Предмет: русский язык |
Тема: Как определить гласный звук? |
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. |
Задачи: |
1. Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами. 2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений. 3. Воспитывать культуру общения. |
Ход урока |
№ | Этапы | |
1 | Самоопределение к деятельности (орг. момент) | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль у тебя на месте, Все ль в порядке: Лежит ли ручка на столе, Линейка и тетрадка? Проверили? Тихо сели девочки. Ещё тише мальчики. - Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Старательно трудитесь! Красив и богат русский язык. -Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова) -Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке. -Готовы начать работу? |
2 | Актуализация знаний (по мере необходимости). Мотивация (эмоциональная , содержательная, социальная) | На доске записаны буквы: у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь. - Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; М – обозначает согласный звук). - Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки). - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах). |
3 | Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока | - Прочитайте тему урока на с. 89. На какие вопросы нам предстоит ответить? -Новый ли это материал? (нет) - Какова главная цель нашего урока, как вы думаете? (Повторить знания о гласных звуках) - Хоть эта тема для нас не в новинку, но мы еще не в совершенстве ею владеем!! Поэтому я предлагаю вам, представить себя учеными (Кто такие ученые? В чем особенность их профессии?) в лаборатории русского языка и провести пару «опытов». - Составим план нашего исследования: Первый опыт- учиться отличать гласные звуки от согласных и обозначать их на письме. Второй опыт- вспомнить, какими буквами обозначаются гласные звуки на письме. Третий опыт - развивать орфографическую зоркость, выполнив упражнение. (Вывесить на доску наглядность и походу выполнения опытов, прикреплять рядом галочки). - Во время научных экспериментов вам необходимо делать научные заметки в своих листах наблюдения (лист самооценивания). |
4 | Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий). Правила, понятия, алгоритмы | - Давайте приступим к первому опыту. Я буду показывать вам карточку со звуком, а вы должны будете их произнести. [а] [б] [о] [у] [э] [р] - Какие два звука были лишними и почему? (звуки б, р лишние, так как при их произношении воздух встречает преграды – зубы, губы, язык) - Теперь произнесем созвучия: [аб] [ро]. Обозначим данные созвучия на письме с помощью букв.Запишем их: аб, ро. - Что мы сейчас записали? (слоги) - Какие слоги? (аб – закрытый слог, ро – открытый слог). Следовательно, мы можем утверждать, что гласный звук образует слог. - Таким образом, назовем отличия гласных звуков от согласных.(…) -Проверим наш вывод по учебнику стр.89. - Молодцы! Мы успешно справились с первым опытом. (галочка, заметка в листах наблюдений) |
5 | Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему. | - Теперь можно смело переходить ко второму опыту. - Найдите упр.136 на странице 90. — Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках- транскрипция). — Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.) -Теперь каждый попробует самостоятельно сделать научное открытие. Каждый из вас выберет себе одно из предложенных слов (маяк, сорока, клён, лес, мяч, листы), составит его звуко-буквенную модель. А затем мы прослушаем ваши достижения. (Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает.) — Обобщим наши открытия. Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме? [А] - А, О, Я; [Э] - Е, Э; [О] - О, Ё; [Ы] - Ы, И; [У] - У, Ю; [И]-И,Е,Я. - Молодцы! Вы успешно провели второй опыт. (галочка, заметка в листах наблюдений). - Последний – третий опыт. Упражнение 138 стр.91. — Прочитайте пословицы. — Когда так говорят? (Ответы детей.) — Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое — мягкость согласного звука и звук О; ехал — слог ЙЭ; прямо — мягкость согласного звука и звук А; яму — слог ЙА; люди — мягкость согласного звука и звук У; пахать — звук А; он — звук О, руками — звук А; махать — звук А.) — Спишите одну из пословиц (по вариантам- по партам), поставьте ударение. (Проверка по эталону!!!!) - Молодцы!!! Справились с последним опытом. (галочка, заметка в лист наблюдений) |
6 | Рефлексия (знаниевая) Рефлексия ( эмоциональная) | — Какие признаки гласных звуков мы вспомнили? — Сколько гласных звуков в русском языке? — Сколько гласных букв в русском языке? — Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.) - Молодцы, ребята!! Вы отлично поработали! |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1. уровень Повторить отличия гласных звуков от согласных. 2. уровень Выполнить упражнение 139 на стр.91. 3.уровень Придумать четверостишье об одном из гласных звуков. |
Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.