На белом своем корабле, На белом своем корабле... Молодцы, вы очень хорошо пели. | Выполняют задание на листах Высокий мужской голос – тенор. Низкий мужской голос – бас. Высокий женский голос – сопрано. Хор – это жанр вокальной музыки, где совместно звучат человеческие голоса. Романс – это жанр вокальной музыки, небольшое стихотворное произведение, предназначенное для сольного пения с сопровождением одним или несколькими музыкальными инструментами. | Ф | Речь | Учительский контроль (беседа) | - знание музыкальных традиций, особенностей народной музыки России. | - анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей (П); - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенную информацию (П); - корректно и аргументированно высказывать свое мнение (К); - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К). | |