Тема урока: « Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;
Ход урока:
Оргмомент
Этический заряд.
Я рада видеть ваши добрые лучистые глазки. Подарите частичку своего хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Пусть оно сопровождает вас на протяжении всего дня. СЛАЙД 1
2.Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
- Запишите буквы парами в соединении.
-Пары каких букв вы записали? Назовите их звуками.
Кто правильно написал ставит +.
2. Постановка темы и целей урока.
- Определите тему урока.
«Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Слайд 2.
-Какие способы проверки слов с парными глухими и звонкими согласными в корне вы знаете?
1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял
звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ].)
3. Отгадайте загадку
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)
К какой части речи относится? (имя сущ.)
- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)
- Где в слове может находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)
-Запишем слово мороз вместе с проверочными словами. Выделите орфограмму. Какие слова вы записали? -Назовите проверочные слова. (морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
Кто правильно написал проверочные, ставит +.
- Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)
- Обозначьте ударную и безударную гласные.
-Подберите синоним к слову мороз. (холод). Какой парный согласный на конце? Почему?
- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне слова)
4. Обобщение и систематизация знаний.
а) Игра «Зоркий глаз»
-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?
Карточки Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.
Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.
Слайд 3. Самопроверка.
1 вариант з д б д з ж в г ш б
2 вариант ж б в в д в з ж г г
Кто выполнил без ошибок? Поставьте +.
(Выборочно спросить проверочные слова)
б). Физминутка.
- Ребята, на столах у вас карточки со словами. В них пропущены буквы. Необходимо их вставить.
Найдите домик для пропущенной буквы. Встаньте на этом месте.
Докажите, что именно эти согласные должны быть. Проверяем. СЛАЙД 4
-Сделайте шаг вперед те , которые выполнили работу верно. В тетрадях поставьте +.
б) Групповая работа. «Вертушка».
Открываем учебники с.97 упр.225.
Прочитайте задание.
Что обозначают данные слова? (Действия предметов)
Какие слова нужно подобрать? ( Сл., обозначающие признак предмета).
На какой вопрос отвечают слова, обозначающие признак предмета?
(Они отвечают на вопрос какой?)
Как называются такие слова (Имена прилагательные).
Назовите орфограмму в именах прилагательных. (Парный согласный в корне слова).
Какое из двух слов является проверочным? Почему?
Выполните задание самостоятельно.
Проверяем, используя прием «Вертушка».
Объединитесь в группы по прошлому заданию. (Дети проверяют тетрадь, передавая друг другу, пока своя не вернется к хозяину).
Проверка.
7. Подведение итога урока.
-Над какой темой работали на уроке? «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
-Как проверить парный согласный в корне?
Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.
Слайд 5
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я повторил…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
На этом уроке самым интересным для меня было…
Оценки!!!
Считаем плюсы.
5 плюсов=5
4 плюса=4
3 плюса=3
Слайд 13.
9. Домашнее задание по выбору. Слайд 6
Упр.227
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,
мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.
2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,
сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.
Тра( )ка, морко( )ка, голо( )ка.
Кату( )ка, кры( )ка, опу( )ка.
Тра( )ка, морко( )ка, голо( )ка.
Кату( )ка, кры( )ка, опу( )ка.
Тра( )ка, морко( )ка, голо( )ка.
Кату( )ка, кры( )ка, опу( )ка.
Тра( )ка, морко( )ка, голо( )ка.
Кату( )ка, кры( )ка, опу( )ка
Тра( )ка, морко( )ка, голо( )ка.
Кату( )ка, кры( )ка, опу( )ка.
Тра( )ка, морко( )ка, голо( )ка.
Кату( )ка, кры( )ка, опу( )ка
Тра( )ка, морко( )ка, голо( )ка.
Ш
В