2. Актуализация знаний. Устный опрос. | - Скажите пожалуйста, какую тему вы проходили на прошлом уроке? - Что такое деньги? - Какие денежные единицы вы знаете? - Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд по теме «Деньги», чтобы выяснить насколько хорошо, вами была усвоена эта тема. Работать вы будете в паре, поэтому давайте вспомним правила работы в группе. 1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная... - Какое слово открылось в нашем кроссворде? | Каждый ученик получает индивидуальную карточку с 8 кружками. На каждое прочитанное предложение - Что такое деньги - Деньги – это то , что можно обменять на любую вещь или услугу. - Россия – рубль, США – доллар, евро - Работать вместе. Выслушивать мнение товарища. Спорить, но не ссориться. По окончанию работы взявшись за руки, поднять их вверх. Б 1. Бартер 2. Купюры 3. Деньги 4. Сбережения 5. Цена 6. Плата - Бюджет | Познавательные: развитие мышления Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
3.Самоопределение к деятельности | -Где можно услышать или увидеть это слово? - А что обозначает это слово? - Что нужно сделать , чтобы узнать значение слова? - Верно. А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть? Автор: Лёхин И. В., Петров Ф. Н. Год: 1949 г. -Действительно, это слово пришло к нам из английского языка -Кто нам прочитает понятие слова "бюджет" из словаря иностранных слов? (на слайде определение из английского словаря) -Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова. Толковый словарь Автор: Ожегов Сергей Иванович - А теперь обратимся к интернету. - Теперь откройте учебники на с. 67 и прочтите определение «БЮДЖЕТ» (Слайд с определением) - А о каком бюджете мы будем говорить на уроке вы узнаете, если разгадаете анаграмму. (Слайд с анаграммой) Р у о д т г с а в о с 7 4 11 5 9 1 3 6 10 2 8 - Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный. - Я думаю вы уже поняли , что сегодня на уроке мы познакомимся с государственным бюджетом. - Тема нашего урока – «Государственный бюджет». На этом уроке мы с вами выясним, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета» ( На доске появляется первая опорная табличка «Государственный бюджет») - Какую цель поставите на урок? | -По телевизору или в газете, учебнике , интернете - Не знаем - Обратиться к словарю, учебнику, интернету - Словарь иностранных слов Бюджет -роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период. БЮДЖЕТ -Государственная роспись доходов и расходов на определенный период времени. БЮДЖЕТ – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. - Бюджет — это план доходов и расходов. - Государственный бюджет. -Узнаем, что такое государственный бюджет. Будем учиться объяснять, из чего складывается государствен. ный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. Словарь иностранных словРаботают над постановкой цели и задач урока, | Познавательные: ориентироваться в системе знаний Регулятивные: овладевать умением прогнозирования Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности. | |
4.Работа по теме урока | - Ребята, мы выяснили, что бюджет – На слайде два слова : доход, расход. - А как вы понимаете эти слова? Что такое «доход», а что такое «расход»? -А теперь прочитайте в учебнике о доходах и расходах на с. 66 -Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Бюджет» У каждого ребенка на парте лежат карточки. Прошу детей прочитать свои роли. - Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? -Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в коробочку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? -Давайте представим, что я – это наше государство, коробка ( разворачиваю ее) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? - Как вы думаете, а где мы можем получить более подробную информацию о налогах? - Открываем с .67 и начинаем читать со слова Бюджет. -Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему? -Верно. -Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. -Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги. -Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?(слайд с определением ) - Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были? -Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. - Слышали ли вы, как называют этих людей?(слайд с определением слова) Закончите мою мысль: доходы государства – это.. -Спасибо. Итак, налоги поступили в бюджет. -Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами? -Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать. Но перед этим мы с вами отдохнем. | - План доходов и расходов . -Высказывают свои мысли. Читает один из учеников вслух. - У нас получилось две части. - Меньшую. - Эта часть называется налоги. - В учебнике. - Читают. Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит. - Налогоплательщик. - Это слово состоит из двух слов. Это сложное слово. - Налогоплательщиками. - Налоговый инспектор. - Налоги с граждан и предприятий. - Потом их расходуют. | Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Регулятивные: высказывать своё предположение на основе учебного материала; развитие самостоятельности; осознание того, что уже усвоено, а что ещё предстоит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. | |
6. Включение нового систему знаний. | - Работа с учебником на с. 67 (Прошу одного из учеников прочитать ). Читать начинаем со слов «У государства очень много важных… Центральный банк Российской Федерации играет важную роль в исполнении государственного бюджета.( фото на слайде) -И так мы с вами говорили, что бюджет это – -Откуда у людей берутся деньги? -Правильно. - А кто оплачивает труд рабочих? -Правильно ребята. У государства очень много важных и необходимых расходов. -Сейчас мы с вами посмотрим внимательно видеоролик. После просмотра его вам нужно будет ответить на вопрос: "На что государство расходует деньги? Включаю видеоролик https://youtu.be/3kgOQ8GwwBs?si=MP8bz43761NL4jv_ - "На что государство расходует деньги?" -Например, расходы на образование. Вы сейчас ребята учитесь в школе бесплатно. Но ведь учителя бесплатно работать не могут. Их труд оплачивает государство. Государство содержит детские сады, школы, выплачивает стипендии студентам. Из бюджета выделяются деньги и на здравоохранение, как мы уже сказали, то есть на содержание больниц, поликлиник, на оплату труда врачей и так далее. - Представьте, что государство не выделило бы денег на здравоохранение людей и на охрану природы, то что бы тогда было? -Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета. - Ребята, как вы думаете, какой бюджет в современном мире лучше и почему? «Доход» = «Расход» «Доход» «Расход» «Доход» - Ребята, давайте разделимся на 2 команды. Весь первый ряд и 2 – ой ряд первого варианта , будут командой « Доход». Второй ряд второго варианта и весь третий ряд , будут называться « Расходы ». Я буду называть вам расходы или доходы, а вы будете поднимать сигнальные карточки ( синего ( доходы)и зеленого цвета ( расходы), если это относится к вам. Все это рассматривается для человека 1) Зарплата человека? 2) Ремонт автомобиля? 3) Покупка лекарств? 4) Стипендия? 5) Пенсия? 6) Посещение музея? 7) Покупка продуктов? - Молодцы! - Теперь мы с вами будем разгадывать ребусы - Какое слово зашифровано? - Какое здесь слово зашифровано? -Молодцы! - Какое слово здесь зашифровано? - Верно! - А какое слово здесь зашифровано? - Молодцы! | Читают . - План доходов и расходов. - Получают зарплату, пенсию, пособия. - Государство. - Смотрят видеоролик. -на образование -на здравоохранение - на содержание армии и полиции - на науку и культуру - на охрану природы -на выплату пенсий и пособий. - Больные люди не могли бы лечиться , Природу не охраняли бы. - учителя, врачи, профессора, скульпторы, режиссеры, библиотекари, биологи… - В современно мире доходы должны превышать расходы, так как у государства в любое время могут возникнуть незапланированные расходы. 1)доход 2)расход 3)расход 4)доход 5)доход 6)расход 7)расход - Бюджет - Налог - Доход - Расход | Личностные: проявлять интерес к изучению темы: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личных ценностей). Регулятивные: высказывать своё предположение на основе учебного материала; развитие самостоятельности; осознание того, что уже усвоено, а что ещё предстоит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Познавательные: уметь использовать приобретенные знания: ориентироваться в учебнике и тетради; ориентироваться в своей системе знаний: построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других: уметь с достаточной полнотой и тонкостью выражать свои мысли; освоение правил и норм взаимодействия со сверстниками в малой группе. | |
7. Подведение итогов урока. | - Какую цель вы ставили в начале урока? - Как вы считаете, достигли ли вы ее? - Что нового вы сегодня узнали? - Что такое бюджет? - Что такое государственный бюджет? - Откуда государство получает доходы? - На что расходует государство средства из бюджета? - Как называют деньги, которые поступают в бюджет? - Как называют деньги, которые тратят из бюджета? - Как называют человека, который платит налоги? - Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? - Кто контролирует начисление и уплату налогов? | Ответы детей. | Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | |