Первичный синтез Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Беседа Словарная работа Выборочное чтение | - Послушайте стихотворение Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор? - К чему призывает автор? - Молодцы! - Итак, а кто автор произведения «Дедушка Мазай и зайцы?» - Верно! Автор этого стихотворения Николай Алексеевич Некрасов. А теперь, пожалуйста, сядьте ровно и внимательно меня послушайте. Николай Некрасов – русский поэт, писатель, и классик русской литературы. Николай Алексеевич Некрасов родился в дворянской семье. Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Его отец был злым человеком, который жестоко относился к членам своей семьи. Маленький Некрасов часто убегал из мрачного дома. Когда Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, но курсы он не закончил. Отец отправил юношу в Петербург, однако будущий поэт учиться в военном заведении не захотел, чем вызвал крайнее неудовольствие отца: тот отказал ему в денежной поддержке. Став взрослым, в свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Н.А. Некрасов мечтал писать стихи и учиться в университете. Некрасов был вынужден довольствоваться случайными заработками. Однако не падал духом; человек он был упорный, много работал: писал для газет и журналов статьи, пьесы и рассказы. Несколько лет подряд Некрасов писал произведения для детей. Также Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях. В поэзии, этого без сомнения великого русского поэта, звучит все богатство русского языка, его напевность, выразительность, отражаются традиции русского народа и красота русской природы. - С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем. - Ребята, давайте рассмотрим картину Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Что вы на ней видите? - А что вы видите на заднем плане? - А как вы думаете, для чего там лодка? - Верно! - Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. - Итак, ребята, зная тему нашего сегодняшнего урока, какую цель мы поставим? - Но, сначала послушайте небольшую историю о том, что послужило основой этого произведения. – В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек, влюбленный в природу. Он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, поохотиться. В этих походах его спутником был дед Мазай. Мазай знал много рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». - Ребята, в стихотворении встретились слова, значения которых вам могут быть неизвестны. Поэтому, перед повторным чтением, давайте узнаем их значения. - Как вы понимаете выражение «Впятеро больше?» Какими словами можно заменить? - А что такое «дичь»? - «Силки» – это капкан. - Как вы думаете, что значит «гинут»? - БагОр — орудие труда (длинный черенок, на одном конце которого острый крюк) - А что же вообще такое половодье? - А как вы понимаете выражение «собрались гурьбой»? На какое слово можно заменить слово «гурьба»? - Итак, ребята. Нам встретились два таких понятия как «аршин» и «сажень». Это старые меры длины. «Аршин» - это длина вытянутой руки от плеча до конца пальцев (примерно 71 см.) А «сажень» - это расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (примерно 152 см.) - Что значит «лопочут ушами»? - Гуторить – разговаривать - Знаете ли вы, что значит «горемыка»? - «Купчиха» - жена купца (торговца) - «Зипун» - вид верхнеё одежды у крестьян. - «Плут» - озорник - «Озимь» - это поле, занятое пшеницей, рожью и т.п. А называется оно так, потому что посевы сажают осенью и они зимуют под снегом. - Какой синоним можно подобрать к слову «мигом»? - Как вы понимаете выражение «дали стречка»? - Теперь давайте прочитаем текст по частям. | Слушают стихотворение Высказывания детей - Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень. - Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает. - Н. А. Некрасов Слушают учителя - половодье, голые деревья, лодка у берега. - дома, которые затопило водой - для того чтобы перебираться с одного берега на другой, так как вокруг только вода. - Прочитать стихотворение и проанализировать его Слушают учителя - в пять раз больше, чем… - дикое животное - гибнут - разлив рек из-за таяния снега и льда. - собрались толпой -Шевелить ушами, выражая испуг - испытывающий неудачу, горе - быстро - быстро побежали, помчались Читают | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -аргументация своего мнения и позиции. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. |
Анализ художественного произведения Работа над основной идеей | - Кто рассказывает эту историю? - А кто он вообще такой? - О каком интересном случае рассказывает Дед Мазай? - Кто главные герои этого произведения? - Когда этот случай произошёл? - С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? - Найдите в тексте фразу, посвящённая злым людям. - Как Мазай относится к подобным людям? - О каких качествах героя это говорит? - Как относится дед Мазай к природе? - А к животным? - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? Что происходило с водой? - Где Мазай нашёл первых зайцев? - Как автор описывает опасность, угрожающую зайцам? - Прочитайте. Каково отношение Мазая к ним? В чем это выражается? - Как происходит спасение? - Что случилось с островком после того как зайцы сели в лодку? - Где Мазай нашёл еще одного зайца? - С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? - Как Мазай назвал этого зайца? Взял ли он его с собой? - А почему он его так назвал? - Кого еще спас Мазай? - А где дедушка Мазай нашёл зайчиху? - А какая она была? - Как помогает дедушка зайчихе? - А для чего он её накрыл? - И где же нашёл дед Мазай последних зайцев? - А сколько их было? - Взял ли он их в лодку? Почему? - А как он поступил? - Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте. - А как отреагировал Мазай на отношение односельчан? - Только ли ради потехи «прокатил» он деревней зайчишек? - Почему зайцы сбесились и начали качать лодку? - Какие слова напоследок сказал зайчикам дедушка Мазай? Найдите в тексте - Вспомним, кем был Мазай? - А почему он не забрал зайцев к себе? - Сколько зайчиков осталось в лодке? - А почему они не вышли на берег вместе со всеми? - Что сделал дедушка Мазай? - Что сделали зайчики дома? - Как дед Мазай обращается с зайцами? - Что сделал дедушка Мазай после? - И каким же советом он проводил их? - Молодцы! - Ребята, речь идет от лица самого Мазая и в этом есть глубокий смысл. Возможно, автор и засомневался в словах Мазая, подумав, что он все это выдумал, поэтому и передал ему слово для рассказа. - Как вы думаете, как это повлияло на язык произведения? - Ребята, как вы думаете, какая главная мысль этого стихотворения? - Вы совершенно правы! Молодцы! | - дед Мазай - деревенский охотник -о том, как спасал зайцев - дед Мазай и зайцы - Во время половодья - Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят. - «…Где у них совесть?...» - он их осуждает, уверен, что они поступают неправильно по отношению к природе и животным. - сопереживание, благородность. - с любовью, бережно - несмотря на то, что он охотник, к животным он относится с любовью - Дров с реки нагоняет много в половодье весной. Он их собирал. Вода прибывала - На островке - с каждой минутой вода прибывает, под ними осталось мало земли. - …к бедным зверькам… Это выражается в сочувствии. - одного пересаживает сам, остальные прыгнут в лодку - он затонул - на пне - со столбиком - Он назвал его горемыкой и взял с собой. - Потому что он стоял скрестивши лапки, вероятнее всего промок и замерз - зайчиху - у куста - еле жива, толста, сильно дрожала - накрыл зипуном - чтобы она согрелась - Они плыли на бревне - Десяток -Нет. Вместе с ними лодка бы потонула - он зацепился багром за бревно и потащил за собою. - «было потехи у баб, ребятишек» - он не обратил на них особого внимания - Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов - они увидели берег - «Смотри, косой, теперь спасайся, А чур зимой не попадайся! Прицелюсь – бух! И ляжешь… Ууу-х…!» - охотником - жалко, настоящий охотник добывал животных по необходимости, а здесь зайцы оказались в трудном положении и он их спасает - Две пары - Они сильно измокли, ослабли - Положил в мешок и забрал домой - отогрелись, высохли, выспались, наелись - бережно, не желая им навредить - Выпустил их на волю - «Не попадайтесь зимой!» - от лица самого Мазая читать стихотворение намного интереснее. Он передал все свои чувства и эмоции при рассказе этой истории. - Главная мысль стихотворения в том, что природу нужно любить, а её богатства беречь. | Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли. |
Вторичный синтез Этап объяснения домашнего задания | -А теперь давайте разделим произведение на части и составим картинный план. - Давайте прочитаем со слов « Старый Мазай разболтался…» до слов « Вижу один островок…». - Какую картину вы представляете, читая этот отрывок? - Как можно озаглавить эту часть? - Прочитаем со слов «Вижу один островок…» до слов «Тут я подъехал…». - Какую картину вы представляете, когда читаете эту часть? - Как назовём эту часть? - Теперь прочитаем со слов «Тут я подъехал…» до слов «Столбик, не столбик…». - Что вы представляете, читая эту часть? - Как озаглавим эту часть? - Дальше прочитаем со слов «Столбик не столбик…» до слов «Только что начал…» - Что можно представить, читая эту часть? - Как озаглавим эту часть? - Прочитаем со слов «Только что начал…» до слов «Мимо бревно…». - Что можно представить, читая эту часть? - Как можно озаглавить эту часть? - Теперь прочитаем со слов «Мимо бревно…» до слов «Мы за деревней…». - Что можно представить, читая эту часть? - Как озаглавим эту часть? - Далее прочитаем отрывок со слов «Мы за деревней…» до конца - Что можно представить, читая эту часть? - Как озаглавим эту часть? - Вы молодцы! - А сейчас отложите книги, откройте дневники и запишите домашнее задание: подготовить рассказ по картинному плану. | Один читает -как Мазай плывёт за дровами в половодье. - Дед Мазай плывёт за дровами. Один читает - как толпа зайчиков в страхе сидят на острове, который находится вокруг воды - Зайцы на островке Один читает - Как дедушка Мазай спасает зайчиков, посадив их к себе в лодку, и как тонет островок. - Спасение Один читает - как зайчик плывёт на пне - зайчишка на пне Один читает - Как одна зайчиха сидит замерзшая у куста. - Зайчиха в кустах Один читает - Как дедушка Мазай тащит за собой бревно, а на нём сидит много зайчишек. - Зайцы на бревне Один читает - Как зайчики спрыгивают с лодки на берег. - На берегу Один чита Записывают д\з | Познавательные: -формулировать ответы и выводы; - осознанно строить ответ в устной форме; - строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: -аргументировать свое мнение; -учитывать мнения своих одноклассников; -аргументировать собственное мнение; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других |
Подведение итогов Рефлексия | - Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги -С творчеством какого автора мы сегодня познакомились? - А с каким произведением мы сегодня познакомились? - Вам понравилось это произведение? Почему? - Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья? - А чему нас учит это стихотворение? Хорошо, а теперь посмотрите на слайд и оцените свою работу на сегодняшнем уроке: На сегодняшнем уроке я работал (как?)… На этом уроке я похвалил бы себя за… Я узнал (что?) Мне было непонятно (что?) Больше всего мне понравилось (Что?) Молодцы, я довольно вашими достижениями на уроке, мне было приятно с вами работать. До свидания! | - Н. А. Некрасов - «Дедушка Мазай и зайцы». Делятся впечатлениями Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью - Стихотворение учит любить природу, наслаждаться её прекрасными картинами и оберегать всё живое. Оценивают свои достижения | Познавательные: - умение структурировать знания; - оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли. Регулятивные: - волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: Показывают при помощи рефлексии свой интерес к уроку |