Урок окружающего мира
1 класс
УМК «Школа России»
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Тема: «Как путешествует письмо?».
Цель: познакомить детей с работой российской почты, видами почтовых отправлений.
Задачи:
раскрыть роль почтовой связи в жизни людей, видами почтовых отправлений;
развивать коммуникативные способности учащихся;
способствовать формированию универсальных учебных действий: анализа и синтеза; способов учебного сотрудничества; умения строить речевое высказывание в устной форме; самооценки; самоконтроля выполняемой деятельности.
Материалы и оборудование: мультимедиа проектор, презентация, карточки для работы в паре, конверты и бланки для письма (26 шт.), шаблоны марок для рефлексии (тучка и солнышко).
Литература:
Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс: учебник в 2 ч. (часть 1) – М.: Просвещение, 2018.
Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [А.А.Плешаков, М.А. Ионова, О.Б.Кирпичева, А.Е. Соловьева].- М.: Просвещение, 2014.
Ход урока
1. Организационный момент
Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной.
Мы – умные,
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы в 1 классе учимся
Все у нас получится!
2.Мотивация и актуализация знаний.
Кто стучится в 1 «Д»
С толстой сумкой на ремне,
Это он, это он, наш смоленский почтальон!
- Ребята, у нас гость (почтальон) (Слайд 1)
Почтальон. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали, кто я? (почтальон) А вы знаете, кто такой почтальон? (ответы детей) Это 1д класс 37 школы?(да) Я правильно попала? (да) Я принесла вам письмо от Деда Мороза. Вот послушайте, что пишет Дед Мороз. «Здравствуйте, дорогие ребята! А как вы учитесь, делаете ли добрые дела, слушаетесь ли родителей? (да) 24 декабря я приду к вам на праздник – на новогоднюю ёлку. А вы пока готовьтесь к празднику. Я принесу много подарков. Напишите мне письмо, кто какой подарок пожелает. Жду от вас ответа. Счастья и радости вам в Новом Году!
Ваш Дедушка Мороз»
- Ребята, напишем письмо? (да) До праздника осталось совсем немного времени, надо поторопиться.
3. Сообщение темы урока, целеполагание, постановка проблемы.
А) Рассмотрим письмо ДМ.
- Что такое письмо? ДМ о чём нам сообщил? Кто из вас писал письмо и кому? О чём вы хотите сообщить? Где можно посмотреть точное определение? (В толковом словаре). (Письмо - написанный текст – сообщение, которое отправляется по почте. В письме можно сообщать о своих делах) (Слайд 2)
- Напишем мы письмо ДМ, можно ли сразу отнести на почту? Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до Деда Мороза? (Нужен конверт и марка) (Рассматривают инд. конверты). (Слайд 3-4)
- Что видите на правом верхнем углу? (марку) А без марки наше письмо дойдёт до ДМ?
(Марка - это знак оплаты почтовых сборов). (Чтение, хором повторяют).
- А вы знаете, что марки бывают очень разнообразные, и есть люди, которые их коллекционируют?
-А кто из вас знает, как эти люди называются?
(Филателист – это человек, который коллекционирует марки) (Слайд 5)
- Какие цифры вы видите на нижнем левом углу?
Это почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" – состоит из 6 цифр: первые три цифры - это код города, ещё три - номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, потому что индекс расшифровывает машина.
Чтобы правильно написать индекс, вы должны смотреть на образец. (Слайд 6)
-Найдите на левом верхнем углу слова "От кого?", «Откуда?». Здесь вы напишете адрес отправителя. А кто такой отправитель? ("Отправитель" - это тот, кто отправляет письмо.) В нашем случае – это мы.
- Найдите в нижнем правом углу слова «Кому, куда?» Здесь вы напишете адрес адресата. А кто такой адресат? ("Адресат" - это тот, кто получает письмо. Кому оно адресовано" – Дед Мороз)
- На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название города, улица, дом, квартира, почтовый индекс.
Б) Вывод: Что нового узнали? Значением каких слов вы познакомились? Как правильно оформлять конверт?
- Заглянем в почтовое отделение. Наряду с письмами там есть и другие вещи. Они совсем не похожи на письмо. Как же они называются? О них написано в учебнике, давайте прочитаем.
Работа с учебником Плешакова "Окружающий мир", 1 класс.
Открытка – открытое письмо. Её отправляют, когда кого – то надо поздравить с праздником или с днём рождения.
Посылка - упакованная вещь в коробке, которая отправляется по почте. Там могут быть подарки, гостинцы.
Бандероль - небольшая вещь в бумажной обёртке, которая отправляется по почте. Там могут быть книги, небольшие подарки. (Слайд 7-8)
Показ фрагмента мультфильма «Простоквашино».
Когда наше письмо будет готово, его можно отправить в путь.
В) Проблемный вопрос. Куда отправить письмо? И как оно путешествует?
- А нам надо это знать? Если мы не будем знать письмо наше может потеряться по дороге.
- Кто занимается рассылкой писем? (Российская почта) А кто доставляет почту? (почтовые работники)
- Первичное усвоение новых знаний.
Теперь отгадывайте загадки, это будет для вас подсказкой. (Дети по очереди отгадывают загадки, а на доске поочередно открываются окошечки).
1 загадка
Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик)
2 загадка
Все вести
Собрались вместе. (Мешок с письмами)
3 загадка
На столе на видном месте
Собирают вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (Письма на столе)
4 загадка
Что за птица
Песен не поет
Гнезда не вьет
Людей и груз везет? (Самолет)
5 загадка
Полотно, а не дорожка
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползет
Весь обоз один везет. (Поезд)
6 загадка
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне… (Почтальон)
7 загадка
Дома из жести,
А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики) (Слайд 9)
ФИЗМИНУТКА
4. Первичная проверка понимания.
Работа в паре. Определение последовательности в работе почты.
- Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Сейчас вместе со своим соседом по парте расположите их в той последовательности, как путешествует письмо (парная работа).
Проверим, как вы справились с этим заданием и объясним каким образом путешествует письмо. Я начинаю, а вы подсказываете… (хором)
Комментарий учителя: на стене на видном месте висит синий почтовый ящик. В щёлку ящика опускает письмо отправитель. Каждый день письма вынимают. Подставит почтовый работник мешок, щёлкнет замочком - письма попадают в мешок. Их доставляют в почтовое отделение. Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом письма отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах. Оттуда развозят по почтовым отделениям. Самые большие почтовые отделения называются ПОЧТАМТ. Самый большой почтамт Москвы находится на Казанском вокзале. За одни сутки там сортируют 3 миллиона писем. После это письма разносятся и развозятся по адресам почтальоны и разбрасывают их по почтовым ящикам. Так он попадают к адресату. (Слайд 10-11)
5. Первичное усвоение новых знаний.
- Как вы думаете, ребята, каким образом много лет назад люди могли передавать сообщения друг другу, когда не было почты, не было поездов и самолётов, радио и телеграфа.
Подготовленный ребенок рассказывает о почтовом голубе. (Слайд 12)
Много сотен лет назад почтальоном был голубь. Его так и называли -почтовый голубь, который мог пролететь 3000 км и лететь быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние.
Голубям, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники. Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Это произошло в 1942 году. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.
Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки.
Во время ВО войны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений.
В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят. (Слайд 13-14)
6. Первичное закрепление.
Ребята, пришло время оформить конверт для письма Деду Морозу. Приклеивает на конверт адрес отправителя, адресата, пишем индекс. (Слайд 15) Конверт готов! Я хочу каждому из вас подарить бланк письма Дедушке Морозу! Дома, вместе с родителями, вы напишите свое письмо и отправите его в путешествие! Пока дойдёт до Деда Мороза они пройдут долгий путь, но мы надеемся, что дойдут наши письма вовремя.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, а мы забыли наклеить марку! У вас на партах есть марки с солнышками и тучками. Если вам урок понравился наклейте марку «Солнышко», если нет и остались вопросы наклейте марку «Тучка». (Слайд 16)
Посмотрите, почтальон оставил посылку, и она адресована нам. Посмотрим, что там? (Открывают посылку. А в ней леденцы. )