Предмет: Окружающий мир |
Класс 3 |
Тема занятия: Московский Кремль |
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Межпредметные связи: математика |
Планируемые результаты: Предметные результаты: формировать интерес к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; научить работать с информацией: извлекать её из дополнительного материала, использовать её для решения поставленных задач. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: выполнять задания в соответствии с целью; выполнять учебное действие, используя план; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат деятельности. Познавательные УУД: раскрывать значение выражения “Московский Кремль” и использовать его в активном словаре; использовать приобретённые знания для составления сообщения о Московском Кремле. Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога; адекватно использовать речевые средства для представления деятельности; согласовывать позиции и находить общее решение. Личностные результаты: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении учебной темы. |
Используемые технологии и ресурсы: https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/235/topic/274/lesson/830 |
|
Этап занятия | Время, мин | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формы, методы, приемы, средства обучения | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Задание, ссылки на цифровые ресурсы (скрин) | Формы оценивания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Организационный момент | 1 | 1. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Интересное узнать. 2. Эпиграф нашего урока: «Москва, как много в этом звуке Для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось!..» А.С.Пушкин | Настраиваются на учебный процесс, проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге. | словесный метод | Регулятивные: эмоциональный настрой на урок,умение организовать свою работу. Личностные: мотивация к учебной деятельности. Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать с учителем и классом. | | оценка учителя |
Актуализация опорных знаний | 5 | - Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке. -Что обозначают элементы эмблемы Всемирного наследия? -Назовите объекты Всемирного наследия в России. | Актуализируют пройденный материал. Всемирное наследие. Круг символизирует природу, квадрат – творения человека. Отвечают на вопросы. В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Росси́йской Федера́ции значится 25 наименований (на 2012 год). 15 объектов включены в список по культурным критериям, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения, и 10 объектов включены по природным критериям, причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности. Кроме этого, по состоянию на 2012 год, 26 объектов на территории России находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, архитектурный ансамбль Кижского погоста, Московский Кремль и Красная площадь, исторические памятники Новгорода и окрестностей, культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова», белокаменные памятники Владимира и Суздаля, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, центральный Сихотэ-Алинь, золотые Алтайские горы, Убсунурская котловина, Западный Кавказ, историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль», ансамбль Ферапонтова монастыря, Куршская коса, цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента, Остров Врангеля, ансамбль Новодевичьего монастыря, исторический центр Ярославля, геодезическая дуга Струве, плато Путорана, Ленские столбы). | словесный метод, фронтальная беседа, | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимее действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. | https://ui.mob-edu.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/235/topic/274/lesson/829 | самооценивание |
Создание проблемной ситуации | 1 | Что же такое “Кремль”? Посмотрим в “Приложении” “Словарь” в Дневнике.ру | ищут в “Словаре” слово “Кремль” | исследовательский метод, фронтальная беседа | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность. | | взаимооценивание |
Открытие нового знания | 18 | - Итак, ребята, откроем страницу учебника 94. -Прочитаем о Кремле. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Ребята, как вы думаете, Кремль всегда был такой крепкий, красный каким мы привыкли его видеть? Нет. - Я предлагаю провести исследование. Слово «кремль» очень древнее. Кремлём или детинцем на Руси называли укреплённую часть в центре города, другими словами крепость. В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда то жители города и собирались под защиту своего кремля. Старые и малые укрывались за его мощными стенами, а те, кто мог держать в руках оружие, со стен кремля от врагов оборонялись. - Итак, я начинаю воссоздавать ленту времени создания и перестройки стен Кремля. Далее, мне понадобится ваша помощь. Будем работать в группах. Перед вами карточки – помощники. Каждой группе надо найти необходимые сведения о Кремле и продолжить «ленту времени». Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Это установили археологи. Каким же был первоначальный Кремль? - Кремлём называется не только стены с башнями, но и всё, что расположено внутри него. За стенами на земле московского кремля есть соборы и площади, дворцы и музеи. -Давайте прочитаем об этом на странице 96. -Кремль как центр государственной власти. -Кремль-духовная святыня России. | Открывают учебник, читают - У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история. Не досталось имён только двум башням, их так и называют Первая Безымянная и Вторая Безымянная. -Сегодня мы посмотрим наиболее важные проездные башни. 1 группа: Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. 2 группа: В 1238 году во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. 3 группа: Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. 4 группа: При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись за работу. Её построили из известняка. Кремль так поразил красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной. 5 группа: Иван III приказал на Москве-реке выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Строили новый Кремль 10 лет с 1485 по 1495 год. 6 группа: В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. На восстановление разрушений ушло 20 лет, с 1815 по 1836 годы. | эвристический метод, объяснение, чтение текст исследовательский метод | Регулятивные: планируют необходимее действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. | | Взаимооценивание |
Первичная проверка понимания | 4 | - Верно ли, что пословица «Москва не сразу строилась» отражает историю только строительства города? Обоснуйте своё мнение. - Ребята, а Московский Кремль сегодня является только музеем воинской славы? Найдите в учебнике, где об этом говорится. - Верно ли, что Троицкая башня Московского Кремля украшена часами-курантами? Обоснуйте своё мнение. - Верно ли, что местом торжественных церемоний и поныне остаётся Грановитая палата? Обоснуйте своё мнение. - Можно ли утверждать, что резиденция Президента Российской Федерации находится в Золотой Царской палате? Обоснуйте своё мнение. | Высказывают и обосновывают свои мнения. Ищут ответ на вопрос в учебнике. Отвечают на вопросы Парадные приёмы именитых гостей, награждения проходят в залах Большого Кремлёвского дворца. Обосновывают своё мнение. (в здании Сената). | проблемный метод, фронтальная беседа, работа с учебником | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | | взаимооценивание |
Проверка понимания. Практическая работа | 8 | -Ребята, а сейчас откройте свои рабочие тетради на стр 61. Прочитайте задание и выполните его самостоятельно. -Проверим по учебнику. - Определите сооружения на плане – схеме Кремля и выделите их цветом: - крепости – красным; - сооружения как центра государственной власти - синим; - сооружения духовной святыни России жёлтым. | Выполняют задание в рабочей тетради на стр. 61 Проверяют задание. | практическая работа, работа в группах | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | | |
Подведение итогов. Оценивание | 4 | - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Мы достигли поставленных целей? - Я прошу оценить вас наш урок, свою работу. - Возьмите полоски и покажите: Зелёный цвет– если на уроке вам было всё понятно и вы сможете объяснить другому. Жёлтый – если вы всё поняли, но объяснить другому затрудняетесь. Красный – если поняли, но нужна помощь. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | словесный метод | Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении учебной темы. | | самооценивание, оценка учителя, тест |
Рефлексия | 1 | – Кому было интересно на уроке? -Спасибо за работу на уроке. | Отвечают на вопрос. | словесный метод | Личностные: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении учебной темы. | | самооценивание |
Домашнее задание | 1 | -Откройте дневники и запишите домашнее задание. стр.62-63 №3 | Записывают домашнее задание. | | | | |