Обучение грамоте
Тема: Разделительный мягкий знак
Цель: создание условия для знакомства со свойствами мягкого знака
Задачи:
познакомить детей с ролью разделительного мягкого знака в слове; показать, что буквы я, е, ё, ю (в зависимости от позиции) дают два звука;
содействовать развитию речи, творческих способностей детей;
воспитывать интерес к чтению и желание читать.
Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу
II. Актуализация знаний
Чтение учителем отрывка из стихотворения Ю. Мориц “Песенка про сказку”.
Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!..
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей по всюду путь открыт …
- Ребята, встречайте сказку.
Жил – был чудак Мягкий знак. Ходил по стране Г. и смущал всех тем, что делал со словами чудесные превращения. Встал он к слову МЕЛ (показать) и превратил МЕЛ в МЕЛЬ (значение слова). Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий УГОЛЬ (показать). Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКА и в одну минуту стала тёплой БАНЬКОЙ.
- Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие, изменился смысл и звучание слов).
- Расскажите о роли мягкого знака в русском языке. (Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме).
- Надоел Мягкий знак всем и некоторые буквы сказали ему: “Уходи отсюда, мы и без тебя можем фокусы показывать”.
“Смотри, - кричит одна. – Вон на грядке растёт ЛУК, но стоит мне встать вместо – У, как получится ЛУК – ЛЮК”.
Другая говорит: “Смотри, вот у тебя НОС, но встану я вместо – О – , и ты уже что – то НЁС”.
Третья молвит: “Мальчик МАЛ, он траву МЯЛ”.
“Лицо МЫЛ, стал он МИЛ”, - заявляет четвёртая.
“Был снежный КОМ, а превратился в вопрос КЕМ?” - закончила пятая.
(На доске: ЛЮК, НЁС, МЯЛ, МИЛ, КЕМ)
- Ребята, какие же буквы - зазнайки встали вместо других букв? (я, е, ё, ю, и) Что их объединяет?
( обозначают мягкость согласных звуков на письме )
III. Сообщение темы урока
- Сегодня мы попробуем сдружить эти буквы с мягким знаком и посмотрим, что из этого выйдет.
IV. Работа по теме
Анализ слова “солю”.
Назовите второй слог (ЛЮ)
Какой звук даёт буква Л? ([Л’] согласный, звонкий, мягкий).
Буква Ю? ([У]) Вставим между ними мягкий знак. Солью.
Что случилось? (Изменился смысл слова)
- Давайте посмотрим какую роль выполняет мягкий знак в этом слове?
- Запишите транскрипцию этого слова. Буква Ю одна, а сколько звуков слышите? [Й’У] Почему?
- Можно ли прочитать это слово без мягкого знака? Почему?
- Какие звуки разделяет мягкий знак? ([Л’] [Й’])
- Между какими буквами пишется мягкий знак? (Между согласными и гласными) - разделительный ь!
- Доскажи слово
Мы едим в дальние края,
Прощайте милые ... (друзья).
Анализ слова.
- Транскрипция. Буква Я одна, а сколько звуков произнесли? [Й’А] Почему?
- Каким звукам не даёт сливаться разделительный мягкий знак? ([З’], [Й’])
- Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
Постирайте и погладьте
Своё фирменное... (платье)
Анализ слова. (по аналогии)
- Ребята, с какими гласными буквами нам удалось сдружить мягкий знак? С какими гласными буквами не сдружили? (Ё, И)
- Придумайте свои слова. (бельё, воробьи, вьёт, льёт, соловьи, муравьи)
- Сколько звуков даёт буква ё в словах бельё, льёт, вьёт? [Й’О]
- Сколько звуков даёт буква И в словах воробьи, соловьи, муравьи? [Й’И]
- Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
Вывод: Где пишется мягкий знак? Какую роль выполняет?

V. Работа по прописи
VI. Чтение и работа над текстом
Как цыплёнок впервые сочинил сказку
Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.
-Прочитайте заглавие. О чём будем читать? (Предположения детей)
Самостоятельное чтение текста целиком.
После 1-го предложения:
- К чему относится это предложение? Какую мысль заканчивает?
- Согласны ли вы с тем, что сказки сочинять просто?
После 2-го предложения:
- А вы знаете сказку о домике на курьих ножках? Кто в нём жил?
- Как вы думаете, а кто бы мог жить в домике на телячьих ножках?
- Чем отличались придуманные домики?
- Какой из них был выше от земли?
- Чем ещё интересны были домики?
- Почему у одного домика были рожки, а у другого ушки?
- Почему этот домик хотел прыгать?
- А что захотели сделать остальные домики?
- Почему всех уложил спать домик на курьих ножках? (Пение петуха – это своеобразные часы. С эго пением начинается утро и заканчивается день.)
- Интересную сказку придумал цыплёнок?
Г.Цыферов помогает взрослым лучше понимать детей, возвращая их в мир детства, а детям помогает узнавать и понимать большой мир взрослых.
- Ребята, найдите в тексте слова, в которых есть мягкий знак, который указывает на мягкость предыдущей согласной. (Прыгать, бодаться)
- Найдите слова с разделительным мягким знаком. (курьи, слоновьи, телячьи, заячьи)
VIII. Рефлексия
«Солнышко» - мне всё удалось
«солнышко и тучка» - мне не всё удалось
«тучка» - у меня ничего не получилось.
IX. Домашнее задание
Читать сказку
Как цыплёнок впервые сочинил сказку Г. Цыферов Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках. У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок. Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать! Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули. |
Как цыплёнок впервые сочинил сказку Г. Цыферов Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках. У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок. Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать! Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули. |
Как цыплёнок впервые сочинил сказку Г. Цыферов Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках. У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок. Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать! Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули. |
Как цыплёнок впервые сочинил сказку Г. Цыферов Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках. У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки. У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. А у домика на курьих ножках алел гребешок. Домик на заячьих ножках запищал: Хочу прыгать! Домик на телячьих ножках замычал: Хочу бодаться! Домик на слоновьих ножках запыхтел: П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть! А домик на курьих ножках пропел: Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать! Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули. |