-Учиться различать существенные признаки родственных (однокоренных) слов.
-Учиться выделять корень слова, различать родственные слова и формы слова.
-Объяснять значение слова через контекст. Доказывать утверждение. Понимать смысл многозначных слов.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Этап урока, его цель, примерное время | Методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности Ф – фронтальная И - индивидуальная П - парная, Г - групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные П -познавательные, Р - регулятивные, К-коммуникативные | Личностные |
1. Мотивация к познавательной деятельности | Работа с доской | Здравствуйте ребята! Меня зовут Маргарита Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите на свое рабочее место. Все ли на месте? Нет ли ничего лишнего? Отлично! Садитесь. Записываем число, классная работа | Дети приветствуют учителя Дети проверяют рабочее место. Садятся -Нужно слушать учителя, выполнять все задания. | Ф | | | | Регулятивные: -самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы; |
2.Актуализации знаний в пробном учебном действии | Работа с доской Работа с карточками | Ребята, давайте начнем наш урок с минутки чистописания. П // Р У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Hу кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А мышонок — высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка — далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыпленок — тем, Что очень велико и тяжело. А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно? — Что вы? — шепчет Червячок, — Сладкий у него бочок. - Выпишите из стихотворения слова антонимы. -Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? -Какие еще словарные слова встретились вам в этом тексте? | - низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое. - яблоко - воробей, цыпленок | Ф | Усвоенные ранее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний. | Самопроверка | иметь представление о синонимах и антонимах; | Р. учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); П. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; К. слушать собеседника и понимать речь других; | представление об окружающем ученика мире |
3.Выявление места и причины затруднения | | Добрый, доброта, одобрение. Что общего у этих слов? Какая часть слова у них одинаковая? А вы знаете, как называется эта часть слова? А что это такое? Да, корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов. Ребята, а вы знаете, как можно обозначить эти слова по отношению к друг другу? Родственные слова – это близкие по смыслу слова, которые имеют один корень. Главным признаком родственных слов является наличие одного и того же корня, который дает родственным словам схожий смысл. Говоря образно, родственные слова похожи на близких родственников, которые имеют единое начало. | -Эти слова похожи по написанию. -Добр -Корень -Это неизменяемая часть слова. -Дети думают над ответом. | Ф | Усвоенные ранее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний. | Самопроверка | осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; | Р. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; П. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений К. оформлять свои мысли в устной и письменной форме | заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий |
4.Построение проекта выхода из затруднений. | Работа с карточками | - Расшифруйте ребус: 7 Я - перечислите кто живёт в вашей семье? - Каким одним словом можно назвать всех членов семьи? - У каждого человека есть родственники. И у них обязательно есть что – то общее, похожее (цвет глаз, форма носа, т.е. внешнее сходство). А как вы думаете, есть ли родственники у слов? А есть ли в этом рассказе «родственники»? - Вы кто такие? - Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка – Гусеница. - Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей? -Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов? - мы можем ответить на этот вопрос? - по какой теме мы будем работать сегодня на уроке. - что мы должны узнать? На какие вопросы должны ответить? | -семья -Мама, папа, братья, сёстры, тётя, дядя, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка -Родственники Дети высказывают свои мнения. На доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята Родственные слова. Что такое родственные слова? Как их различать? | Ф | Учебники и пособия | Самопроверка | осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова» | Р. принимать и сохранять цель и учебную задачу П. анализировать изучаемые факты К. оформлять свои мысли в устной и письменной форме | положительное отношение к языковой деятельности |
5.Реализация построенного проекта. | Работа с доской Работа с учебником | -Откройте учебники на с.57. на какой вопрос мы сегодня ответим? Упр.77 с.57 -Прочитайте текст. -Чем похожи выделенные слова? -Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? -Назовите два признака родственных слов | - Что такое родственные слова? - Общая часть и близкое значение. | Ф | Учебники и пособия | Самопроверка | осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; | Р. принимать и сохранять цель и учебную задачу П. работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно К. оформлять свои мысли в устной и письменной форме | положительное отношение к языковой деятельности |
6. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. | Работа с доской Работа с учебником | Упр. 78 с.58 -Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? -Давайте выполним письменное задание. Ребята, давайте еще раз вспомним что такое родственные слова? А что такое корень? | -Да. Есть общая часть и эти слова близки по значению. (аналогично разбирают остальные слова) (решение задания ребенком у доски) Родственные слова – это близкие по смыслу слова, которые имеют один корень. Главным признаком родственных слов является наличие одного и того же корня, который дает родственным словам схожий смысл. Говоря образно, родственные слова похожи на близких родственников, которые имеют единое начало. Корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов. | Ф,И | Учебники и пособия | Самопроверка | осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; | Р. принимать и сохранять цель и учебную задачу П. ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения К. слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме | положительное отношение к языковой деятельности |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа с карточками | Ребята, давайте проверим наши знания выполнив самостоятельную работу! Раздаю карточки с заданиями. Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень: Сахар - сахарница, соль - солонка, хлеб - хлебница. Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, кровать, дуб, глазик, река. | ( Сахар) – (сахар)ница, (соль) – (сол)онка, (хлеб) – (хлеб)ница. Домик - дом, стол - столик, кровать - кроватка, дуб – дубок (дубрава), глазик - глаз, река - речка. | И | | Проверка по эталону | осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; | Р. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи П. работать с информацией, представленной в разных формах К. оформлять свои мысли в устной и письменной форме | положительное отношение к языковой деятельности |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Работа с доской | На доске записаны слова 1.Жарко, жарится, печется 2.Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3.Чайка, чайник, чайный. 4.Лес, лестница, лесничий. -В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова. | Зачеркивают слова: печется, сосна, чайка, лестница. | Ф,И | Учебники и пособия | Проверка учителем | осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов | Р. выполнять действия по намеченному плану П. анализировать изучаемые факты К. оформлять свои мысли в устной и письменной форме | заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий |
9.Рефлексия | | Поднимите зеленые карандаши те, кто хорошо понял тему и у него не возникло затруднений, желтые карандаши те, у кого были небольшие затруднения и красные карандаши те, кто не до конца понял тему. Вы все поработали очень хорошо, настоящие молодцы! Всем большое спасибо за работу на уроке! | Оценивают свои знания и работу на уроке. | Ф | | Самопроверка | | Р. оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы П. делать выводы в результате совместной работы класса и учителяК. слушать собеседника и понимать речь других | |
Домашнее задание: стр. 78 упр. 59