Окружающий мир 4 класс___________
Тема: Тундра
Цели деятельности учителя
Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой «Природные зоны», организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
Ход урока:
Орг. момент.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Кроссворд
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.)
2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)
3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.)
4. Арктика – царство снега и… (льда).
5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.)
6. Виды рыбы обитающей в северных морях. (Чайка.)
Ключевое слово: ТУНДРА
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания.
Графический диктант
учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: 1 (–). 2 (+). 3 (+). 4 (–). 5 (+). 6 (+). 7 (–).
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя по теме урока.
Работа со схемой.
– Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры?
– Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как?
– Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы
на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим схему.
Работа с учебником
– Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?
– Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной»
в учебнике (с. 88–89). Назовите растения тундры.
– Какая у них наземная часть? Почему?
– В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой. Карликовая березка имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
предлагает опять рассмотреть иллюстрацию
«В тундре весной» в учебнике (с. 88–89).
– Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?
– Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра
и человек» в учебнике (с. 93–95).
– Какое основное занятие населения тундры?
IV. Практическая деятельность
Составление рассказа по плану.
После ответов предлагает заполнить пирамиду.
Составление цепей питания.
Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».
Задания из электронного приложения к учебнику
Далее предлагает составить 4–5 цепей питания.
1. Растения тундры → белая куропатка → песец.
2. Мох-ягель → северный олень → волк.
3. Растения тундры → лемминг → белая сова.
V. Итоги урока. Рефлексия
– С какой природной зоной мы познакомились?
– Чем эта зона отличается от других?
– Работа нашей экспедиции в тундре закончилась, оцените свою деятельность на уроке
VI. Домашнее задание Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). выполнить задание 3 (с. 96)