СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному русскому языку "Язык языку весть подаёт".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному русскому языку "Язык языку весть подаёт".»

Конспект урока русского (родного) языка в 4 классе

Тема урока: «Язык языку весть подаёт»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием заимствованные слова, показать, какими путями они из одного языка проникают в другой.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формируемые результаты:

Познавательные:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя).

Регулятивные:

использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

  1. Приветствие (4 мин.)

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается нам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело и приятно стало всем нам? А чтобы этот день оставался радостным и приятным, пожелайте всего доброго себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте мысленно успехов ему сегодня.

- Ребята, желаю вам успешного урока!

СЛАЙД - Сегодня урок родного русского языка проведу у вас я, меня зовут Ирина Викторовна. Я приехала к вам из города Гая, Оренбургской области. Наша область имеет границы с Казахстаном, Башкортостаном, с Татарстаном, поэтому исторически является многонациональным регионом России.

- Оренбургская область встречает гостей целым набором достопримечательностей.

Соль – Илецк – курортный городок, славится солёными озёрами, а также является местом добычи наичистейшей каменной соли.

Бузулукский бор – памятником природы здесь является 350 летняя сосна, требуется 3 взрослых человека, чтобы обнять дерево.

Верблюд - гора – о ней сложено несколько легенд

Муса Джалиль – татарский поэт (родился в Оренбуржье) Работал в Казани в оперном театре, а также переводил на татарский язык произведения русских писателей.

- Ребята, в ходе нашего урока, вы познакомитесь ещё с двумя особенностями нашего края (платок, козочка).

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

- Ребята, вы любите разгадывать ребусы, шифры?

- Тогда вы без затруднений отгадаете тему урока. (Разгадывают шифр по группам)

СЛАЙД

– Перед вами алфавит, где каждой букве соответствует определённая фигурка. У каждой группы своё слово, которое нужно расшифровать (1 мин.)

- Что же у вас получилось? Молодцы! Как вы понимаете это выражение? (При разговоре люди обмениваются друг с другом информацией)

(Язык – национальный язык какого-то народа)

- Ребята, как вы думаете, трудно ли говорить на иностранном языке?

- Возможно, вы удивитесь, но каждый из нас ежедневно использует в своей речи иностранные слова. Например, утром вы попросили у мамы чай – это вы используете слово из китайского языка: ЧА – так в Китае называется чайное деревце и полученный из его листьев напиток. Попросив добавить сахара, вы используете слово из древнеиндийского языка.

- Замечаем ли мы, что используем слова из других языков? (нет)

- Почему? (эти слова для нас привычны)

СЛАЙД

- Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский говорил: «ВСЕ НАРОДЫ МЕНЯЮТСЯ СЛОВАМИ И ЗАНИМАЮТ ИХ ДРУГ У ДРУГА»)



- О каких словах пойдёт речь на уроке? (о заимствованных словах)

- Ребята, давайте вместе сформулируем цель урока (познакомиться с заимствованными словами)



- Заимствованные слова есть во всех языках, в том числе и в русском.

- Происхождением слов занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ (ЩЕЛЧОК)

- В процессе урока мы с вами должны ответить на вопросы, которые сейчас вместе сформулируем.

СЛАЙД

- Ребята, готовы исследовать историю слов?

- Об истории слов можно узнать… Как вы думаете, где? (в словаре)

- Верно, ребята, и называется такой словарь- ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ.

- Положите перед собой рабочий лист.

Объясняю на примере слова ШКОЛА (На выполнение задания даётся 2 минуты, группы отчитываются, последняя группа рассказывает про слово ПЛАТОК)



- Ребята, я хочу познакомить вас ещё с одной уникальностью Оренбургской области – это пуховый платок. Посмотрите какой он воздушный, изящный, тонкий, но несмотря на это согревает в холодную зиму. Оренбургский платок настолько тонкий, что может пройти через обручальное кольцо (показываю).



- Ребята, по какой причине русские люди стали использовать в своей речи слова карандаш, бутерброд? Про слово платок я не говорю, т.к. оно является исконно-русским.

- Появляются заимствованные слова и благодаря общению разных народов. Так, когда-то царь Пётр Первый учился кораблестроению в Голландии, пригласил оттуда мастеров. И, конечно, в русский язык вошли «морские» и «корабельные» слова: матрос, флаг, яхта.



- А знаем мы ответ на второй вопрос? (Да, в этимологическом словаре, в словаре иностранных слов)

- Оцените выполнение 1-го задания от 3 до 5 баллов.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Лошадь и жокей» (СЛАЙД)

- Переходим ко второму заданию в рабочем листе. У каждой группы записано предложение, в котором необходимо найти заимствованное слово и заменить его на русское слово-синоним, записать получившееся предложение.

ПРОВЕРКА + САМООЦЕНИВАНИЕ

СЛАЙД - Ребята, после выполненных заданий вы сможете ответить на третий вопрос? (да, можно обойтись без заим.слов, это доказывает, как могуч и богат русский язык, но не ко всем словам можно подобрать удачно синонимы)



- Переходим к выполнению третьего задания (пословицы)

ПРОВЕРКА + САМООЦЕНИВАНИЕ



- О чём все эти пословицы? (О ТРУДЕ)

- Несмотря на то, что эти пословицы придумал разный народ, значение и ценность они имеют одинаковую.

-Не зря мы с вами вспомнили пословицы о труде. Я ещё раз хочу вернутся к нашему оренбургскому платку. Чтобы сотворить такой шедевр, нужно приложить не мало труда… (демонстрирую предметы: спицы, клубок ниток, веретено, чёски).



- Все эти слова, названия предметов, относятся к исконно-русским.

- И конечно же не было бы этого платка без нашей оренбургской козочки (просмотр отрывка из сказки).

- Уникальность платка – пряжа.



Домашнее задание: записать три заимствованных слова в тетрадь, просмотреть мультфильм.



Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, я думаю вы согласитесь, что с помощью заимствованных слов обогащается, увеличивается словарный запас языка (любого языка), а также укрепляются связи между народами.

- Наш урок подходит к концу. Вспомните задания, которые вы сегодня выполняли. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью фразеологизмов (похвалить за работу самых активных).













Заимствованные слова – это слова, которые пришли к нам из других языков.

Этимология – это наука, которая изучает происхождение слов.



ЗАДАНИЕ № 1

БУТЕРБРОД

1. Из какого языка пришло слово? _______________________________________

2. В каком значении слово пришло в русский язык? _____________________________________________________________________

3. В каком значении употребляется сейчас?

_____________________________________________________________________





ЗАДАНИЕ № 2

Друзья заметили изменения в моём имидже.

____________________________________________________________________



ЗАДАНИЕ № 3

«Вкусен хлеб, когда его

заработали собственным трудом»

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»



«В гостях хорошо, а дома лучше»



«Заработанный ломоть лучше краденого каравая»













Заимствованные слова – это слова, которые пришли к нам из других языков.

Этимология – это наука, которая изучает происхождение слов.



ЗАДАНИЕ № 1

ПЛАТОК

1. Из какого языка пришло слово? _______________________________________

2. В каком значении слово пришло в русский язык? _____________________________________________________________________

3. В каком значении употребляется сейчас?

_____________________________________________________________________





ЗАДАНИЕ № 2

Девочки нашего класса подготовили яркое шоу.

_____________________________________________________________________





ЗАДАНИЕ № 3

«В гостях хорошо, а дома лучше»

«Работа человека исправляет, а лень портит»



«Труд человека кормит, а лень портит»



«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»







Заимствованные слова – это слова, которые пришли к нам из других языков.

Этимология – это наука, которая изучает происхождение слов.



ЗАДАНИЕ № 1

КАРАНДАШ

1. Из какого языка пришло слово? _______________________________________

2. В каком значении слово пришло в русский язык? _____________________________________________________________________

3. В каком значении употребляется сейчас?

_____________________________________________________________________





ЗАДАНИЕ № 2

Габариты шкафа не позволяли разместить его в комнате.

_____________________________________________________________________





ЗАДАНИЕ № 3



«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«Без труда и зайца не поймаешь»



«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»



«В здоровом теле – здоровый дух»