Дата________________
Урок 46. Как мы используем алфавит?
Цели: развивать умения различать звуки и буквы, записывать слова в алфавитном порядке; вспомнить порядок букв в алфавите; повторить названия букв.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
Организационный момент
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Пиши, да не спеши.
Запишите пословицу транскрипцией, ([пишы да ни спишы].)
Какой звук слышим на месте буквы И? (fblj.)
Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Ноябрь, декабрь.
В каком из слов есть буква, которая обозначает слог? (В слове ноябрь. Я — [ЙА].)
Какое у слова лексическое значение? (Последний месяц осени, одиннадцатый месяц года.)
Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
Запишите транскрипцию этого слова, ([найабр’ ].)
Запятая вверху показывает, что звук мягкий.
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа по теме урока
Кто может рассказать алфавит, начиная с любой буквы?
Расскажите алфавит с букв П, Л, Щ.
Если слово начинается с буквы Е, в начале или конце списка будете его искать? А если слово начинается с буквы У? JI? X?
Какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? карандаш или линейка?
Упр. 124 (с. 82).
(Работа в парах. Один ученик называет буквы, другой его проверяет, затем меняются ролями.)
Кто назвал все буквы и не ошибся ни разу?
Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.
Что узнали о букве Ё? (Ответы детей.)
У этой буквы есть еще одна особенность. Послушайте стихотворение и скажите, чем буква Ё отличается от всех остальных букв, обозначающих гласные звуки. (Буква Ё всегда ударная.)
Расс кажи-ка, буква Ё,
Как твое житье-бытье?
Буква Ё дает отчет:
Я ударная всегда!
Вот это да!
Упр. 125 (с. 83).
Прочитайте вопрос. (По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?)
Как ответить на этот вопрос, если все слова начинаются с буквы Д? (Посмотреть на вторую букву.)
Какая буква пропущена в слове деревня? (Е.)
Какая буква пропущена в слове дежурный? (Е.)
Что делать, когда вторая буква тоже одинаковая? (Смотреть на третью букву.)
Какая из букв (В, Ж или Р) стоит первой в алфавите? (В.)
Значит, слова записаны не в алфавитном порядке.
В каком порядке должны стоять слова? (Девочка, дежурный, деревня.)
Проверьте вторую группу слов. Какие буквы пропущены в словах? (Е, А, Ё.)
В каком порядке должны стоять слова? (Пальто, пенал, петух.)
Самостоятельно проверьте третью группу. Скажите, в каком порядке должны стоять слова. (Яблоко, ягоды, язык.)
Упр. 126 (с. 84).
Какое слово зашифровано? (Ноябрь.)
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Физкультминутка
Антилопе каждый день
Поразмяться все не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору,
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Е. Гайтерова
Закрепление изученного материала
Упр. 127(с. 84).
(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)
Назовите лексическое значение слов.
В каком порядке запишете слова? (Изморозь, изморось, эскалатор.)
Упр. 128 (с. 84).
Прочитайте, что такое палиндром.
Составьте палиндром. (Нажал кабан на баклажан.)
Запишите предложение, подчеркните основу.
Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
Что вас особенно удивило? (Ответы детей.)
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
Запишите фамилии учеников, сидящих в на одном ряду, в алфавитном порядке. Не забудьте: фамилии нужно писать с заглавной буквы.
(Проверка. Из каждого ряда один ученик читает, другие проверяют. При ошибке подают сигнал хлопком.)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________Подведение итогов урока
Какую тему мы сегодня изучали?
В каких ситуациях может понадобиться знание алфавита?
Кто может рассказать весь алфавит без запинки?
Домашнее задание
Повторить алфавит.
Записать имена своих друзей в алфавитном порядке.
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________