СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [а]. Буквы А,а. Строчная и заглавная А,а"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по обучению грамоте по Горецкому

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте "Звук [а]. Буквы А,а. Строчная и заглавная А,а"»

Темы уроков: Азбука – к мудрости ступенька. Звук [a]. Буква Аа.

Строчная и заглавная а А

Цель:

Образовательная: - Познакомить детей со звуком [а], буквами А а,

и их употреблением в речи, учить выделять из слов

на слух гласный звук [а] , узнавать графический

образ этих букв.

Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и

речь детей.

Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в

беду.



Учебник (с.20-23). «Прописи» №2 (с.3-4).

Ход занятия.
I. Организационный момент.

Учись читать !

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.(с.2)

II. Актуализация имеющихся знаний. (повторения опорных понятий, ранее усвоенных учебных действий.)

Повторение по вопросам: На какие группы можно разделить звуки речи?

Как образуются гласные звуки?

Как разделить слова на слоги?

Какова роль гласных звуков в образовании слога?

Если в слоге один только звук, то какой он – гласный или согласный?

Что мы называем слогом-слиянием?

Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный?

Могут ли быть согласные вне слияния?

Каким цветом изображается на схемах гласный звук?

Формулирование темы урока.

-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.

1.Игра называется «Подскажи словечко».

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Это доктор………….(Айболит).(с.3)

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)

- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)

-Задачи нашего урока:

- познакомиться со звуком [a] и буквой Аа

- познакомиться с лентой букв и местом буквы А на ней,

- научиться писать строчную и заглавную букву аА».

- Почему мы разделяем звук и букву?

Это одно и то же или нет?

Чем они отличаются?»


III. Работа по теме урока.

  1. Знакомство со звуком А

-Что надо говорить, когда доктор Айболит осматривает горло? (А-а-а!)

- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

Произносим хором а- а- а- а.

– какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте.

- Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.

2. Работа со слого-звуковыми схемами слов астра и арбуз на с.21 «Азбуки».

Айболит принес девочкам цветок астру, а мальчикам арбуз. Составьте схему этих слов.

Какой цветок изображен на рисунке?

Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам.

Сколько в этом слове гласных звуков?

Каких именно?

Как на схеме отражены эти звуки?

Первый [a] находится вне слияния или в слиянии? А второй?

Под ударением он или безударный?

Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы?

Гласный звук А он может стоять под ударение а может и нет.

  1. Чтение стихотворения на с.21. (учащиеся после каждого слова говорят, есть ли в слове звук [a], ударный он или безударный. Одновременно дети пальчиком ведут по строкам и видят в словах букву А или а.)

  2. Подобрать слова, в которых звук [a] в начале слова (арбуз, акация, аист), в середине слова (барабан, заяц, вагон) и в конце слова (лиса, сова, белка), можно по рисунку на с.20.

  3. Знакомство с буквой Аа

Звук а на письме обозначается буквой Аа.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

  1. Печатание буквы Аа

  2. Определение буквы а в ленте букв.

Табличка называется «лентой букв» и будет служить основой для характеристики букв. Буквы, которые располагаются на розовой части ленты, отражают гласные звуки, а буквы, расположенные на голубой, - согласные звуки. Первой изученной буквой является А. По мере изучения букв табличка будет заполняться.


IV. Закрепление.

Сюжетная картинка на с.20.

Назвать, какие дикие животные изображены (сова (филин), ёжик, лиса, белка, заяц) и есть ли в названиях звук [a].

Составление предложений из трех слов по этой картинке. «Зверюшки изучают азбуку», «Хорошо изучать азбуку», «Надо изучать азбуку» и т.д.


Работа по развитию устной монологической речи по заданиям с. 22-23 (пересказ сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк»).

V. Рефлексия

Оцените себя на уроке, поднимите смайлик.



Письмо

  1. Освоение написания строчной буквы а


– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы – А.

С. Маршак

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кулак – ребро – ладонь». Три положения на плоскости стола: кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно

– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой

С буквой А вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

Т. Синицина

– Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву.

– Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.

Показ и объяснение учителем написания буквы а (первый элемент – овал, второй элемент – палочка с закруглением).

– Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.

– Выполним письмо буквы в воздухе.

– Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

– Напишем сочетание аа.

– Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


  1. Освоение написания заглавной буквы А

Мы уже встречались с печатной заглавной буквой А, видели эту букву в прописях, а теперь поучимся ее писать. Это очень трудная буква, надо постараться.

– Обведите по контуру веточки с листочками.

– Прописная (заглавная) буква А состоит
из трех элементов: длинной плавно наклон-
ной линии с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.

Письмо буквы А по элементам.

– Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.

– Напишем букву А по элементам: в воздухе, на доске, в тетради.

– Зачем нужна заглавная буква? – Имена людей пишутся с большой буквы

С заглавной буквы, без сомненья,

Начинаем предложенье,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторений

– В словах пропущена буква а. Впишите ее.

– Рассмотрите схему слова Анна.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов (Алик, мак)


  1. Рефлексия

Какую тему мы обсуждали сегодня? К какому выводу пришли?

Какую букву начали изучать? Какой гласный звук она обозначает? На что указывает буква А в слоге-слиянии?

Может ли буква А одна составлять целое слово? Приведите примеры.

Может ли одна буква (звук) А составлять целое предложение? Приведите примеры.

–– Буква А довольна вашей работой. А вы? Что получилось? Над чем надо еще поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А?