7
И.С.Тургенев. «Бежин луг» (урок 1)
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».
Ход урока.
Вся моя биография в моих сочинениях…
И. С. Тургенев.
1. Слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, И.С. Тургенева, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.
Писатель отличается от обыкновенных людей особой эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остается в памяти навсегда. Случалось это и с Тургеневым. Давайте послушаем, как прошло его детство.
(слушаем доклады учеников)
(статья в учебнике на стр. 167)
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного.
В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.
Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.
Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.
Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.
С гувернерами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
(статья в учебнике на стр. 168)
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.
(на материалах, данных учителем)
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, в течение которого он создал множество стихотворений и поэм, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев, поставивший перед собой новые творческие задачи, обратился для их воплощения и выражения к рассказам-очеркам.
состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице.
2. Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)
- С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».
- Дома вы начали читать этот рассказ. Чем он вам запомнился?
- С чего начинается рассказ? (с описания природы)
- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)
- Запишем определение в тетради:
Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями:
«Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».
- Почему читатели обращали внимание на необычность формы, по-разному определяли жанровую принадлежность? Как вы определите жанр «Записок охотника»? Как бы вы объяснили авторский выбор? (Очерк)
- Почему очерк? Запись определения в тетради.
Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.
Спокойная музыка и некоторый видео ряд с изображением природы.
Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик к происходящему в рассказе.
3. Выразительное чтение.
- Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. (Активизация читательского восприятия перед чтением очерка)
(Чтение описания июльского утра. Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника»)
- Какую функцию выполняет такое описание природы? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию)
4. Работа с текстом.
-Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос)
- Почему повествователь заблудился? Кто его «водит»? Какая сила?
- О каких чувствах пишет автор рассказа? Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает? (Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)
-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте.
- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).
- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).
- Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).
- Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня)
5. Закрепление.
- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового вы узнали на уроке?
6. Домашнее задание.
1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание 5 человек из класса):
Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою.
2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
7. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Урок 2 Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РАССКАЗА
– Представьте себе тихую росистую ночь; неподалёку горит костёр, рядом река, чуть подальше щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Мы с ними незнакомы. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней. Давайте познакомимся с ними. – Узнайте героев рассказа по описанию:
Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха жёлтой каёмкой, на голубом поясе висел гребешок. (ФЕДЯ)
Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. (ПАВЛУША)
Жёлтые волосы торчали острыми косицами из – под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (ИЛЬЮША)
Маленького роста, тщедушного телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные, блестевшие жидким блеском. (КОСТЯ)
Мальчик семи лет с русой кудрявой головой. (ВАНЯ)
– Чем занимаются эти мальчики? – Тяжелы ли для них обязанности пастухов?
В МИРЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
– Ребята, а что мы называем фольклором?
– А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
– Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
– Большая часть изучаемого нами произведения посвящена рассказам мальчиков. О чём они рассказывают?
– Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?
(Работа с карточками “Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”)
“Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг” Ильюша (про домового). Костя (встреча плотника Гаврилы с русалкой). Ильюша (псарь Ермил и барашек). Ильюша (покойный барин и разрыв – трава). Ильюша (гадание бабы Ульяны). Костя (звуки из бучила). Ильюша (про лешего). Ильюша (про водяного и Акулину). Костя (Феклиста и сын). |
– Посмотрите на доску, назовите персонажи дайте полный пересказ былички с этим персонажем?
– Домовой, Леший, Водяной – Все эти существа – нечистая сила. А можно ли как – то от неё уберечься?
– Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?
– Кто из героев рассказа вам понравился больше и почему?
У КОСТРА
– На этом этапе нашего путешествия вы должны показать все свои навыки правильного, грамотного, выразительного чтения. А читать мы будем былички.
– Как вы думаете, каким тоном, с какими эмоциями мальчики рассказывали былички друг другу?
(Чтение быличек: 2 (Гаврил и русалка), 3 (Ермил и барашек), 5 (баба Ульяна).
– В чём же мастерство И.С. Тургенева? Почему же “его картины всегда верны, вы всегда узнаёте в них… родную русскую природу…”? (И.С. Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух обоняние, зрение)
– Почему в этом произведении так много картин природы?
– Природа – сила, воздействующая на рассказчика и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, – это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека, с материнской нежностью заботится о его благе, но горе ему, если он сам забудет о жизненных человеческих ценностях.
IV. Рефлексия:
– Ребята, что вам понравилось на уроке?
– Что нового вы узнали?
– В конце урока предлагаю послушать стихотворение Ивана Демьянова и ещё раз увидеть пейзажи родной природы:
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба на притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!
V. Подведение итогов урока
– Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
– Выучить наизусть понравившийся отрывок.
Имя героя | Возраст | Портрет | Поступки /действия |
Федя | 14 | Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой. Принадлежал по всем приметам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские. | Выехал в поле не по нужде, а для забавы. |
Павлуша | 12 | Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная - с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый. Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. | Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. |
Ильюша | 12 | Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. | Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку. |
Костя | 10 | Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. | Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хотели что-то высказать, для чего на его языке не было слов. |
Ваня | 7 | Русая кудрявая голова. Свежее личико, большие тихие глаза. | Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову. - Гляньте на Божьи звёздочки, - что пчёлки роятся! |
Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых - Феде - 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Ильюше - по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?
Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой.
III. Работа по теме урока.
Тихая росистая летняя ночь, неподалёку река, горит костёр, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая интересные истории. Современные исследователи называют их быличками – это рассказы о фактических событиях, участником или свидетелем которых был рассказчик. В рассказе 11 быличек. Мы остановимся на нескольких из них. После прослушивания «быличек» мы будем выполнять задания. Будьте внимательны. В тетрадях у вас есть таблица, которую по ходу урока мы будем заполнять. Пожалуйста, ребята.
- Как известно, одной из характеристик героев является их речь. Исследовать речь одного из них мы попросим сейчас наших учёных - лингвистов (Попова Ольга и Катя Деркач).
(Карточка
Как характеризует Павлушу его речь? Проведите эксперимент: замените в последней на стр. 331 реплике Павлуши просторечные слова литературными. Сравните оба варианта. Какой лучше? Почему?)
(Вариант Тургенева. Картина получилась правдоподобнее, ближе, естественнее)
- А мы идём дальше. Мы прослушали истории, «былички» ребят. Как вы думаете, ребята верят в то, о чём рассказывают? Если да, то почему?
Нам предстоит провести собственное расследование.
5. Работа в группах.
- Я приглашаю на рабочее место группу экспертов. Приступайте к своей работе.
(Карточка с заданием.
1. Изучите предложенную литературу и дайте своё заключение-ответ на вопрос: «Почему ребята верят в домового, лешего, русалку?»
2. Как вы можете объяснить историю Павлуши о предвиденье небесном (стр. 331)?)