Дата___________________
Урок 45. Как мы используем алфавит?
Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке; строить сообщенияв устной и письменной форме; анализировать, делать выводы,
сравнивать.
Ход урока
Организационный момент
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Всегда ли совпадает написание и звучание слов? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Применить правило.)
(На доске запись.)
[жыраф] [йама] [пращай] [дуп] [лук] [сом]
Запишите слова буквами.
Прочитайте первое слово. Какая орфограмма есть в этом слове? (ЖИ пиши с буквой И.)
Прочитайте второе слово. Какая буква заменит два первых звука? (Я.)
Прочитайте следующее слово. Назовите орфограмму в этом слове. (Прощай — это словарное слово. Запоминаем букву О.)
Прочитайте следующее слово. Есть орфограммы в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)
Какую букву напишете и почему? (Дуб — дубы. Пишем букву Б.)
Какая орфограмма в следующем слове? (Орфограмм нет.)
Запишите слова, подчеркните орфограммы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоопределение к деятельности
Дома вы выполняли задание, в котором нужно было найти значение слов.
Какие слова настоящие? (Энциклопедия, трагикомедия, рододендрон.)
Какое слово вы не смогли найти в своем словарике? (Ку-вырколлегия.)
(Учитель показывает толковый словарь Ожегова.)
Ребята, кто мне поможет найти это слово? Может, оно есть в этом большом словаре?
Почему у вас не получается? (Много слов, трудно искать.)
Кто знает, что нам поможет найти нужное слово в словаре? (Алфавит.)
Действительно, все слова в словаре расположены по алфавиту.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 81.
Прочитайте вопрос, на который сегодня ответим. (Как мы используем алфавит ?)
Прочитайте названия букв алфавита.
Для чего нужно знать алфавит? (Чтобы найти слова в словарях, фамилии в списках, книги в каталогах.)
Назовите буквы алфавита по порядку. (Называют по цепочке.) Упр. 122 (с. 82).
Каких букв не хватает в алфавите? (Букв, обозначающих гласные звуки.)
Назовите место каждой из них. (А —в начале алфавита, Е — между Д и Ёи т. д.у
Сколько всего букв, обозначающих гласные звуки? (Десять.)
Сколько букв не обозначают звуков? (Две.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнемся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьем ладошкой,
Прыгаем на правой ножке И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас.
И сначала еще раз!
Развитие речи
Упр. 133 (с. 87).
(Фронтальная работа по вопросам учебника.)
Составьте устный рассказ, используя вопросы, опорные слова.
Расскажите его соседу. Послушайте его рассказ Запишите составленный текст в тетрадь.
Кто хочет прочитать сочинение?
(Читают по желанию. Проводится анализ прочитанных сочинений.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
Зеленый цвет — все понял, могу идти дальше.
Желтый цвет — еще ошибаюсь.
Красный цвет — стоп! Мне нужна помощь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока
Что мы сегодня вспомнили? (Алфавит.)
Для чего нужно знать алфавит?
Домашнее задание
Повторить алфавит.
Выполнить упр. 123 (с. 82).
Программный уровень. Написать еще несколько слов, в которых спрятались другие слова.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________