Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо- действия | Промежу- точный контроль |
1.Организа-ционный момент. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. | *Встаньте ровненько. Теперь садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со строением нашего организма. И сейчас мне понадобятся три помощника. Я предлагаю вам пустить мыльные пузыри. Посмотрите, ребята, какая получилась красота! | Слушают и выполняют упражнения с мыльными пузырями. | Фронтальная, индивидуальная | Устный опрос |
2.Актуализация знаний. Проблемный вопрос. | Формулирует задание наводящими вопросами и подводит учащихся к выводу. Проблемный вопрос. | Как вы думаете, что необходимо было сделать ребятам, чтобы пустить пузыри? Что необходимо человеку, чтобы подуть? Попробуйте выдохнуть воздух и на несколько секунд задержать дыхание. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо снова вдохнуть. *А сколько времени человек может обойтись без воздуха? 1-2 минуты. Ловцы за жемчугом – 5 минут, а спортсмены до 10 минут. Зачем же мы дышим? Воздух дороже золота, бриллиантов, всех сокровищ мира. Без сокровищ можно прожить, а без воздуха – нельзя. Даже при разговоре нам помогает дыхание. ( на выдохе мы произносим предложение). Попробуем разобраться, а что же такое, вообще, дыхание? Посмотрите на определение слова «дыхание». | Отвечают на вопросы. Выполняют упражнение. | Фронтальная | Устный опрос |
3. Целеполагание. Определение темы и цели урока. | Формулирует задание, наводящими вопросами и подводит учащихся к выводу | Когда мы вдыхаем, куда попадает воздух? (в легкие) А сразу ли в легкие? Сначала в нос. А куда дальше? Это дыхательная система. *Вспомните, пожалуйста, состав воздуха. А кто знает, какой газ необходим для дыхания? Мы наполнили легкие кислородом, и что происходит с ним дальше? Он попал в кровь. А кровь путешествует по всему организму по сосудам. Они образуют кровеносную систему. Как вы думаете, какая тема нашего занятия? Попробуйте определить цель урока. Что надо сделать, чтобы изучить эту тему? | Определяют тему урока. | Фронтальная, индивидуальная | Практическая работа, Устный опрос |
4. Работа по теме урока. А) дыхательная система | Работа в тетради. Опережающее задание. Рассказ ученика. Работа в тетради | Вернемся к нашему проблемному вопросу: зачем мы дышим? Возьмите ваши тетради. Внимательно посмотрите на схему. Какое слово написано более крупно? Как вы думаете, почему оно выделено? Для достижения цели урока мы попробуем разобраться в том, какие функции выполняет дыхание и кровообращение? О дыхательной системе сейчас ….. нам и расскажет. * Как беречь наше дыхание? Попробуйте составить правила здоровья про дыхание. : нос, вредные привычки, питание, свежий воздух, физ-ра… А сейчас возьмите красный карандаш и на схеме покажите движение воздуха при вдохе. Теперь синим карандашом – движение воздуха при выдохе. | Отвечают на вопросы. Выполняют работу в тетради. Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух идет через носовую полость в гортань и трахею, которая разветвляется на два бронха. Бронхи ведут в легкие. Легкие представляют собой две большие розовые губки. Они состоят из множества крохотных легочных пузырьков – альвеол. Всего в клетках взрослого человека почти 300 млн пузырьков. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из него углекислый газ. Как же это происходит? Трахея и бронхи представляют собой трубки. А в легких – пузырьки. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из него частицы кислорода и отдает частицы углекислого газа. | Фронтальная. Индивидуальная индивидуальная | Устный опрос записи в тетради Ответ ученика. Запись в тетради |
5. физминутка | | *Встаньте, пожалуйста. Выполняем вдох – выдох… Посмотрите на соседа. Как он дышит? Что заметили? Дыхание бывает разным. Ключичное, грудное, брюшное. (последнее более правильное) | | | |
6. Работа по теме урока. Б) кровеносная система. | Формулирует задание, наводящими вопросами и подводит учащихся к выводу. Показ видео «Работа сердца» Работа в тетради | Мы отдохнули, наполнили легкие кислородом, и что происходит с ним дальше? Сейчас мы с вами посмотрим видео, как работает наше сердце. *Текст на экране Сердце человека невелико примерно с ваш кулачок. Сожмите его. Вот такое сердечко бьется у вас в груди. Сердце имеет очень сложное строение. (посмотрите у себя в тетради на схему) Оно состоит из 4-х отделов: 2-х желудочков и 2-х предсердий. Посмотрите на схему. Какого цвета кровь? (работа в тетради) Подпишите, пожалуйста, из чего состоит кровеносная система. Что включают в себя кровеносные сосуды? (артерии, вены, капилляры) Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы»: клапаны, которые открываются только в одну сторону. Назовите правила здоровья, чтобы уберечь наше сердце… | Отвечают на вопросы. | Фронтальная Фронтальная, индивидуальная | Устный опрос Работа в тетради |
7. Практическая работа. | Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу Измерение пульса. Работа в тетради. | *К нам в гости пришел доктор, который может рекомендовать ребятам занятия в спортивных секциях. Для этого всегда у каждого ребенка проверяют его здоровье. Вот, на что обращают внимание в первую очередь. | Доктор: -Для проверки нам необходимо определить ваш пульс. Каждое сердечное сокращение – это толчок ( пульс). Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца. Теперь я включаю секундомер и засекаю 15 секунд. А вы считаете количество ударов за это время. Полученное число умножим на 4. -сколько ударов делает ваше сердце? А теперь я вас попрошу встать и сделать 10 приседаний. Снова замеряем пульс. -Что изменилось? -Какой можем сделать вывод? Запишите результат в таблицу. | Индивидуальная. | Ученики замеряют пульс. Работа в тетради. |
8. Закрепление изученного материала. | Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу | *Для закрепления материала выполняем работу в тетради. А1)Какую систему образуют сердце и сосуды: 1)Нервную 2)Пищеварительную 3)Дыхательную 4)Кровеносную А2)Укажите орган, который НЕ входит в состав дыхательной системы 1)Легкие 2)Бронхи 3)Трахея 4)Сосуд А3)Укажите орган, который двигает кровь 1)Сердце 2)Бронхи 3)Легкие 4)мозг | Дети выполняют работу в тетради. | Индивидуальная. | Работа в тетради. |
9.Рефлексия. | Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу | *Попробуем подвести итоги нашего урока. Какова была цель нашего урока? Как вы думаете, почему дыхательная и кровеносная система взаимосвязаны? У вас на парте смайлики дух цветов. Они нам помогут оценить нашу работу на уроке. Если вас увлекла тема урока, и вы хотите узнать больше, поднимите желтый смайлик. Если вы считаете, что хорошо поняли сегодняшнюю тему – синий смайлик. | | Индивидуальная. | Работа с карточками. |
10. Творческое домашнее задание. | | *Перед вами лежат корзинки. Дома вместе с родителями попробуйте сделать корзинку и заполнить ответами на вопрос: Если хочешь быть здоров… ( как укрепить наше сердце и дыхание). | | | |