Актуализация знаний Первичное усвоение новых знаний. Выделение звука, Артикулирование звука, Характеристика звука Звуковой анализ слов, составление звуковых схем Упражнение на слышание звука. | - Ребята, обратите ваше внимание на слайд, что на нем изображено? - Верно, назовите мне эти буквы. - Правильно, найдите среди них лишние буквы, назовите мне их. - А почему? - Верно, а остальные буквы на слайде какие? - Ребята, а чем отличаются гласный звук от согласного? - Как обозначается гласный звук в схеме? - Как обозначается согласный звук в схеме? - Ребята, а знакомились ли вы на уроках с этой буквой и знаете ли вы, как она называется? (Указывает на букву Е.) - Эта буква у нас особенная, а в чем ее особенность мы узнаем сегодня на уроке. - Ребята, обратите ваше внимание на слайд, что на нем изображено? - Правильно, давайте произнесем слово ели. - А теперь поделим на слоги. - Сколько слогов в этом слове? - Давайте произнесем это слово еще раз и определим ударный слог. - Какой слог ударный? - Ребята, давайте произнесем это слов еще несколько раз. - Какой первый звук мы слышим? - А какой он, согласный или гласный? - А почему? - Он твердый или мягкий? - Если он мягкий, какую карточку для схемы мы возьмем? - Давайте построим схему, один выйдет к доске, остальные выложат этот звук у себя в тетради. Учитель вызывает ученика к доске. - Давайте назовем второй звук. - А какой он, согласный или гласный? - А почему? - Какую карточку мы возьмем, чтобы обозначить на схеме? - Кто хочет выйти к доске? Остальные выложат этот звук у себя в тетради. Учитель вызывает ученика к доске. - Давайте назовем третий звук. - Какой он, согласный или гласный? - А почему? - Он твердый или мягкий? - Если он мягкий, какую карточку для схемы мы возьмем? - Кто хочет выйти к доске? Остальные выложат этот звук у себя в тетради. Учитель вызывает ученика к доске. - Давайте назовем четвертый звук. - А какой он, согласный или гласный? - А почему? - Какую карточку мы возьмем, чтобы обозначить на схеме? - Кто хочет выйти к доске? Остальные выложат этот звук у себя в тетради. Учитель вызывает ученика к доске. -Молодцы, ребята, давайте еще раз произнесем первые два звука. - Какой первый звук? Какой второй? - А теперь давайте произнесем эти два звука вместе, слитно. - Давайте теперь поиграем, я вам буду говорить слова, если в начале слова вы услышите слияние звуков [й’] и [э], то вы хлопайте в ладоши. Итак, начинаем. Енот (дети хлопают в ладоши), еда (дети хлопают в ладоши), экран (дети не хлопают в ладоши), единица (дети хлопают в ладоши), эскимо(дети не хлопают в ладоши), эскалатор(дети не хлопают в ладоши), ежи(дети хлопают в ладоши). - Молодцы, вы справились с заданием. Скажите, слияние каких звуков мы с вами сейчас искали? - Ребята, когда слияние звуков [й’] и [э] находятся в начале слова, на письме эти 2 звука обозначаются одной буквой - Е. (Прикрепляю букву Е под этими двумя звуками на доске). | - Буквы - В, С, М, И, Т, Р,Е, Г, Н. - И, Е. - Потому что они обозначает гласный звук. - Буквы, которые обозначают согласные звуки. -Гласные звуки- звуки, при произношении которых воздух проходит свободно, не встречая преград во рту. Согласные звуки- звуки, при произношении которых воздух встречает препятствие. - Красным кругом. - Синим кругом обозначается согласный твердый звук, а зеленым мягкий. - нет. - Ели. Дети произносят вслух слово ели. Дети хлопают в ладоши. -Два слога. - Еееели - Первый слог ударный. - Еееели - [й] - Согласный - при произношении этого звука воздух встречает препятствие. - Мягкий. - Зеленую. Выкладывают первую карточку. - [э] - Гласный - при произношении этого звука воздух проходит свободно, не встречая преград во рту. - Красную. Выкладывают вторую карточку. - [л’] - Согласный - при произношении этого звука воздух встречает препятствие. - Мягкий. - Зеленую. Выкладывают третью карточку. -[и] - Гласный - при произношении этого звука воздух проходит свободно, не встречая преград во рту. - Красную. Выкладывают вторую карточку. Учащиеся произносят. Первый звук- [й’], второй звук- [э] -[й’ э] Учащиеся хлопают в ладоши. - [й’] и [э] Учащиеся слушают. Прикрепляют букву Е. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: умение строить речевое высказывание, осуществлять анализ Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Личностные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: умение выражать свои мысли достаточно полно и точно, умение выражать навыки сотрудничества учителя с учениками; умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: умение строить речевое высказывание, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: умение выражать свои мысли |
Работа с буквой. Работа со словами | - Ребята, откройте азбуку на странице 102, найдите плашку сверху на странице, сколько здесь букв вы видите? - Почему две буквы? -Где мы можем увидеть заглавную букву? - Сравните заглавную и строчную буквы. Чем они отличаются? - Да, ребята, строчная буква е пишется по-другому. - Ребята, обратите ваше внимание на картинку в левом верхнем углу, что на ней изображено? -Верно, а на что похожи эти ветки? - Верно, значит буква Е у нас похожа на ветки ели. А как вы думаете на что еще похожа буква Е? - Обратите ваше внимание на слайд, на нем изображены предметы, которые похожи на букву Е. Назовите мне эти предметы. - Верно, теперь давайте отгадаем ребус, обратите ваше внимание на ребус под предметной картинкой на странице в учебнике. Что мы видим в начале ребуса? - Верно, а что мы видим после этой буквы? - Давайте соединим эти слова, какое слово у нас получится? - Кто такие еноты? - Верно, еноты – это много, а один? - Ребята, давайте посмотрим на картинку, у нас первая буква в слове енот Е. Ребята, а сколько звуков обозначает буква Е. Какие? - Почему буква Е обозначает 2 звука? - Давайте проверим. Для этого произнесем еще раз слово енот. - Назовите 1 звук. - Назовите 2 звук. - Слияние каких звуков в начал слова мы слышим? - А какой буквой на письме обозначается слияние этих 2-х звуков? - Значит, что мы можем сказать об этой букве? – Верно, буква Е в начале слов обозначает слияние 2 звуков: [й’] и [э]. - Посмотрите, какая у нас хитрая буква, которая может сразу обозначать два звука, до этого нам такие буквы не встречались. Давайте посмотрим, а что еще может эта хитрая буква. Только ли в начале слова она обозначает 2 звука? - Ребята, найдите на страничке строчку слов. Прочитайте слова в прямом порядке. - Прочитайте первое слово. - Как вы понимаете значение этого слова? Как можно по-другому назвать это слово? - Посмотрите, какая буква стоит в начале слова? -Сколько звуков она обозначает? Какие? - А почему обозначает два звука? - Хорошо, прочитайте второе слово. - Что такое ели? - Сколько слогов в этом слове? - Что представляет собой первый слог? -Сколько звуков она обозначает? Почему? - А какое еще значение имеет слово ели? - Чем отличаются слова ел и ели? - Хорошо, давайте прочитаем третье слово. - Что значит еловые? - Давайте подберем подходящее по смысле слово к слову еловые. Что у нас может быть еловое? -Давайте зададим вопрос к слову еловые. Ветки какие? - Ребята, скажите в этом слове одна буква е или нет? - Где у нас располагаются буквы е в этом слове? - Сколько звуков обозначает буква е в начале слова? Почему? - Давайте произнесем это слово. (Учитель акцентирует внимание на произношении последних звуков) - Сколько звуков обозначает буква е в конце слова? Какие? - Ребята, но мы же с вами определили, что буква е обозначает два звука в начале слова, а где эта буква стоит? После какой буквы? - Какой звук обозначает эта буква? Гласный ли согласный? - Ребята, буква е обозначает два звука не только, когда стоит в начале слова, но и когда стоит после буквы, обозначающей гласный звук. - Ребята, скажите, почему же эта буква хитрая? Почему она отличается от всех остальных букв? -Какие? -А когда она обозначает два звука? - Правильно, молодцы. | - Две буквы. - Первая буква заглавная, вторая - строчная. - Заглавную букву мы видим в начале предложения и в именах людей, кличках животных. - Они отличаются размерами и написанием. - Ветки ели. - На букву Е. Учащиеся предлагают варианты ответов. - Расческа, лестница, грабли. - Букву Е. - Ноты. - Еноты. - Это животные, у которых полосатый мех и длинный хвост, а на глазах есть черная полоска, похожая на маску. - Енот. - Два звука, [й’] и [э] - Т.к. буква Е стоит в начале слова Учащиеся произносят слово енот. - [й’] - [э] - [й’] и [э] - Е - Буква Е обозначает слияние 2 звуков, когда стоит в начале слова. Учащиеся читают: ел- ели- еловые - ел. - Кушал. - е. - Два, [й’] и [э]. - Потому буква Е стоит в начале слова. - ели -Хвойные деревья. -е|ли, два слога - Букву е. - Два, потому буква стоит в начале слова. - много людей кушают. - ел- один человек, а ели- много - еловые. - то, что есть у елей. - Ветки, иголки. -Еловые. - Нет, тут две буквы е. - В начале слова и в конце. - Два, [й’] и [э], потому что буква Е стоит в начале слова. Произносят слово. -Два, [й’] и [э]. - После буквы ы. - Гласный звук. - Она хитрая, потому что обозначает два звука. - [й’] и [э]. - Когда стоит в начале слова и после гласного. | Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно, умение выражать навыки сотрудничества учителя с учениками; Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли достаточно полно и точно, умение выражать навыки сотрудничества учителя с учениками; умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: умение строить речевое высказывание, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков |
Работа с сюжетной картинкой Физминутка Работа с текстом | - Ребята, скажите, какое сейчас время года? - Какое время года идет после осени? - Назовите зимние месяцы? - Верно, а что вы обычно делаете зимой? -Хорошо, найдите сюжетную картинку в правом верхнем углу в азбуке, какое время года изображено на картинке? - А как вы догадались? -Что изображено на переднем плане? - А что находится на крыше у домика? - Верно, а что из нее выходит? -А как вы думаете почему? - Верно, а кого вы видите в окошке у домика? -А что они делают? - Ребята, а где находится домик? - А какой это лес? - Давайте дадим имена детям. Имена должны начинаться на букву Е. - Составим предложение по этой картинке. - Правильно, теперь давайте встанем и проведем физкультминутку. Зайцы утром рано встали,(Дети встают) Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг!(Прыжки на месте) Кто к зарядке не привык? Вот лиса идет по лесу.(Ходьба на месте) Кто там скачет, интересно? (Повороты головой) Чтоб ответить на вопрос,(Руки на пояс) Тянет лисонька свой нос. (наклоны вперед и назад) Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте) Как же может быть иначе? Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (наклоны головой) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) И садится, отдыхает. (Дети садятся за столы) - Ребята, найдите текст под сюжетной картинкой, прочитайте название текста. -Правильно, а что такое каникулы? - Верно, посмотрите на текст, что интересного в нем вы заметили? -Какие картинки? Назовите их. -Как вы думаете, что мы должны сделать? - Хорошо, сейчас мы с вами прочитаем текст, но в нем будут трудные для чтения слова, давайте мы сперва их прочитаем, а потом прочитаем текст. Обратите ваше внимание на слайд. Давайте хором прочитаем слова на нем по слогам. - Хорошо, прочитайте этот текст вполголоса. - Ребята, скажите, как звали внуков? - Верно, давайте прочитаем этот текст по цепочке, кто хочет начать. Учитель выбирает ученика. - Ребята, скажите, что растет около дома? - Верно, а что они раскинули? - Как вы думаете, что означает еловые лапы. -Верно, а как вы думаете, что означает слово раскинули? -А кто был в доме? Кто был гостями? - Что делали внуки? - Что предлагали детям? - А что говорили Антону? - Что говорили Павлику? - Правильно, ребята, обратите ваше внимание на последние два предложения, какие знаки препинания стоят? - Верно, на что указывают эти знаки препинания? - С каким голосом мы будем их читать? - А с каким настроением? Почему? - В предпоследнем предложении к кому обращаются? - Верно, обратите ваше внимание на знак препинания перед этим словом, какой знак у нас стоит? - Верно, ребята, когда к кому-то обращаются, это называется обращением, мы выделяем это слово голосом и делаем небольшую паузу. (Учитель показывает, как надо прочитать). Давайте с вами потренируемся и выразительно прочитаем эти предложения. Кто хочет? -Молодцы, давайте перейдем ко второму тексту, который находится под первым. Прочитайте название. - Как вы думаете по названию текста, о чем пойдет речь? - Обратите ваше внимание на то, что в этом тексте у нас тоже есть картинки, вместо которых мы должны назвать слова. - Прочитайте текст вполголоса. - Скажите, что ел Егор? - Верно, давайте прочитаем этот текст по цепочке, кто хочет начать. Учитель выбирает ученика. - Ребята, что сделал Егор, после того, как поел рыбок? - Когда спит Егор? Что значит сыт? - Верно, ребята, прочитайте предложение, в котором говорится о рыбках. - Молодцы, ребята, давайте вернемся к нашему заглавию, что нам нужно было узнать? - Как вы думаете Кто у нас Егор? - Давайте с вами это проверим, посмотрите, у вас в названии есть ребус, над словом кто расположены цифры, как вы думаете, что нам с ними нужно сделать? - Верно, тогда какое у нас слово получится? - Правильно, оказывается, ответ на вопрос был в заглавии. Итак, правильно ли мы с вами отгадали, кто у нас был Егор? - Хорошо, молодцы. | - Осень. - Зима. - Декабрь, январь и февраль. - Катаемся на санках, играемся в снежки, смотрим на снегопад, встречаем Новый год. - Зима. - На земле, на крыше дома и на деревьях лежит снег. - Домик. - Дымовая труба. - Дым - Хозяин дома топит печь или разжег камин. -Мальчика и девочку. - Любуются пейзажем, пьют чай. - В лесу. - Сосновый, хвойный. Это еловый лес. - Егор и Ева. - Егор и Ева пили чай, когда любовались пейзажем в окне. Учащиеся повторяют за учителем. - Каникулы. -Это такие дни, в которые дети не учатся, отдыхают и проводят время с семьей. - Вместо некоторых слов здесь нарисованы картинки. - Домики и чашка чая. - Мы должны прочитать текст, но вместо картинок назвать слова. Учащиеся читают: растут, красивые, раскинули. Учащиеся читают. - Антон и Павлик. Учащиеся читают по цепочке. - Красивые ели. - Еловые лапы. - Еловые ветви. - Еловые ветви широко расставлены. - Гости, внуки Антон и Павлик. - Играли, ели пироги, пили чай. - Детям предлагали покататься на санках. - На горку, Антон! - Вот санки, Павлик! - Восклицательный знак. - Они указывают на то, что дети громко говорят. - Мы будем читать громко. - С радостью. - Потому что они хотели поскорее покататься на санках, им было весело. - К Антону. - Запятая. Учащиеся читают. - Кто Егор? - Мы должны угадать, кем является Егор. Учащиеся читают. - Рыбок. Учащиеся читают по цепочке. - Вымыл лапки и уснул. - Когда он сыт. Сыт- значит наелся. - Поел Егор рыбок. - Кем является Егор? -Кот. - Поставить в правильном порядке. -Кот - Да. | Познавательные: Умение осознано строить речевые высказывания. Умение перерабатывать информацию на основе анализа, умение строить речевые высказывания Коммуникативные: Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Коммуникативные: Умение слушать. Коммуникативные: умение выражать свои мысли достаточно полно и точно, умение выражать навыки сотрудничества учителя с учениками; умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: умение строить речевое высказывание, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков |