СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Разделительный мягкий знак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Разделительный мягкий знак

Цель урока: Создание условий для знакомства со свойствами мягкого знака

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте на тему "Разделительный мягкий знак"»

Обучение грамоте

Тема: Разделительный мягкий знак

Цель: создание условия для знакомства со свойствами мягкого знака

Задачи:

  • познакомить детей с ролью разделительного мягкого знака в слове; показать, что буквы я, е, ё, ю (в зависимости от позиции) дают два звука;

  • содействовать развитию речи, творческих способностей детей;

  • воспитывать интерес к чтению и желание читать.


Ход урока:


I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу

II. Актуализация знаний

Чтение учителем отрывка из стихотворения Ю. Мориц “Песенка про сказку”.

Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!..
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей по всюду путь открыт …


- Ребята, встречайте сказку.

Жил – был чудак Мягкий знак. Ходил по стране Г. и смущал всех тем, что делал со словами чудесные превращения. Встал он к слову МЕЛ (показать) и превратил МЕЛ в МЕЛЬ (значение слова). Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий УГОЛЬ (показать). Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКА и в одну минуту стала тёплой БАНЬКОЙ.


- Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие, изменился смысл и звучание слов).

- Расскажите о роли мягкого знака в русском языке. (Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме).


- Надоел Мягкий знак всем и некоторые буквы сказали ему: “Уходи отсюда, мы и без тебя можем фокусы показывать”.

Смотри, - кричит одна. – Вон на грядке растёт ЛУК, но стоит мне встать вместо – У, как получится ЛУК – ЛЮК”.

Другая говорит: “Смотри, вот у тебя НОС, но встану я вместо – О – , и ты уже что – то НЁС”.

Третья молвит: “Мальчик МАЛ, он траву МЯЛ”.

Лицо МЫЛ, стал он МИЛ”, - заявляет четвёртая.

Был снежный КОМ, а превратился в вопрос КЕМ?” - закончила пятая.

(На доске: ЛЮК, НЁС, МЯЛ, МИЛ, КЕМ)

- Ребята, какие же буквы - зазнайки встали вместо других букв? (я, е, ё, ю, и) Что их объединяет?

( обозначают мягкость согласных звуков на письме )


III. Сообщение темы урока

- Сегодня мы попробуем сдружить эти буквы с мягким знаком и посмотрим, что из этого выйдет.


IV. Работа по теме

  • Наблюдения за ролью разделительного мягкого знака.

Анализ слова солю”.

Назовите второй слог (ЛЮ)

Какой звук даёт буква Л? ([Л’] согласный, звонкий, мягкий).

Буква Ю? ([У]) Вставим между ними мягкий знак. Солью.

Что случилось? (Изменился смысл слова)


- Давайте посмотрим какую роль выполняет мягкий знак в этом слове?

- Запишите транскрипцию этого слова. Буква Ю одна, а сколько звуков слышите? [Й’У] Почему?

- Можно ли прочитать это слово без мягкого знака? Почему?

- Какие звуки разделяет мягкий знак? ([Л’] [Й’])

- Между какими буквами пишется мягкий знак? (Между согласными и гласными) - разделительный ь!

- Доскажи слово

Мы едим в дальние края,

Прощайте милые ... (друзья).

Анализ слова.

- Транскрипция. Буква Я одна, а сколько звуков произнесли? [Й’А] Почему?

- Каким звукам не даёт сливаться разделительный мягкий знак? ([З’], [Й’])

- Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?


Постирайте и погладьте

Своё фирменное... (платье)

Анализ слова. (по аналогии)


- Ребята, с какими гласными буквами нам удалось сдружить мягкий знак? С какими гласными буквами не сдружили? (Ё, И)

- Придумайте свои слова. (бельё, воробьи, вьёт, льёт, соловьи, муравьи)

- Сколько звуков даёт буква ё в словах бельё, льёт, вьёт? [Й’О]

- Сколько звуков даёт буква И в словах воробьи, соловьи, муравьи? [Й’И]

- Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?


Вывод: Где пишется мягкий знак? Какую роль выполняет?

V. Работа по прописи


VI. Чтение и работа над текстом

  • сказка Г.Цыферова “Как цыплёнок впервые сочинил сказку”

      

Как цыплёнок впервые сочинил сказку


      Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

      У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок.

      Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!

      Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.


  • Работа с текстом до начала чтения

-Прочитайте заглавие. О чём будем читать? (Предположения детей)

Самостоятельное чтение текста целиком.


  • Работа с текстом во время чтения. (Раскрытие содержания)

После 1-го предложения:

- К чему относится это предложение? Какую мысль заканчивает?

- Согласны ли вы с тем, что сказки сочинять просто?

После 2-го предложения:

- А вы знаете сказку о домике на курьих ножках? Кто в нём жил?

- Как вы думаете, а кто бы мог жить в домике на телячьих ножках?

- Чем отличались придуманные домики?

- Какой из них был выше от земли?

- Чем ещё интересны были домики?

- Почему у одного домика были рожки, а у другого ушки?

- Почему этот домик хотел прыгать?

- А что захотели сделать остальные домики?

- Почему всех уложил спать домик на курьих ножках? (Пение петуха – это своеобразные часы. С эго пением начинается утро и заканчивается день.)

- Интересную сказку придумал цыплёнок?

Г.Цыферов помогает взрослым лучше понимать детей, возвращая их в мир детства, а детям помогает узнавать и понимать большой мир взрослых.


  • Выразительное чтение.


- Ребята, найдите в тексте слова, в которых есть мягкий знак, который указывает на мягкость предыдущей согласной. (Прыгать, бодаться)

- Найдите слова с разделительным мягким знаком. (курьи, слоновьи, телячьи, заячьи)


VIII. Рефлексия


«Солнышко» - мне всё удалось

«солнышко и тучка» - мне не всё удалось

«тучка» - у меня ничего не получилось.

IX. Домашнее задание

Читать сказку






































Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Г. Цыферов

      Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

      У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок.

      Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!

      Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Г. Цыферов

      Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

      У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок.

      Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!

      Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Г. Цыферов

      Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

      У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок.

      Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!

      Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Г. Цыферов

      Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

      У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок.

      Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!

      Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.