СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Как определить гласные звуки?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по русскому языку "как определить гласные звуки?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Как определить гласные звуки?"»


Предмет: русский язык

Тема: Как определить гласный звук?


Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.


Задачи:

1. Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.

2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

3. Воспитывать культуру общения.


Ход урока

Этапы


1

Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль у тебя на месте,

Все ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Тихо сели девочки.

Ещё тише мальчики.

- Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. Старательно трудитесь!

Красив и богат русский язык.

-Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)

-Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.

-Готовы начать работу?

2

Актуализация знаний (по мере необходимости).

Мотивация (эмоциональная , содержательная, социальная)

На доске записаны буквы:

у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; М – обозначает согласный звук).

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

3

Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока


- Прочитайте тему урока на с. 89. На какие вопросы нам предстоит ответить?

-Новый ли это материал? (нет)

- Какова главная цель нашего урока, как вы думаете? (Повторить знания о гласных звуках)

- Хоть эта тема для нас не в новинку, но мы еще не в совершенстве ею владеем!! Поэтому я предлагаю вам, представить себя учеными (Кто такие ученые? В чем особенность их профессии?) в лаборатории русского языка и провести пару «опытов».

- Составим план нашего исследования:

Первый опыт- учиться отличать гласные звуки от согласных и обозначать их на письме.

Второй опыт- вспомнить, какими буквами обозначаются гласные звуки на письме.

Третий опыт - развивать орфографическую зоркость, выполнив упражнение.

(Вывесить на доску наглядность и походу выполнения опытов, прикреплять рядом галочки).

- Во время научных экспериментов вам необходимо делать научные заметки в своих листах наблюдения (лист самооценивания).

4

Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий).

Правила, понятия, алгоритмы

- Давайте приступим к первому опыту.

Я буду показывать вам карточку со звуком, а вы должны будете их произнести.

[а] [б] [о] [у] [э] [р]

- Какие два звука были лишними и почему? (звуки б, р лишние, так как при их произношении воздух встречает преграды – зубы, губы, язык)

- Теперь произнесем созвучия: [аб] [ро]. Обозначим данные созвучия на письме с помощью букв.Запишем их: аб, ро.

- Что мы сейчас записали? (слоги)

- Какие слоги? (аб – закрытый слог, ро – открытый слог).

Следовательно, мы можем утверждать, что гласный звук образует слог.

- Таким образом, назовем отличия гласных звуков от согласных.(…)

-Проверим наш вывод по учебнику стр.89.

- Молодцы! Мы успешно справились с первым опытом. (галочка, заметка в листах наблюдений)

5

Обобщение усвоенного материала и включение знаний в систему.




- Теперь можно смело переходить ко второму опыту.

- Найдите упр.136 на странице 90.

— Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках- транскрипция).

— Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)

-Теперь каждый попробует самостоятельно сделать научное открытие. Каждый из вас выберет себе одно из предложенных слов (маяк, сорока, клён, лес, мяч, листы), составит его звуко-буквенную модель. А затем мы прослушаем ваши достижения. (Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает.)

— Обобщим наши открытия. Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме?

[А] - А, О, Я;

[Э] - Е, Э;

[О] - О, Ё;

[Ы] - Ы, И;

[У] - У, Ю;

[И]-И,Е,Я.

- Молодцы! Вы успешно провели второй опыт. (галочка, заметка в листах наблюдений).

- Последний – третий опыт. Упражнение 138 стр.91.

— Прочитайте пословицы.

— Когда так говорят? (Ответы детей.)

— Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое — мягкость согласного звука и звук О; ехал — слог ЙЭ; прямо — мягкость согласного звука и звук А; яму — слог ЙА; люди — мягкость согласного звука и звук У; пахать — звук А; он — звук О, руками — звук А; махать — звук А.)

— Спишите одну из пословиц (по вариантам- по партам), поставьте ударение.

(Проверка по эталону!!!!)

- Молодцы!!! Справились с последним опытом. (галочка, заметка в лист наблюдений)

6

Рефлексия (знаниевая)

Рефлексия

( эмоциональная)



— Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?

— Сколько гласных звуков в русском языке?

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)

- Молодцы, ребята!! Вы отлично поработали!

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



1. уровень Повторить отличия гласных звуков от согласных.

2. уровень Выполнить упражнение 139 на стр.91.

3.уровень Придумать четверостишье об одном из гласных звуков.


Планируемые результаты


Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.


Метапредметные:


Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.


Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.


Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.