Конспект по окружающему миру во 2 классе.
Тема: Все профессии важны.
Цели: обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; начать подготовку к выполнению проекта.
Задачи: уточнение и обогащение знаний о профессиях;
развитие познавательного интереса, умения выделять существенные и несущественные признаки объекта, умения сравнивать, обобщать;
воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики. Метапредметные : овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Технологии: Коммуникативная, рефлексивная, личностно-ориентированная, информационная, здоровьесберегающая, игровая, презентации.
Межпредметные связи: литературное чтение, математика, русский язык
Оборудование: шифр слова «профессия» на доске, картинки, фотографии с изображением людей разных профессий, конверты с деформированными пословицами, кусочек хлеба, мешочек с предметами., карточки с пословицы, отрасли, снежинки.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности (Создание проблемной ситуации)
- Отгадайте, кто так говорит?
-«Кому добавки?» повар
-«Какой зуб вас беспокоит?» врач, стоматолог
-«Большое спасибо за покупку!» продавец
-«Вам посылка, распишитесь!» почтальон
-«Присаживайтесь, как будем стричься?» парикмахер
-Ребята, что общего у слов, которые вы называли?
Трудятся (работают, занимаются своим любимым делом)
- Зачем человек трудится?
-Труд дает человеку все необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта.
III. Самоопределение к деятельности (формулирование темы, цели и задачи урока)
Расшифруйте слово, расположив числа по возрастанию.
7 9 8 1 2 5 6 3 4
С Я И П Р Е С О Ф
Какое слово получилось?
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О профессиях.)
— Что означает это слово? (Ответы детей.)
Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность. (труд, работа, дело, специальность)
— Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем.)
- Вы знаете, сколько профессий существует?
Специалисты утверждают, что в мире насчитывается более 40 тысяч профессий, но это неточно, жизнь не стоит на месте, одни профессии исчезают, другие появляются. Были такие профессии как полотёры, кучер, прачка, писарь, летописец, сейчас их нет.
Назовите самую важную, нужную профессию для человека.
В чём затруднение?
Какую цель вы поставите перед собой?
Определить самую главную и важную профессию.
- Сформулируйте тему урока.
Все профессии важны!
-Какие учебные задачи поставим перед собой?
-узнать, что такое профессия;
-расширить знания о разнообразии профессий;
-определить роль профессий в экономике и жизни людей
— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
IV. Работа по теме урока (освоение нового материала)
1. Беседа
— Какие профессии вы знаете? (Ответы детей.)
— Какие профессии у ваших родителей? Какое учреждение они закончили?
— вспомните раздел, который изучаем. ЭКОНОМИКА
Назовите отрасли экономики и назовем профессии, с ними связанные.
Работа в группах – найди лишнюю профессию
• Промышленность. (Сталевар, шахтёр, токарь, ткачиха, кузнец, кондитер) слайды
• Сельское хозяйство. (Доярка, тракторист, агроном, ветеринар, хлебороб, пчеловод.)
• Транспорт. (машинист, капитан, пилот, водитель, стюардесса, проводница)
• Строительство. (Каменщик, штукатур, столяр, маляр, сварщик, экскаваторщик.)
• Торговля. (Продавец, кассир, фасовщик, контролёр, грузчики, товаровед)
Проверка
2. Беседа, работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 124. Рассмотрите фотографии. Выполните задание.
(Учащиеся рассказывают о профессиях.)
— А кем хотели бы в будущем стать вы? (Ответы детей.)
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
- Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
— Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
— Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой,
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
— Возить людей не хочется! —
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Л. Куклин
Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?
(Ответы детей….Каждый должен выбрать профессию по душе
3 Работа в парах задание 1 на с. 125.. Выполните задание.
4. Работа в группах Выполнение задания в рабочей тетради № 2 (с. 78)
или сам-но № 3 с. 126, взаимопроверка
5. Творческое задание в группах
(Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
• Люби дело — мастером будешь.
• Научился сам — научи другого.
Труд кормит, а лень портит.
Профессии в пословицах
— Угадайте, о каких профессиях идет речь в пословицах.
• Куй железо, пока горячо. (Кузнец.)
• Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак.)
• Не игла шьет, а руки. (Портной, швея.)
• Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник.)
• Корова черна, да молоко у нее бело. (Доярка.)
• Лес рубят — щепки летят. (Лесоруб.)
• Цыплят по осени считают. (Птичница.)
• На охоту ехать — собак кормить. (Охотник.)
• Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь, хлебороб.)
V. Физкультминутка
Мы в профессии играли-
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали.
Руль теперь у нас в руках-
Быстро едем по горам!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз – кирпич, и два, и три –
Строим дом мы – посмотри!
Вот закончена игра –
Снова сесть нам всем пора.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
- Прочитайте текст А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой «Кто сделал хлеб» на с. 126—127.
Во время войны, когда немцы кольцом окружили Ленинград и не давали ввозить продукты, рабочим получали 250 граммов хлеба, а жители 125 граммов.
Примерные вопросы
1. Где происходил разговор?
2. О людях каких профессий вы прочитали?
3. Какое одно общее дело их связывало?
— Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий. Обсудите это задание с соседом по парте. (Например: профессия строителя связана с профессиями инженера, шофера, электрика, водопроводчика, газовщика и т. д.)
VII. Рефлексия
Волшебный мешок
Говорят под новый год что ни пожелается-всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается!
Снежинки кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии, на другой фамилию и имя. Это ваша мечта. Я сохраню снежинки до окончания школы. Вам будет интересно узнать, исполнится ли ваша мечта!
Не можете трудиться на заводе или фабрике, В чём заключается ваш основной труд? учёба и приобретение прочных знаний. Это и поможет вам воплотить вашу мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас
Вывод: какая профессия самая важная?
Все профессии нужны-все профессии важны!
VIII. Подведение итогов урока6
— Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока.
- узнать, что такое профессия;
-расширить знания о разнообразии профессий;
-определить роль профессий в экономике и жизни людей
Все ли мы выполнили?
Работал очень хорошо-солнышко
Работал хорошо- облачко
Могу работать лучше-тучка
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: № 4 с.79.
Океанолог — специалист, изучающий океаны и моря.
Спелеолог — тот, кто занимается изучением пещер — историей их происхождения, существования и использования человеком.
Энтомолог — специалист, изучающий насекомых.
Ихтиолог - специалист, изучающий рыб.
Орнитолог — специалист, изучающий птиц.
Кинолог — специалист, дрессирующий собак.
2. Начать работу над проектом.