СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: « Фразеологизмы. Повторение изученного материала»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Фразеологизмы. Повторение изученного материала". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: « Фразеологизмы. Повторение изученного материала»»

Государственное бюджетное учреждение общеобразовательная организация Запорожской области «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Мелитополя



Конспект урока по русскому языку

в 6 классе по теме:

« Фразеологизмы. Повторение изученного материала»

Составитель:

Евженко Е.И.

Учитель русского языка

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Цель: закрепление и обобщение знаний о фразеологизмах, их значении, происхождении и употреблении в речи.

Задачи:

образовательная: повторить материал о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов, о синонимичных и противоположных по значению фразеологизмах; совершенствовать умение обучающихся определять значение фразеологизмов;

развивающая: развить умение правильно употреблять фразеологизмы в речи, формировать навыки определения фразеологизмов, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его словарному составу.

Оборудование:

Для детей: учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба), тетрадь, раздаточный материал.

Для учителя: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация

Конспект урока

  1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Психологический и эмоциональный настрой на урок.

Добрый день, ребята! Сегодня нам с вами предстоит повторить и обобщить информацию из раздела «Фразеология». Мы будем выполнять практические задания, и я желаю вам хорошей, результативной работы.

  1. Проверка домашнего задания. (Чтение самостоятельно составленных лингвистических сказок по разделу «Фразеология»

Итак, мы готовы к уроку! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тема урока.

  1. Актуализация знаний. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Вопросы:

-Что изучает раздел «Фразеология»?

-Дайте определение понятию «фразеологизмы»

-Какие фразеологизмы чаще всего мы употребляем?

-Какие существуют источники происхождения фразеологизмов?

IV. Основная работа (выполнение практических заданий). Закрепление пройденного материала.

1.Первое наше задание «Отгадай ребусы»

На экране высветлены ребусы. Давайте попробуем с вами разгадать всем известные фразеологизмы и с каждым составим предложение.



(Сломя голову)



(заруби на носу)



(задирать нос)



(бить баклуши)

Ребята, вы справились с заданием, отгадали все ребусы! А теперь попробуйте составить с ними предложения.

2.Следующее задание. Прочитай выразительно стихотворение В. Суслова.

Ребята, какие фразеологизмы в этом стихотворении употребил автор?

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки-сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!... Что скажут потом?

На дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».


-Ребята, а какие вы знаете еще фразеологизмы со словом вода?

(вилами по воде писано, воды в рот набрать, как в воду глядел, как в воду опущенный, много воды утекло, не разлей вода, мутить воду)

Какие вы все молодцы! Вот сколько фразеологизмов мы с вами вспомнили!

А знаете ли вы фразеологизмы со словом «рука»? (обучающиеся приводят примеры)

(Мастер на все руки, рукой подать, не покладая рук, сидеть сложа руки, как рукой сняло, дело из рук валится, рука об руку).

Можно записать данные фразеологизмы, чтоб дети запомнили их.


3. Следующее задание: соедини фразеологизм и его значение

Веревки вить

Оценивать всех одинаково

И след простыл

Оказаться в затруднительном положении

Топорная работа

Грубо, плохо сделанное

Попасть впросак

Исчез, пропал

Стричь под одну гребенку

Полностью подчинять своей воле

Остаться с носом

Рано

Ни свет ни заря

Оказаться обманутым



4.А сейчас мы с вами поработаем в паре.

Составьте диалог «Встреча с другом», употребляя как можно больше фразеологизмов.

V.Рефлексия

1. Определите значение фразеологизмов

-«отбился от рук»

-«вешать лапшу на уши»

-рукой подать»

2. Объясните значение слов:

-попасть впросак (просак – стан, для кручения веревок)

-точить лясы (лясы – столбики, для поддержания перил)

3. Зачем нужны фразеологизмы в речи?


Ребята, вы большие молодцы. Сегодня выполнили очень много практических заданий.

VI.Домашнее задание. Найти и записать как можно больше фразеологизмов со словом «язык»