СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ "»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
МДК 05.01. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Конспект урока по предмету начальной школы с применением ИКТ


Выполнила:

студентка группы 4«Б»

_______ Афанасьева А. А.

Проверил:

преподаватель

_______ Коржова А. П.





Астрахань, 2023

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Александровна, и сегодня урок «Литературного чтения» проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, садитесь, пожалуйста.

-Давайте правильно сядем за парту: спинка прямая, ноги стоят на полу, ручки сложите правильно.

Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. Садятся на места

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать своё рабочее место

-осознавать необходимость рабочего настроя на уроке;

настраивать себя на продуктивную работу

Коммуникативные:

-уметь слушать и понимать других

  1. Этап проверки домашнего задания

- Ребята, какое задание вам задали на дом?

- Хорошо, давайте сегодня прочитаем еще раз это стихотворение и, как следует, в нём разберемся.

- Прочитать отрывок стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова.


  1. Первичный синтез

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Беседа








































































































































Словарная работа



















































Выборочное чтение

- Послушайте стихотворение

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.


- Как вы понимаете эти строки?


- О каких зверях внутри нас говорит автор?


- К чему призывает автор?




- Молодцы!

- Итак, а кто автор произведения «Дедушка Мазай и зайцы?»

- Верно! Автор этого стихотворения Николай Алексеевич Некрасов.

А теперь, пожалуйста, сядьте ровно и внимательно меня послушайте.


Николай Некрасов – русский поэт, писатель, и классик русской литературы. Николай Алексеевич Некрасов родился в дворянской семье.

Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья.

Его отец был злым человеком, который жестоко относился к членам своей семьи. Маленький Некрасов часто убегал из мрачного дома.

Когда Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, но курсы он не закончил. Отец отправил юношу в Петербург, однако будущий поэт учиться в военном заведении не захотел, чем вызвал крайнее неудовольствие отца: тот отказал ему в денежной поддержке.

Став взрослым, в свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться.

Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом.

Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту.

Н.А. Некрасов мечтал писать стихи и учиться в университете. Некрасов был вынужден довольствоваться случайными заработками. Однако не падал духом; человек он был упорный, много работал: писал для газет и журналов статьи, пьесы и рассказы.

Несколько лет подряд Некрасов писал произведения для детей.

Также Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русского языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы.


- С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем.


- Ребята, давайте рассмотрим картину Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Что вы на ней видите?

- А что вы видите на заднем плане?

- А как вы думаете, для чего там лодка?

- Верно!


- Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов.



- Итак, ребята, зная тему нашего сегодняшнего урока, какую цель мы поставим?


- Но, сначала послушайте небольшую историю о том,  что послужило основой этого произведения.

 – В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».



- Ребята, в стихотворении встретились слова, значения которых вам могут быть неизвестны. Поэтому, перед повторным чтением, давайте узнаем их значения.


- Как вы понимаете выражение «Впятеро больше?» Какими словами можно заменить?

- А что такое «дичь»?

- «Силки» – это капкан.

- Как вы думаете, что значит «гинут»?

- БагОр — орудие труда (длинный черенок, на одном конце которого острый крюк)

- А что же вообще такое половодье?


- А как вы понимаете выражение «собрались гурьбой»? На какое слово можно заменить слово «гурьба»?

- Итак, ребята. Нам встретились два таких понятия как «аршин» и «сажень».

Это старые меры длины. «Аршин» - это длина вытянутой руки от плеча до конца пальцев (примерно 71 см.) А «сажень» - это расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (примерно 152 см.)

- Что значит «лопочут ушами»?


- Гуторить – разговаривать

- Знаете ли вы, что значит «горемыка»?

- «Купчиха» - жена купца (торговца)

- «Зипун» - вид верхнеё одежды у крестьян.

- «Плут» - озорник

- «Озимь» - это поле, занятое пшеницей, рожью и т.п. А называется оно так, потому что посевы сажают осенью и они зимуют под снегом.

- Какой синоним можно подобрать к слову «мигом»?

- Как вы понимаете выражение «дали стречка»?



- Теперь давайте прочитаем текст по частям.


Слушают стихотворение






Высказывания детей


- Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.


- Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.


- Н. А. Некрасов




Слушают учителя






























































- половодье, голые деревья, лодка у берега.


- дома, которые затопило водой

- для того чтобы перебираться с одного берега на другой, так как вокруг только вода.






- Прочитать стихотворение и проанализировать его




Слушают учителя




































- в пять раз больше, чем…


- дикое животное


- гибнут




- разлив рек из-за таяния снега и льда.


- собрались толпой











-Шевелить ушами, выражая испуг



-  испытывающий неудачу, горе











- быстро


- быстро побежали, помчались




Читают

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других

выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-аргументация своего мнения и позиции.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


  1. Физкультминутка

Мы гребем и плывем,

Всё плывем и плывем.

Хоть работа нелегка,

Доплывем до островка.

Пот с лица вот так сотрем

И зайчишек всех спасем!


Повторяют упражнения за учителем

Регулятивные

Умение соотносить свои действия с действиями учителя; умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные 
Умение слушать.

Личностные
Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания.

Анализ

художественного

произведения




















































































































Работа над основной идеей



- Кто рассказывает эту историю?

- А кто он вообще такой?

- О каком интересном случае рассказывает Дед Мазай?

- Кто главные герои этого произведения?

- Когда этот случай произошёл?




- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает?


- Найдите в тексте фразу, посвящённая злым людям.

- Как Мазай относится к подобным людям?



- О каких качествах героя это говорит?

- Как относится дед Мазай к природе?

- А к животным?



- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? Что происходило с водой?


- Где Мазай нашёл первых зайцев?

- Как автор описывает опасность, угрожающую зайцам?


- Прочитайте. Каково отношение Мазая к ним? В чем это выражается?

- Как происходит спасение?


- Что случилось с островком после того как зайцы сели в лодку?

- Где Мазай нашёл еще одного зайца?

- С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?

- Как Мазай назвал этого зайца? Взял ли он его с собой?

- А почему он его так назвал?



- Кого еще спас Мазай?
- А где дедушка Мазай нашёл зайчиху?

- А какая она была?


- Как помогает дедушка зайчихе?

- А для чего он её накрыл?

- И где же нашёл дед Мазай последних зайцев?

- А сколько их было?

- Взял ли он их в лодку? Почему?


- А как он поступил?


- Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.

- А как отреагировал Мазай на отношение односельчан?

- Только ли ради потехи «прокатил» он деревней зайчишек?

- Почему зайцы сбесились и начали качать лодку?

- Какие слова напоследок сказал зайчикам дедушка Мазай? Найдите в тексте



- Вспомним, кем был Мазай?

- А почему он не забрал зайцев к себе?





- Сколько зайчиков осталось в лодке?

- А почему они не вышли на берег вместе со всеми?

- Что сделал дедушка Мазай?


- Что сделали зайчики дома?


- Как дед Мазай обращается с зайцами?

- Что сделал дедушка Мазай после?

- И каким же советом он проводил их?

- Молодцы!


- Ребята, речь идет от лица самого Мазая и в этом есть глубокий смысл. 
Возможно, автор и засомневался в словах Мазая, подумав, что он все это выдумал, поэтому и передал ему слово для рассказа.

- Как вы думаете, как это повлияло на язык произведения?




- Ребята, как вы думаете, какая главная мысль этого стихотворения?



- Вы совершенно правы! Молодцы!


- дед Мазай

- деревенский охотник

-о том, как спасал зайцев


- дед Мазай и зайцы


- Во время половодья




- Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.

- «…Где у них совесть?...»


- он их осуждает, уверен, что они поступают неправильно по отношению к природе и животным.

- сопереживание, благородность.

- с любовью, бережно

- несмотря на то, что он охотник, к животным он относится с любовью

- Дров с реки нагоняет много в половодье весной. Он их собирал. Вода прибывала

- На островке

- с каждой минутой вода прибывает, под ними осталось мало земли.

- …к бедным зверькам… Это выражается в сочувствии.

- одного пересаживает сам, остальные прыгнут в лодку

- он затонул


- на пне

- со столбиком


- Он назвал его горемыкой и взял с собой.

- Потому что он стоял скрестивши лапки, вероятнее всего промок и замерз

- зайчиху

- у куста

- еле жива, толста, сильно дрожала

- накрыл зипуном

- чтобы она согрелась

- Они плыли на бревне


- Десяток

-Нет. Вместе с ними лодка бы потонула

- он зацепился багром за бревно и потащил за собою.


- «было потехи у баб, ребятишек»


- он не обратил на них особого внимания

- Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов

- они увидели берег


- «Смотри, косой, теперь спасайся,

А чур зимой не попадайся!

Прицелюсь – бух!

И ляжешь… Ууу-х…!»

- охотником

- жалко, настоящий охотник добывал животных по необходимости, а здесь зайцы оказались в трудном положении и он их спасает

- Две пары

- Они сильно измокли, ослабли


- Положил в мешок и забрал домой

- отогрелись, высохли, выспались, наелись

- бережно, не желая им навредить

- Выпустил их на волю

- «Не попадайтесь зимой!»









- от лица самого Мазая читать стихотворение намного интереснее. Он передал все свои чувства и эмоции при рассказе этой истории.

- Главная мысль стихотворения в том, что природу нужно любить, а её богатства беречь.



Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.


  1. Вторичный синтез






















































































































































Этап объяснения домашнего задания





-А теперь давайте разделим произведение на части и составим картинный план.

- Давайте прочитаем со слов « Старый Мазай разболтался…» до слов « Вижу один островок…».

- Какую картину вы представляете, читая этот отрывок?



















- Как можно озаглавить эту часть?


- Прочитаем со слов «Вижу один островок…» до слов «Тут я подъехал…».

- Какую картину вы представляете, когда читаете эту часть?












- Как назовём эту часть?


- Теперь прочитаем со слов «Тут я подъехал…» до слов «Столбик, не столбик…».

- Что вы представляете, читая эту часть?

- Как озаглавим эту часть?


- Дальше прочитаем со слов «Столбик не столбик…» до слов «Только что начал…»

- Что можно представить, читая эту часть?

- Как озаглавим эту часть?


- Прочитаем со слов «Только что начал…» до слов «Мимо бревно…».

- Что можно представить, читая эту часть?

- Как можно озаглавить эту часть?


- Теперь прочитаем со слов «Мимо бревно…» до слов «Мы за деревней…».

- Что можно представить, читая эту часть?

- Как озаглавим эту часть?


- Далее прочитаем отрывок со слов «Мы за деревней…» до конца

- Что можно представить, читая эту часть?

- Как озаглавим эту часть?


- Вы молодцы!



- А сейчас отложите книги, откройте дневники и запишите домашнее задание: подготовить рассказ по картинному плану.





Один читает


-как Мазай плывёт за дровами в половодье.











- Дед Мазай плывёт за дровами.



Один читает


- как толпа зайчиков в страхе сидят на острове, который находится вокруг воды













- Зайцы на островке


Один читает



- Как дедушка Мазай спасает зайчиков, посадив их к себе в лодку, и как тонет островок.









- Спасение




Один читает


- как зайчик плывёт на пне










- зайчишка на пне


Один читает


- Как одна зайчиха сидит замерзшая у куста.









- Зайчиха в кустах


Один читает


- Как дедушка Мазай тащит за собой бревно, а на нём сидит много зайчишек.











- Зайцы на бревне


Один читает



- Как зайчики спрыгивают с лодки на берег.









- На берегу


Один чита






Записывают д\з

Познавательные:

-формулировать ответы и выводы;

- осознанно строить ответ в устной форме;

- строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

-аргументировать свое мнение;

-учитывать мнения своих одноклассников;

-аргументировать собственное мнение;
- выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;
слушать и понимать речь других

  1. Подведение итогов














Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги

-С творчеством какого автора мы сегодня познакомились?

- А с каким произведением мы сегодня познакомились?

- Вам понравилось это произведение? Почему?

- Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?





- А чему нас учит это стихотворение?


Хорошо, а теперь посмотрите на слайд и оцените свою работу на сегодняшнем уроке:

  • На сегодняшнем уроке я работал (как?)…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • Я узнал (что?)

  • Мне было непонятно (что?)

  • Больше всего мне понравилось (Что?)

Молодцы, я довольно вашими достижениями на уроке, мне было приятно с вами работать. До свидания!




- Н. А. Некрасов


- «Дедушка Мазай и зайцы».


Делятся впечатлениями


Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью

- Стихотворение учит любить природу, наслаждаться её прекрасными картинами и оберегать всё живое.






Оценивают свои достижения

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли. Регулятивные:

- волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные: Показывают при помощи рефлексии свой интерес к уроку