Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
1. орг.момент 1 мин. | Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Учимся мы наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. | Слушают, настраиваются на урок | Слайд 1 |
2. актуализация знаний 7 минут | - Но сначала давайте повторим то, что знаем. Придвиньте к себе список животных, с которыми знакомились на предыдущих уроках. Помогите восстановить порядок, по которому мы с ними знакомились. - Какой возникает вопрос? - Узнать это вы сможете, ответив на вопросы о знакомых группах животных. Ваша задача – определить о какой группе идёт речь и поставить рядом с ней соответствующую цифру: Членистоногие, имеющие 8 длинных ног Активно ползающие животные, имеющие тело с хорошо развитыми мышцами Они имеют особый орган чувств – боковую линию Сухопутные членистоногие с 6 ногами и часто с крыльями Позвоночные, живущие и в воде, и на суше Самые простые многоклеточные, имеющие кишечную полость для переваривания пищи Водные членистоногие Мягкотелые животные с собственным «домиком» в качестве скелета Проверить ответы помогут помощники (по одному с каждого ряда). Верный ответ обозначайте знаком +, неверный – знаком -. Сразу определим, при каком условии сможете оценить свою работу на 5, 4, 3, 2. Помощники, выполните самооценку своей работы. | - кишечнополостные - черви - моллюски - членистоногие (насекомые, пауки, ракообразные) - рыбы - земноводные - С какой группой животных познакомимся сегодня? Моллюски 8 насекомые 4 черви 2 пауки 1 кишечнополостные 6 рыбы 3 ракообразные 7 земноводные 5 По 1 человеку с каждого ряда по очереди озвучивают свои варианты ответов. После проверки по слайду все оценивают свой ответ (правильный +, неправильный - ) 8 плюсов – 5 6-7 плюсов – 4 4-5 плюсов – 3 Менее 4 плюсов - 2 (Мне нужно было определить группы животных. Я с этим заданием …. Отметка - …) | Проверка по слайду 2 |
3.формулирование темы и целей 2 минуты | - Прочитайте слово, которое получилось. Сформулируйте тему урока. - Определим цели урока. | Тема урока «Рептилии» Среда обитания Покровы тела Конечности Органы дыхания Температура тела Способы размножения Питание | Соответствующие карточки выставляются на доску |
4. открытие знаний 10 минут | Рептилии в переводе на русский язык значит ползающие. Как думаете, кто может относиться к рептилиям? Проверим ваши предположения, но сначала объединитесь в группы. Кто относится к рептилиям? В группе обсудите, что вы уже знаете о своём животном. Можете сделать записи. - Послушаем сообщение каждой группы. Проверить, а также уточнить и расширить свои знания вы сможете с помощью научных текстов. Вы прочитаете текст о своём животном. Найдёте ответы на вопросы о среде обитания, покровах тела, конечностях, органах дыхания, температуре тела, способах размножения, питании. Ответы запишите фломастером крупно на подготовленных листах. Проверим, что вы смогли выяснить. Вывешиваем результаты работы на доску. | Высказывают предположения. Каждая группа выбирает карточку с изображением животных (крокодил, змея, ящерица, черепаха). Обсуждают, записывают. Афишируют свои знания. Выполняют задание. Вывешивают результаты на доску. | На доску изображения животных - крокодил, змея, ящерица, черепаха |
| Таблица приобретает приблизительно следующий вид: | Среда обитания | Покровы тела | Конеч ности | Органы дыхания | Температура тела | Способы размножения | Питание | Ящерицы | Суша | Чешуя | 4 лапы по бокам | лёгкие | непостоянна | Откладывают яйца | Насекомые | Крокодилы | Суша и вода | Чешуя | 4 лапы по бокам | лёгкие | непостоянна | Откладывают яйца | Рыба, крупные животные | Змеи | Суша | Чешуя | Нет | лёгкие | непостоянна | Откладывают яйца | Мыши, ящерицы, лягушки | Черепахи | Суша и вода | Чешуя и панцирь | 4 лапы по бокам | лёгкие | непостоянна | Откладывают яйца | Растения | | |
5 минут | 6) Каждая группа работала с текстами о разных животных. Посмотрите, что получилось в общей таблице. Дети объясняют, что объединяет всех животных. Учитель убирает лишние карточки. Таблица приобретает следующий вид: | Среда обитания | Покровы тела | Конеч ности | Органы дыхания | Температура тела | Способы размножения | Питание | Ящерицы | Суша и вода | Чешуя, щитки | 4 лапы по бокам (кроме змеи) | лёгкие | непостоянная | Откладывают яйца | Насекомые | Крокодилы | Рыба, крупные животные | Змеи | Мыши, ящерицы, лягушки | Черепахи | Растения | | |
3 минуты | - Все эти животные относятся к одной и той же группе – рептилии, поэтому они и имеют общие признаки - эта группа – рептилии- имеют ещё второе название. Какое? - Откройте учебники на стр. 100, найдите второе название рептилий. - Почему пресмыкающиеся? Прочитать - Что ещё нового вы узнали из текста и иллюстраций? | | |
5. закрепление знаний 10 минут | - С помощью таблицы и учебника подготовьте рассказ о пресмыкающихся - Послушайте друг друга в парах - Кто хотел бы озвучить свой рассказ? | Самостоятельно готовят рассказ Слушают друг друга в парах Один ученик рассказывает, слушает исправления и дополнения, проговаривает самооценку | |
Итог, обратная связь 2 минуты | С какой группой животных познакомились? - что планировали выяснить о них? - нашли ли ответы на эти вопросы - проверим это с помощью небольшого опроса - Д/з | | |