Урок русского языка в профессиональном техникуме
для студентов 1-го курса
по теме: «Имя существительное»
Цель урока: повторение и систематизация знаний об имени существительном как о части речи.
Задачи:
Обучающая: совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;
Развивающая: развить познавательные навыки и умения студентов;
Воспитательная: воспитывать речевую грамотность в употреблении имен существительных
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Метод урока – словесный, частично-поисковый.
Оборудование урока: компьютер, телевизор, заранее заготовленные дидактические материалы, тесты.
Вид: практикум
Ход урока
Имя существительное – это хлеб языка
Л.Успенский.
I.Организационный момент
а) Проверить по журналу явку обучающихся
б) Проверить готовность к уроку
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
Так много всего интересного мы с вами делаем на уроках русского языка и литературы – учимся, совершаем открытия, творим, мыслим.
На ваше внимание предлагается стихотворение
Внимательно слушайте и ответьте на вопрос: О чем говорится в стихотворении «След»?
Слайд №1
А ты? Входя в дома любые - И в серые, И в голубые, Всходя на лестницы крутые, В квартиры, светом залитые, Прислушиваясь к звону клавиш И на вопрос даря ответ, Скажи: Какой ты след оставишь? След, Чтобы вытерли паркет И посмотрели косо вслед, Или Незримый прочный след В чужой душе на много лет? Вы ещё находитесь в начале жизненного пути и начинаете делать первые несмелые шаги в этой жизни. Вы (осознанно или не очень) выбрали учебное заведение, осваиваете профессию) … Вся наша жизнь - это дорога, путь; каждому отмерено определённое расстояние. Важно, куда ты идёшь, как шагаешь, кто рядом с тобой, что ожидает тебя в финале путешествия… Каждому из вас хотелось бы прожить так, чтобы не делать ошибок, или же ошибаться минимальное количество раз. Для этого нужно уметь делать выбор. Можно ли научиться выбирать и как вам в этом нелёгком деле может помочь литература? (на примере героев произведений можно понять, как нужно поступать, что такое добро и зло). Сегодня на уроке вы сможете научиться принимать решения и верно выбирать жизненные ориентиры. К тому же, на уроке вы сами будете делать выбор и решать, какую оценку вам можно поставить за выполнение определённых видов работы. Обратите внимание на оценочные листы, лежащие на столах. По мере выполнения работы не забывайте ставить себе оценки. А теперь обратите, пожалуйста, внимание на выделенные слова. С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? В самой древней части этой страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся. Слайд №3 Запишите тему нашего урока: Ознакомление с целью урока. Мы сегодня на уроке будем совершенствовать знания об имени существительном, закрепим навыки аналитической работы со словом как частью речи; надеюсь, что сегодняшний урок будет способствовать нравственному воспитанию, поможет понять, какую большую роль играет взаимоотношения родителей и детей. «Имя существительное» - Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» |
в) Словарный диктант
- Проведём словарную работу. Я вам буду читать описание слова, а вы должны записать это слово.
К доске идет…».
1) тот, кто руководит школой (директор); 2) специалист, знающий законы земледелия (агроном); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие); 4) плод яблони (яблоко); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница); 6) крупное морское судно (корабль); 7) обозначение, название места жительства (адрес); 8) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея); 9) сооружение для хранения зерна (элеватор);
10) мороженое на палочке (эскимо)11) cизо-чёрная ягода, похожая на малину (ежевика); 12) поездка (экскурсия.); 13) движущаяся лестница в метро (эскалатор); машина с большим ковшом (экскаватор)
- Что общего у всех слов?
(принадлежат к одной части речи)
II. Актуализация знаний
-Давайте с вами вспомним знания, полученные в школе. Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.
Слайд № 5
1. Существительное – это... часть речи.
2. Существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает…
3. Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы…
4. Существительное изменяется …
5. К постоянным признакам существительного относятся…
6. К непостоянным признакам существительного относятся…
7. К 1-му склонению относятся существительный …
8. Ко 2-му склонению относятся существительный …
9. К 3-му склонению относятся существительный …
10. Существительное в предложении может быть…
III. Изучение нового материала
- Прочитайте материал §
- Какие существуют разряды существительных от характера значения?
- Что значит «разносклоняемые существительные» ?
- Какие существительные мы относим к существительным общего рода?
-Все ли существительные имеют формы единственного и множественного числа?
IV. Закрепление материала. Выполнение упражнений
Слайд №3
1. Назовите имена существительные, укажите их морфологические признаки и определите синтаксическую роль в предложении.
В кроне старой липы происходили чудеса. Солнечный луч пробил листву и зажег, копошась внутри липы, много зеленых и золотых огоньков.
(Где ? в кроне нариц ,неодуш, женс..р 1 .скл .Предл.падеже, в ед. числе.в предл. явл. обстоят.)
Синтаксический разбор
1.Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2.По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3.По наличию грамматических основ: простое или сложное. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: происходили чудеса , распространённое, неосложненное .
Письменный: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: происходили чудеса , распространённое, неосложненное
2. Установите к какому лексико-грамматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные:
Лист (конкр.), листва (собир.), будни,(отвл), симфония (конкр.), ,молоко (веществ.), городишко (конкр.), каникулы( отвлеч),.студенчество (собир.), , пшено (веществ), детвора (собир.), подмастерье (конкр.), сумерки(отвлеч.), родня (собир.), ручища (конкр.), золото (веществ.),, выборы, (отвлеч).,железо (веществ., детвора (собир.) сапожище (конкр., мошкара(собир.) сливки (веществ.), тишина (отвлеч.)
3. Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
Слайд 7
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .
Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Умница, работяга, молодчина, зараза.
Общее: существительные общего рода.
Исключить: слово «зараза» характеризует отрицательное качество человека. (НО: 200 лет назад это слово имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать? (Этимологический)
в) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все во множественном числе.
Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное.
г) Грач..., печ..., ноч...,доч... .
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глагол
4. А теперь давайте поиграем. Игра называется « Восстанови пословицу» по паре слов
Слайд № 8
Дело – безделье
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дружба-служба
Дружба дружбой, а служба службой
Руки – скуки
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Труд – лень
Труд человека кормит, а лень портит.
Шило – мешок
Шила в мешке не утаишь.
Родина - мать
Родина –мать, умей за не постоять
Труд - рыбка
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
5. Работа над текстом.
Слайд № 9
К.Д.Ушинский. Дедушка
Задания к тексту:
(Тексты у обучающихся на столах)
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога дрожали у него от старость: несет ложка ко рот– и суп расплескивает.
Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец_с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_. Задрожали рука_у старик_, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец из старой деревянной миск_.
У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол_ и складывает что-то из щепочка _.
- Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда_полотенце.
- Коробочк_, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька__, я буду вас из деревянной коробочка_ кормить.
Переглянулись отец с мать__ и покраснели. Перестали с тех пора ____старик_ за печь прятать, из деревянной миска_ кормить.
6. Анализ лингвистического материала.
- Докажите, что это текст.
- Укажите средства связи между предложениями текста.
- Как вы считаете, это сказка или быль?
- О чем этот текст? Чему он учит, чему воспитывает?
(- Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия.
У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение к человеку, к миру, к труду, к природе, то именно в семье начинает
формироваться культура поведения и культура общения.
- Все предложения связаны по смыслу и грамматически.
- Местоимения, словесные повторы.
- Быль.
- О семье, об уважении к пожилым, о правильном семейном воспитании.
В каких произведениях рассматривается эта проблема?
И.С. Тургенев « Отцы и дети» , «Гроза « А.Н.Островского
В чем актуальность данной проблемы?)
7. Работа у доски
-Ребята, разделите страницу тетради на 3 части. Получившуюся таблицу давайте заполним примерами из текста, а вместе с тем вспомним морфологические категории имен существительных.
1) склонение имен существительных
2) род имен существительных
3)одушевленность/неодушевленность.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
| | |
| | |
| | |
Мужской род | Женский род | Средний род |
| | |
| | |
- А как вы думаете, почему в тексте нет собственных имен существительных?
Студент:
- Потому что эта нравоучительная быль носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни.
Преподаватель:
- Найдите в тексте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Студент:
Дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко
Преподаватель:
Эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные?
Студент:
Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.
Преподаватель:
- Какую еще категорию имени существительного мы не повторили?
Студент:
Категория числа, собственности-нарицательности имен существительных.
Преподаватель:
А какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте?
Студент:
Правописание О-Е после шипящих: молодцом
(ударная позиция), полотенцем
(безударная позиция)
8. Морфологический разбор имени существительного.
Молодец, дедушка
Порядок разбора
Часть речи.
Начальная форма (Им.падеж, ед.ч.)
Постоянные признаки:
а)собственное или нарицательное
б)одушевленное или неодушевленное
в) конкретное, собирательное, вещественное, отвлеченное
г) род (мужской, женский, средний, общий)
д)склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж
б) число
5. Функция в предложении.
9.Тестирование по теме «Склонение».
1. К несклоняемым относится имя существительное:
дочь;
плакса;
пальто.
Несклоняемым является имя существительное:
метро;
время;
фанера.
Именем существительными среднего рода является слово:
кофе
какао
авеню
Именем существительным мужского рода является слово:
пенальти
такси
ателье
К разносклоняемым относится группа существительных:
море, поле, горе;
племя, знамя, семя;
марля, доля, воля.
К третьему склонению относится имя существительное:
сыч
дочь
плач
Именем существительным общего рода является слово:
плакса
академия
стремя
Ключ к тесту по теме «Склонение имён существительных»:1. 3), 2. 1), 3. 2), 4. 1), 5. 2), 6. 2), 7. 1).
VI. Итоги урока
VII. Рефлексия
- У кого в гостях мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли Вы своей работой?
Оцените свою работу
VIII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Чем меня удивило имя существительное»