СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для работы на уроках по изучению рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"»

7


И.С.Тургенев. «Бежин луг» (урок 1)

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

                                Ход урока.

                                                  Вся моя биография в моих  сочинениях…

                                                                                         И. С. Тургенев. 

1. Слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.

Писатель отличается от  обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. Случалось это и с Тургеневым. Давайте послушаем, как прошло его детство.

(слушаем доклады учеников)

  • доклад 1

(статья в учебнике на стр. 167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле­жал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях историче­ских событии со времен Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергард­ском полку и ко времени встречи с будущей же­ной был в чине поручика. Мать - богатая поме­щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.

Все управление усадьбой Спасское было в ру­ках матери Варвары Петровны. Вокруг простор­ного двухэтажного господского дома, построенно­го в форме подковы, были разбиты сады, устрое­ны оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в кото­рый возникло Спасское. Мальчик рано стал заме­чать, что все вокруг подчинено дикому произво­лу, капризам властных родителей. Осознание это­го омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в мо­их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернерами и домашними учителями по­стоянно происходили какие-нибудь недоразуме­ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани­мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её проявлениях.


  • доклад 2

(статья в учебнике на стр. 168)

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси­тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы­ванием в Университете таких замечательных лю­дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге­нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ­ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе­тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра­новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.


  • доклад 3

(на материалах, данных учителем)

Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на­чального периода творчества И. С. Тургенева, в те­чение которого он создал множество стихотворе­ний и поэм, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев, поставив­ший перед собой новые творческие задачи, обра­тился для их воплощения и выражения к расска­зам-очеркам.

состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за­конченные произведения, разнообразные по со­держанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно­шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую­щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ­ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб­щая читателю уже известные сведения об этом лице.


2.  Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)

 - С каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».

- Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы)

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)

- Запишем определение в тетради:

Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.

- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми  читателями:

«Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».

 - Почему читатели обращали внимание на необычность формы, по-разному определяли жанровую принадлежность? Как вы определите жанр «Записок охотника»? Как бы вы объяснили авторский выбор? (Очерк)

 - Почему очерк? Запись определения в тетради.

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.

 Спокойная музыка  и некоторый видео ряд с изображением природы.

 Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик  к происходящему в рассказе.

3. Выразительное чтение.

- Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  интересные истории. Они – другие. (Активизация  читательского восприятия перед чтением очерка)


(Чтение описания июльского утра. Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника»)

- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж  июльского дня выполняет эстетическую функцию)

4. Работа с текстом.

-Давайте попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.   

 Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)

-   Почему повествователь заблудился? Кто его «водит»? Какая сила?

- О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает? (Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)

-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте.

- Кто  же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).

- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

-  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)

5. Закрепление.

- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила)

- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)

- Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 

- Что нового вы узнали на уроке?


6. Домашнее задание.

1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):

    1. Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

    2. Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

    3. История, которую рассказал герой;

    4. Ваше отношение к герою.

2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.


7. Подведение итогов урока и выставление оценок.



Урок 2 Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».


ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА

– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. – Узнайте героев рассказа по описанию:

  1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ

  2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША) 

  3. Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША) 

  4. Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ

  5. Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ) 

– Чем занимаются эти мальчики? – Тяжелы ли для них обязанности пастухов?

В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

– Ребята, а что мы называем фольклором? 

– А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?

– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?

(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)

Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

  1. Ильюша (про домового).

  2. Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой).

  3. Ильюша (псарь Ермил и барашек).

  4. Ильюша (покойный барин и разрыв – трава).

  5. Ильюша (гадание бабы Ульяны).

  6. Костя (звуки из бучила).

  7. Ильюша (про лешего).

  8. Ильюша (про водяного и Акулину).

  9. Костя (Феклиста и сын).

 – Посмотрите на доску, назовите персонажи дайте полный пересказ былички с этим персонажем?

– Домовой, Леший, Водяной – Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?

– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?

– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?

У КОСТРА 

– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.

– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?

(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).

– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)

– Почему в этом произведении так много картин природы?

– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.

IV. Рефлексия:

– Ребята, что вам понравилось на уроке?

– Что нового вы узнали?

– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы:

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами, 
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

V. Подведение итогов урока

– Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

– Выучить наизусть понравившийся отрывок.


Имя

героя

Возраст

Портрет

Поступки /действия


Федя


14

Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой.

Принадлежал по всем приметам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Выехал в поле не по нужде, а для забавы.



Павлуша



12

Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная - с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

Малый был неказистый.

Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

Ильюша

12

Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку.

Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку.



Костя



10

Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хотели что-то высказать, для чего на его языке не было слов.



Ваня



7


Русая кудрявая голова.


Свежее личико, большие тихие глаза.

Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову.

- Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся!




Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых - Феде - 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Ильюше - по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?

Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.

III. Работа по теме урока.


Тихая росистая летняя ночь, неподалёку река, горит костёр, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая интересные истории. Со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли на­зы­ва­ют их бы­лич­ка­ми – это рас­ска­зы о фак­ти­че­ских со­бы­ти­ях, уча­ст­ни­ком или сви­де­те­лем ко­то­рых был рас­сказ­чик. В рас­ска­зе 11 бы­ли­чек. Мы остановимся на нескольких из них. После прослушивания «быличек» мы будем выполнять задания. Будьте внимательны. В тетрадях у вас есть таблица, которую по ходу урока мы будем заполнять. Пожалуйста, ребята.


- Как известно, одной из характеристик героев является их речь. Исследовать речь одного из них мы попросим сейчас наших учёных - лингвистов (Попова Ольга и Катя Деркач).

(Карточка

Как характеризует Павлушу его речь? Проведите эксперимент: замените в последней на стр. 331 реплике Павлуши просторечные слова литературными. Сравните оба варианта. Какой лучше? Почему?)

(Вариант Тургенева. Картина получилась правдоподобнее, ближе, естественнее)

- А мы идём дальше. Мы прослушали истории, «былички» ребят. Как вы думаете, ребята верят в то, о чём рассказывают? Если да, то почему?

Нам предстоит провести собственное расследование.

5. Работа в группах.

- Я приглашаю на рабочее место группу экспертов. Приступайте к своей работе.

(Карточка с заданием.

1. Изучите предложенную литературу и дайте своё заключение-ответ на вопрос: «Почему ребята верят в домового, лешего, русалку?»

2. Как вы можете объяснить историю Павлуши о предвиденье небесном (стр. 331)?)