Урок окружающего мира, 2 класс
Тема: Домашние опасности.
Цели:
1. Узнать, что такое «домашние опасности»
2. Формирование правильного поведения при обращении с приборами и предметами в быту.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать потенциальную опасность бытовых предметов (при неправильном использовании); знать правила безопасного поведения в быту.Научить основным правилам безопасного поведения в быту. Познакомиться с понятиями: электроприборы, газооборудование, колющие и режущие предметы.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить новые знания с личным опытом; анализировать иллюстрации: извлекать информацию, формулировать правила обращения с домашними предметами; моделировать правила с помощью условных знаков; планирование деятельности под руководством учителя.
Личностные: самоопределение; адекватная мотивация к учебной деятельности; проявление заинтересованности в приобретении знаний; смыслообразование; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; проявлять навыки адаптации в быту; установка на здоровый образ жизни.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные;
- технология развития критического мышления.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (работа с карточками), частично-поисковый.
Форма организация работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: презентация, карточки для парной работы.
Ход урока.
Организация начала урока
Психологический и эмоциональный настрой
Урок окружающего мира у нас,
К нему готовился каждый из вас,
А для этого думать и рассуждать.
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели.
- А что самое главное для человека? (его здоровье, жизнь и т.д.)
- Мы сегодня продолжим с вами говорить о безопасности нашей жизни, о том, как сохранить свое здоровье. Только вначале послушайте небольшую историю.
Возвратившись с улицы домой, ребята сказали папе:
– Ох, сколько разных правил нужно знать, чтобы дойти всего-то от школы до дома или от дома до магазина. Зато теперь мы в полной безопасности. Как хорошо, что дома не требуются никакие правила…
– Вы ошибаетесь, друзья, – ответил папа.
- Куда пришли ребята?
- Почему вдруг папа решил, что дома необходимо знать какие-то правила?
- Как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока? (Домашние опасности).
Работа по теме урока.
-Составьте пословицу из слов: крепость, дом, мой, моя. (Мой дом - моя крепость).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Никто посторонний не может пребывать в месте жилья без согласия того, кому оно принадлежит. Каждый хозяин в своем доме, устанавливает свои порядки).
- Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали, делали его жизнь более удобной. Но такая комфортная жизнь привела к тому, что дома нас подстерегают домашние опасности, а вот какие мы определим сейчас.
Работа в паре – разложить карточки на 2 группы: там, где дома детей подстерегает опасность и там, где ее нет. Фронтальная проверка.
- Вы верно разложили карточки. Теперь поговорим более подробно.
Работа в группах.
У вас на партах наборы домашних предметов. Давайте поработаем в группах и разделим эти предметы на 2 группы: опасные и безопасные.
- Давайте с вами разделим домашние опасные предметы по группам.
Физкультминутка.
Как живёшь? Вот так! (Показывают жестом руки)
А идешь? Вот так! (Ходьба на месте)
Как бежишь? Вот так! (Бег на месте)
Ночью спишь? Вот так! ( Руки под щёчку)
Как даешь? Вот так! (Руки вперёд)
А берешь? Вот так! (Руки к себе)
А шалишь Вот так! ( Щёки надули и пальчиками сдули).
-Чем нельзя шалить дома?
-Итак, насколько вы правы, мы сейчас вместе и проверим.
- Какие есть комнаты в квартире, доме? Мы отравимся в путешествие по квартире. Отгадайте загадки:
1) Остановка 1 - кухня
Тут пронзительно свистит
Чайник утром рано.
Холодильник тут стоит,
Раковина с краном. (Кухня)
- С какими опасностями вы можете столкнуться на кухне? (газовая и электроплита)
- О чем надо помнить, подходя к этим предметам? (Ответы детей)
Составляем правила:
- плиту нельзя включать детям;
- спички детям не игрушка;
Газ может быть очень опасным. Скопившись на кухне, газ может взорваться. Газом можно отравиться. А ещё он тоже может стать причиной пожара.
Если ты почувствовал запах газа.
- Сразу скажи об этом взрослым.
- Если взрослых нет дома, выключи конфорки и перекрой газовый кран.
- Не включай свет и электроприборы. Не зажигай спички и свечи.
- Открой окно на кухне, окно в комнате и балконную дверь.
Вывод: Выключай в квартире газ –
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире,
Звоните срочно 104.
- С какой еще опасностью вы можете столкнуться на кухне?
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку,
свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
-Пользоваться ножом вы можете в присутствии взрослых.
Острые, колющие и режущие предметы
Отгадай загадки:
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
Маленького роста я,
Тонкая да острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)
Бьют Ермилку по затылку,
Ну, а он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь)
Вывод: Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
Правила пользования.
1. Передавать ручкой вперёд.
2. Мыть или обтирать голыми руками. (Нельзя)
3. Ножом пользоваться под присмотром взрослых.
4. Во время пользования предметом, размахивать руками. (Нельзя)
Остановка 2 – ванная комната
Тут не кухня и не спальня,
А для всех жильцов купальня.
Открываем оба крана,
Искупать хотим Ивана.
Для Ванюшки непременно
Мы нальем в водичку пену. (Ванная)
- Чем может быть опасна ванная комната?
Правила:
- не играй с водой – это может быть причиной потопа;
- не трогай стиральный порошок, аэрозоль с лаком, краску для волос, средства для чистки сантехники – можно отравиться или остаться слепым
Остановка 3 – комнаты
Смотрят тут телепрограммы
Дочка, сын и папа с мамой.
Мягко светит абажур,
В кресле кот поет: "Мур-мур!" (Гостиная)
В этой комнате на полке
Куклы, зайчики и волки.
Мчится поезд по ковру,
Малышей зовет в игру.
Дочки, сыновья и внуки
Тут совсем не знают скуки. (Детская)
Электроприборы
Назовите предметы одним словом. (Электроприборы) Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара.
Работа в парах / группах.
Составьте правила к этим знакам. Придумайте ещё 2-3 свои правила обращения с электроприборами.
Правила пользования электроприборами.
1.Электроприборы выключать из розетки при уходе из дома. (кроме холодильника)
2. Не пользоваться прибором с оголенным проводом.
3. Горячий утюг ставить на «подошву». (Нельзя)
4. Пытаться самим отремонтировать неисправные приборы. (Нельзя)
5. Влажными руками не прикасаться к электроприборам.
Лекарства
- Еще в каждом доме есть аптечка. Родители должны хранить в недоступном для детей месте.
Если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?
Правила пользования.
1.Лекарства принимать по назначению врача.
2. Разноцветные таблетки – это не всегда витамины.
Остановка 4 - окна и балконы.
Отгадайте загадку.
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной
Нет пути передо мной.
Я и дома - и не дома,
Между небом и землей,
Отгадайте-ка, друзья,
Где же я? (На балконе)
Правила: Нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона. При этом ничего не стоит свалиться.
- Наше путешествие подходит к концу, мы побывали во всех комнатах квартиры, дома.
- Что узнали? Какие опасности могу встретиться дома?
Закрепление полученных знаний.
Тест
(Выбери один правильный ответ)
Что нельзя делать на балконе:
а) вешать бельё;
б) выходить на балкон;
в) свешиваться с балкона.
2. Что можно делать с окном?
а) открывать и закрывать окно;
б) высовываться из окна;
в) сидеть на подоконнике.
3. Чем опасны электроприборы?
а) о них можно ушибиться;
б) ими можно обжечься;
в) они могут ударить током.
4. Какую опасность могут принести соковыжималка, мясорубка и кофемолка?
а) порезать пальцы;
б) обжечь руки;
в) уколоть руки.
5. Найди опасное вещество:
а) ванилин;
б) крахмал;
в) стиральный порошок
6. С чем не должны играть дети?
а) с игрушками;
б) со спичками;
в) на компьютере.
7. По какому телефону нужно звонить при запахе газа?
а) 101
б) 104
в) 102
(взаимопроверка)
Итог урока.
Каждый предмет полезен, но в то же время…(опасен). Необходимо правильно пользоваться предметами быта, чтобы не причинить себе вред
Как теперь мы можем дополнить пословицу «Мой дом – моя крепость»?
- Дом будет крепостью только в том случае, если соблюдать правила пользования бытовыми предметами.
Рефлексия.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
Домашнее задание: с.27 – 33 чтение и пересказ
11