Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопокровская средняя общеобразовательная школа»
Урок по окружающему миру
на тему:
«Природа и мы»
1 класс
Предмет - «Окружающий мир».
Класс - 1.
Название урока - «Природа и мы».
Цель:
первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;
усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Задачи:
сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом»;
формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
продолжить обучение работе в группах.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что такое «экология»;
запомнить, что люди всех стран отмечают праздник – День Земли (22 апреля)
Оборудование:
компьютер, мультимедиа установка;
музыкальные эффекты.
Ход урока
1. Организационный момент. (СЛАЙД)
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
И никто – ни я, ни ты –
Жить не может без воды,
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом.
2. Введение в тему урока.
- Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (СЛАЙДЫ)
1. Живет без тела
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (ЭХО)
2. Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (РЕЧКА)
3. На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь. (ОГОНЬ)
4. Весной одевается,
Осенью раздевается. (ЛЕС)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (ОБЛАКА)
6. Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые –
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический… (УТЮГ)
7. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе ее везет,
По соломинке ползет. (УЛИТКА)
8. Растянулась, как гармошка,
Чудо-печка под окошком. (БАТАРЕЯ)
- Прочитайте слова-отгадки. Что вы заметили?
- Назовите объекты природы. Что такое природа?
- Какое слово получилось в выделенной строке? (ЭКОЛОГИЯ)
- Ребята, а вы слышали это слово? (Дети высказываются).
- Интересно, почему мы так часто слышим слово «экология»? Может быть, вы, ребята, мне объясните? Только сначала надо выяснить, что означает это слово?
- Прочитайте значение этого слова на слайде: (СЛАЙД)
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище; logos – наука.
3. Работа по теме урока.
1) - Откройте учебник на с.74, рассмотрите две иллюстрации. Как относятся к природе люди на каждом из рисунков? Как должно вести себя разумное существо в природе?
- Прочитаем текст на этой странице. (читает 1 ученик)
- Что случилось с природой, изображенной на рисунке слева? Кто в этом виноват? Для чего человек придумал науку экологию?
- Прочитайте определение понятия «экология» в рамке.
-Почему же надо бережно относиться к окружающему миру, к Земле? (Дети высказываются).
ФИЗМИНУТКА
Пусть Земля – пусть Земля (разводят руками, показывая огромную Землю)
Кружит – кружит, (дети кружатся)
Дети все – дети все
Дружат – дружат. (рукопожатие с соседом)
Мы тогда – мы тогда
Быстро – быстро
Под дождем грибным подрастем. ( тянут руки вверх, приседают, тянут руки вверх)
Мы тогда – мы тогда
Домом – домом,
Землю общим домом назовем. (разводят руками, показывая огромную Землю)
2) Викторина-тест «Что я знаю о природе?»
Интересная игра сегодня у нас.
К ней готов, я думаю, каждый из вас.
Чтобы победить, надо многое знать,
Уметь, решать и отвечать.
Работа по учебнику с.75-77 (коллективно).
3)- Прочитайте вывод в рамке на с.77 учебника.
- Почему природу называют нашим домом? Чем отблагодарит нас природа за бережное отношение к ней?
- Экологией сейчас занимаются многие ученые во всем мире. Появилась даже новая профессия – эколог. (СЛАЙД) Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом (СЛАЙД).
4) Просмотр слайдов (СЛАЙДЫ 6).
5) – От чего надо защищать Зеленый дом?
-На нашей планете раздаются тревожные сигналы (СЛАЙД). Мы получили некоторые из них.
Просмотр слайдов (СЛАЙДЫ 5).
-Кто виноват в этих нарушениях?
- Чем мы можем помочь природе? (СЛАЙД)
6) Дети с родителями подготовили дома сообщения о том, как человек должен беречь природу.
1) Гибель растений наносит большой вред здоровью человека. Поэтому мы, ребята, должны сажать саженцы, разные виды цветов и разные сорта фруктовых деревьев, и, конечно же, щадить их.
2) Человек не может жить без природы, а природа может жить без человека. С момента появления на Земле человека, природа начала изменяться в плохую сторону.
3) Природа-это жизнь. Природа создала нас, и продолжает кормить. А мы её портим. К сожалению люди, это поняли не так давно. Люди на протяжении многих лет брали от природы всё, что могли. В каком-то смысле природа обиделась на людей. Различные катаклизмы: наводнения, землетрясения, вулканы, всё это вина жизнедеятельности человека. Даже поняв эту вину, люди продолжают строить заводы, срубать леса.
4) Если у нас в мире все будут беречь природу, то все будут жить хорошо! У нас всё позеленеет и будет свежий и чистый воздух!
5) Если бы не было между человеком и природой взаимоотношений, то всё вокруг вымерло бы. Мы, люди обязаны хранить природу, ведь она такая утончённая, хрупкая. Природа нам даёт урожай: мы сажаем семена весной, а осенью целый огород наполнен овощами, фруктами.
6) Я хочу видеть природу красивой и вложить какой-нибудь труд после себя. Все в этом мире приходят и уходят. Хорошие люди оставляют после себя большой и красивый сад, который будет расти вечно.
7) Если посадить деревце, цветочек, полить их водой, поухаживать за ними, то через год деревце превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением города и людей, населяющих этот город. Человек и природа непрерывно связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку. И тогда настанет гармония-то, к чему мы стремимся
8) Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. К примеру, я берегу природу тем, что в холодные, зимние дни кормлю птиц, бездомных животных. Сажаю цветы, деревья. А ведь эти деревья - это наша жизнь. Я с гордостью могу сказать то, что я берегу природу.
9) Я хочу, чтобы не вымерли животные, в данный момент очень много исчезающих видов животных. А в этом виноваты браконьеры. Хорошие люди защищают природу, а злые портят. Дорогие ребята, давайте подумаем о будущем нашей природы!
10) Наше большое богатство – это вода и природа. Люди зависят от этого. Каждый человек должен охранять окружающую среду, так как это долг людей.
-Ребята, вы сейчас работали экологами, помогали сберечь нашу планету, наш Зеленый дом. Так, как говорите вы, Зеленый дом станет еще наряднее и красочнее. Я надеюсь, что ваши слова не будут расходиться с делом. Экологи будут вам очень благодарны.
-Знаете ли вы, что экологи придумали прекрасный праздник – День Земли? (СЛАЙД)
-Получите в подарок календарик-памятку и скажите, какого числа люди всех стран отмечают этот праздник?
-Запомните и вы эту дату. (СЛАЙД)
4. Вывод урока.
- Почему мы так часто слышим слово «экология»? (СЛАЙД)
- Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и все общество будет жить в согласии с природой. (СЛАЙД)
Урок заканчивается.
Дети читают стихотворение: (СЛАЙД)
Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе – большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!