№ | Этап | Ход урока | Деятельность |
1. | Проверка домашнего задания. | - На прошлом уроке мы говорили о том, чем отличается человек от других объектов окружающего мира. - К какой природе относится человек: к живой или неживой? (Человек является объектом живой природы). - Докажите это утверждение. (Человек, как любое живое существо рождается, дышит, питается, растёт и развивается, приносит потомство, умирает). - Чем отличается человек от других живых существ? (В отличие от других живых существ, человек – существо разумное). - Что создал человек благодаря своему разуму? (Благодаря своему разуму человек построил города, создал шедевры искусства, написал книги, создал самолёты и ракеты многое-многое другое. Ни одно животное, даже очень сообразительное, не создало ничего подобного. А ещё человек своим разумом познает и изучает природу, разгадывает загадки окружающего мира). - Где «помещается» разум человека? (Разум человека помещается в головном мозге). - Как называется наука, которая изучает духовный мир человека? (Наука, которая изучает духовный мир человека, называется психологией. Это название произошло от слияния двух греческих слов: «психе» - душа, «логос» - наука, учение). - Перечислите ступени познания человеком окружающего мира. (Восприятие, память, мышление, воображение). - Какие органы человека служат восприятию окружающего мира? (Глаза, уши, язык, кожа – эти органы служат восприятию информации из окружающего мира). - Как называется способность человека сохранять информацию, полученную при помощи органов восприятия? (Способность сохранять полученную информацию, называется памятью). - Как называется способность человека сопоставлять, анализировать, устанавливать связи, классифицировать различные предметы, явления окружающего мира? (Способность человека анализировать, классифицировать, устанавливать связи и т.д., называется мышлением). - Что такое воображение? (Воображением называется способность человека представлять себе то, чего нет в данный момент перед глазами, то, что мы не слышим, а порой и то, чего нет вообще на свете). | Принимают участие в беседе. |
2. | Проблемная ситуация для определения темы урока. | - Мы говорили о человеке: о том, что человек – часть живой природы, о том, что человек – существо разумное и всё время познаёт и изучает мир при помощи восприятия, памяти, мышления и воображения. Но давайте подумаем: что необходимо каждому человеку, чтобы у него все эти качества появились и получили развитие? (Слайд №2) - Я расскажу вам несколько историй. В 1845 году люди заметили раздетую девушку, бегущую на четвереньках через пустыню в Техасе. Она едва напоминала человека. Эта молодая особа нападала на стадо коз вместе со стаей волков. В 1912 году двухлетнего мальчика стащила самка леопарда. Спустя три года этого мальчик нашёл охотник. Его вернули в родную семью в маленькой индийской деревне. Сначала он лишь сидел на корточках и быстро бегал на четвереньках, не разговаривал, мог стонать и рычать. Он кусался и никому не давался в руки, поймал в деревне курицу и тут же её съел. В 2003 году 5-летнюю девочку Марину Чапман выкрали из дома и совсем одну бросили в джунглях Колумбии. Пять лет она сосуществовала с группой обезьян капуцинов, ведя полностью дикое существование. Марина подружилась с молодыми обезьянами, научилась у них лазить по деревьям и распознавать безопасную пищу. Девочка полностью утратила навык человеческого общения. Восьмилетнюю Оксану нашли в собачьей конуре в 1991 году. В течение шести лет она жила с собаками. Её родители были алкоголиками и однажды ночью просто забыли девочку на улице. В поисках тепла она забралась в конуру и свернулась калачиком с дворнягами, которые, возможно, спасли ей жизнь. Когда девочку обнаружили, её поведение напоминало собачьи повадки. Она бегала на четвереньках, сопела и высовывала язык, скалила зубы и лаяла. Из-за отсутствия человеческого общения она знала всего два слова. - Что же необходимо каждому человеку, чтобы стать разумным существом? (Чтобы стать разумным существом, человек должен расти и развиваться среди других людей). - Люди с древнейших времён объединялись и жили рядом друг с другом они научились общаться с помощью речи, перенимать друг у друга умения, навыки, изучать окружающий мир. Объединение всех людей на Земле называется человечеством или человеческим обществом. - Прочитайте в учебнике стр. 18 первый и второй абзац. Запишите в «Словарь» определение: «Общество или человечество – это объединение всех людей на Земле, связанных между собой потребностями, общением, целями». - Выполните в Рабочей тетради на стр. 14 задание №1 | Слушают рассказ учителя. Делают вывод, отвечают на ключевой вопрос. Работают со «Словарём». Выполняют задание в Рабочей тетради. |
3. | Семья – часть общества | (Слайд №3) - Первое общество, с которым знакомится человек, как только появляется на свет – это его семья. Прочитайте в учебнике на стр. 18 третий абзац. Кого объединяет семья? (Семья объединяет самых близких людей – родственников). - Что объединяет родственников в семье? (Все члены семьи живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге). - Запишите в «Словарь» определение: «Семья – это часть общества, которая объединяет близких родственников, которые живут под одной крышей, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге». - Выполните в Рабочей тетради на стр. 15 задание №3. | Работают с учебником. Работают со «Словарём». Выполняют задание в Рабочей тетради. |
4. | Семья – часть народа. Народ -часть общества. | (Слайд №4) - В России более 160 народов и каждая семья принадлежит к какому-либо народу: русские, белорусские, татарские, чеченские, калмыкские, бурятские, тувинские и ещё много-много других семей. У семей каждого народа свой родной язык, свои традиции, национальные костюмы, сказки, песни и танцы. Представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица. - Прочитайте в учебнике на стр. 19 первый абзац. Рассмотрите рисунки на стр. 19. Таким образом каждый человек является частью семьи, а каждая семья является частью какого-нибудь народа. - Запишите в «Словарь» определение: «Народ – это часть общества, которую объединяет общий язык, общие традиции, национальный костюм, песни, танцы и сказки, цвет кожи и особенности черт лица». - Выполните в Рабочей тетради стр. 15 задание №4. | Работают с учебником. Работают со «Словарём». Выполняют задание в Рабочей тетради. |
5. | Страна, государство. | (Слайд №5) - Каждому народу на Земле принадлежит какая-то территория. Эта территория называется страной или государством. Прочитайте в учебнике на стр. 19 второй абзац. (Слайд №6) - Каждое государство имеет свою границу, свой главный город – столицу, свои государственные символы (герб, гимн, флаг), свой язык. В каждой стране (государстве) есть своё правительство. - Прочитайте в учебнике текст на стр. 20 - Запишите в «Словарь» определение: «Страна (государство) - это территория, принадлежащая какому-то народу. Каждая страна имеет своё правительство и свои границы и государственные символы». - Выполните в Рабочей тетради на стр.14 задание №5. | Работают с учебником. Работают со «Словарём». Выполняют задание в Рабочей тетради. |
6. | Человек, семья, народ, страна – части общества (обобщение знаний). | (Слайд № 7) - Ответьте на вопросы и заполните кластер «Общество». Из кого или из чего состоит общество? а) из животных б) из людей в) из растений Как называется та часть общества, которая окружает человека, как только он появляется на свет? а) страна б) народ в) семья Как называется общество, которое объединяет людей с одинаковыми традициями, костюмами, языком, песнями, танцами? а) народ б) семья в) страна Как называется территория, которая принадлежит тому или иному народу и имеет свои границы, символы, столицу, правительство? а) народ б) страна в) семья Человек, семья, народ, страна – всё это части … а) природы б) общества в) государства - Выполните в Рабочей тетради на стр.15 задание №2. | Отвечают на вопросы. Работают с кластером. Выполняют задание в Рабочей тетради. |
7. | Государство – как политическая система страны. | - Прочитайте текст «Что такое государство» в учебнике на стр. 23. - Что ещё обозначает слово «государство», кроме обозначения страны? (Слово «государство» обозначает власть в стране). - Какую работу выполняет власть (государство) в стране? (Государство (власть) принимает законы и следит за их исполнением, контролирует чтобы все части экономики работали слаженно, создаёт системы образования и здравоохранения, поддерживает науку и культуру, содержит армию и полицию, которые в свою очередь обеспечивают порядок и безопасность народа). (Слайд №8) - Заполните кластер «Государство». - Как называется человек, который возглавляет государство (власть) в России? (Президент). - Верно, но не все страны возглавляет президент. Есть государства, где власть возглавляет монарх, или церковное лицо. Рассмотрите в учебнике на стр. 21 таблицу, и вы увидите, как называется глава того или иного государства (страны). (Слайд №9) - Кто стоит во главе правительства Японии? (Император). - Как называется глава государства Франции? (Президент). - Кто управляет государством Ватикан? (Папа римский). | Работают с учебником. Работают с кластером. Отвечают на вопросы. |
8. | Закрепление новых знаний. | - Ответьте на вопрос 3 в учебнике на стр.22. - Ответьте на вопрос 4 в учебнике на стр.22. Народов на земле много, много и различных стран. Но при всем при этом Земля одна. И все люди живут на нашей планете. Иногда не очень мирно, иногда в дружбе и согласии, но живут по сути в одном доме. Это только нам кажется, что народы разделяют огромные расстояния. На самом деле, Земля - лишь маленькая песчинка в глубинах космоса. А потому ее жители - это единое общество, единое человечество, единая семья. - Прочитайте и дайте ответы на вопросы из рубрики «Проверь себя» стр. 22 1. Как ты можешь охарактеризовать место человека в мире? Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество». 2. Почему семья очень важная часть общества? Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей. 3. Сколько народов живёт на Земле? На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица. 4. Сколько государств на Земле? Всего на Земле около 200 государств. 5. Перечисли, что имеет любое государство. Найди некоторые из этих признаков на карте (в учебнике). Государство (страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык, главу государства, символы государства (флаг, герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру. | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. |
9. | Домашнее задание. | - учебник стр. 18-23, читать, отвечать на вопросы; - Рабочая тетрадь стр.16, задания 6-7; - повторить определения терминов в словаре «Научного дневника». | |