СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные (родственные) слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке русского языка ученики знакомятся с понятием «однокоренные (родственные) слова». 

Учитель начинает с обсуждения с учащимися, какие слова они знают и как их можно группировать. Затем ставится проблема: как определить, какие слова являются родственными.

Далее учитель объясняет, что такое однокоренные слова, приводит примеры и показывает, как выделять общий корень в словах.

После объяснения ученики выполняют практические задания: подбирают однокоренные слова, выделяют корни и играют в игры, связанные с этой темой.

Затем ученики закрепляют материал, выполняя упражнения на карточках или в учебнике, после чего обсуждают выполненные задания.

В конце урока учитель подводит итоги, повторяя основные понятия, и оценивает работу учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Однокоренные (родственные) слова"»

Технологическая карта урока Штефан Маргариты Сергеевны

Предмет: Русский язык

Класс:2Д

Тема урока: Однокоренные (родственные) слова

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Содержательная: Познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов.

Деятельностная: Развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи урока:

  • Дидактические: расширить знания учащихся о родственных словах и формах слов.

  • Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

  • Предметные

-Учиться различать существенные признаки родственных (однокоренных) слов.

-Учиться выделять корень слова, различать родственные слова и формы слова.

-Объяснять значение слова через контекст. Доказывать утверждение. Понимать смысл многозначных слов.


  • Метапредметные

Личностные УУД

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу;

Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные УУД

Проводить сравнение и классификацию изученных объектов;

Обобщать;

Коммуникативные УУД

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге;

Воспринимать другое мнение позицию;

  • Личностные



Характеристика этапов урока


Этап урока, его цель, примерное время

Методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Ф – фронтальная

И - индивидуальная

П - парная,

Г - групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

П -познавательные,

Р - регулятивные,

К-коммуникативные

Личностные

1. Мотивация к познавательной деятельности

Работа с доской

Здравствуйте ребята! Меня зовут Маргарита Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите на свое рабочее место. Все ли на месте? Нет ли ничего лишнего? Отлично!

Садитесь. Записываем число, классная работа




Дети приветствуют учителя


Дети проверяют рабочее место.


Садятся


-Нужно слушать учителя, выполнять все задания.


Ф




Регулятивные:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

2.Актуализации знаний в пробном учебном действии

Работа с доской

Работа с карточками

Ребята, давайте начнем наш урок с минутки чистописания.


П // Р

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Hу кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал, что низко.
А мышонок — высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка — далеко.
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыпленок — тем,
Что очень велико и тяжело.
А Котенку все равно:
— Кислое — зачем оно?
— Что вы? — шепчет Червячок,
— Сладкий у него бочок.


- Выпишите из стихотворения слова антонимы.


-Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете?


-Какие еще словарные слова встретились вам в этом тексте?
















































- низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое.



- яблоко







- воробей, цыпленок




Ф

Усвоенные ранее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний.

Самопроверка

 иметь представление о синонимах и антонимах;

Р. учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения

 выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

П. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений

 работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

К.  слушать собеседника и понимать речь других;

 представление об окружающем ученика мире

3.Выявление места и причины затруднения


Добрый, доброта, одобрение.


Что общего у этих слов?






Какая часть слова у них одинаковая?


А вы знаете, как называется эта часть слова?


А что это такое?


Да, корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов.



Ребята, а вы знаете, как можно обозначить эти слова по отношению к друг другу?


Родственные слова – это близкие по смыслу слова, которые имеют один корень. Главным признаком родственных слов является наличие одного и того же корня, который дает родственным словам схожий смысл. Говоря образно, родственные слова похожи на близких родственников, которые имеют единое начало.





-Эти слова похожи по написанию.







-Добр




-Корень




-Это неизменяемая часть слова.














-Дети думают над ответом.

Ф

Усвоенные ранее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний.

Самопроверка

 осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

Р. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

П.  воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений

К.  оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий

4.Построение проекта выхода из затруднений.

Работа с карточками

- Расшифруйте ребус: 7 Я

- перечислите кто живёт в вашей семье?

 

- Каким одним словом можно назвать всех членов семьи? 

- У каждого человека есть родственники. И у них обязательно есть что – то общее, похожее (цвет глаз, форма носа, т.е. внешнее сходство).

А как вы думаете, есть ли родственники у слов? 

А есть ли в этом рассказе «родственники»?

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята.

- А ты кто?

- А я ваша тётка – Гусеница.

- Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?

-Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

- мы можем ответить на этот вопрос?

 

- по какой теме мы будем работать сегодня на уроке.

- что мы должны узнать? На какие вопросы должны ответить?


-семья


-Мама, папа, братья, сёстры, тётя, дядя, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка

-Родственники



Дети высказывают свои мнения.


















На доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята



















Родственные слова.

Что такое родственные слова? Как их различать?

















Ф

Учебники и пособия

Самопроверка

 осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»

Р.  принимать и сохранять цель и учебную задачу

П.  анализировать изучаемые факты

К.  оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 положительное отношение к языковой деятельности

5.Реализация построенного проекта.

Работа с доской

Работа с учебником

-Откройте учебники на с.57. на какой вопрос мы сегодня ответим?

Упр.77 с.57

-Прочитайте текст.

-Чем похожи выделенные слова?

-Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?


-Назовите два признака родственных слов

- Что такое родственные слова?



















- Общая часть и близкое значение.


Ф

Учебники и пособия

Самопроверка

 осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

Р.  принимать и сохранять цель и учебную задачу

П.  работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно

К.  оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 положительное отношение к языковой деятельности

6. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

Работа с доской

Работа с учебником


Упр. 78 с.58

-Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

-Давайте выполним письменное задание.


Ребята, давайте еще раз вспомним что такое родственные слова?









А что такое корень?




-Да. Есть общая часть и эти слова близки по значению.

(аналогично разбирают остальные слова)




(решение задания ребенком у доски)




Родственные слова – это близкие по смыслу слова, которые имеют один корень. Главным признаком родственных слов является наличие одного и того же корня, который дает родственным словам схожий смысл. Говоря образно, родственные слова похожи на близких родственников, которые имеют единое начало.


Корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов.


Ф,И

Учебники и пособия

Самопроверка

 осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

Р.  принимать и сохранять цель и учебную задачу

П.  ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения

К.  слушать собеседника и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 положительное отношение к языковой деятельности

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с карточками

Ребята, давайте проверим наши знания выполнив самостоятельную работу!


Раздаю карточки с заданиями.


Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень:


Сахар - сахарница, соль - солонка, хлеб - хлебница.


Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, кровать, дуб, глазик, река.

( Сахар) – (сахар)ница, (соль) – (сол)онка, (хлеб) – (хлеб)ница.


Домик - дом, стол - столик, кровать - кроватка, дуб – дубок (дубрава), глазик - глаз, река - речка.


И


Проверка по эталону

 осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

Р.  высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

П.  работать с информацией, представленной в разных формах

К.  оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 положительное отношение к языковой деятельности

8.Включение в систему знаний и повторение.

Работа с доской


На доске записаны слова

1.Жарко, жарится, печется

2.Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3.Чайка, чайник, чайный.

4.Лес, лестница, лесничий.

-В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные слова.

Зачеркивают слова: печется, сосна, чайка, лестница.

Ф,И

Учебники и пособия

Проверка учителем

 осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;  владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов

Р.  выполнять действия по намеченному плану

П.  анализировать изучаемые факты

К.  оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий

9.Рефлексия


Поднимите зеленые карандаши те, кто хорошо понял тему и у него не возникло затруднений, желтые карандаши те, у кого были небольшие затруднения и красные карандаши те, кто не до конца понял тему.

Вы все поработали очень хорошо, настоящие молодцы! Всем большое спасибо за работу на уроке!

Оценивают свои знания и работу на уроке.

Ф


Самопроверка


Р.  оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

П.  делать выводы в результате совместной работы класса и учителяК.  слушать собеседника и понимать речь других



Домашнее задание: стр. 78 упр. 59