СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по формированию читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проектировании  урока акцент делался не на предметные результаты, а на метапредметные (познавательные), раскрывающиеся  благодаря фиксации четырех групп читательских умений. Эти группы в тексте обозначены следующим образом: Гр1, Гр2, Гр3, Гр4.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по формированию читательской грамотности»

Русский язык. 2 класс. 1 часть1.

Тема раздела: Какие бывают в грамматике группы слов.

Тема урока: Описание предмета. Части текста. План текста.

Планируемые результаты:

Предметные: Озаглавливает части текста. Анализирует языковые средства текста.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Формулирует ответ на основе прочитанного текста. Анализирует объекты с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУД: Выбирает способ работы с текстом в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные УУД: Формулирует собственное мнение и позицию.

Упражнение 204.

Есть очень интересный зверек – енот-полоскун. Ростом он с лисицу, буро - серый, на морде «маска» - чёрные полосы. Хвост тоже с тёмными полосами.

Полоскуном прозвали его за очень странную повадку – мыть в воде всякую пищу и даже несъедобные предметы. Полощет, трёт, отпускает и снова ловит передними лапами всё, что хочет съесть.

Странное поведение! Никто больше этого в природе не делает.

(И.Акимушкин)



Действия учителя

Действия учащихся


-Давайте посмотрим на картинку в учебнике. Что видите?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

- На картинке енот, он стирает рыбу.

- Есть веревка с постиранными вещами. Енот стирает вещи.

-Енот моет рыбу в тазике.

- Как вы думаете, а еноты на самом деле умеют стирать?

Гр2 (умения формулировать несложные выводы на основе явной и скрытой информации)

- Нет. Это художник, что – то напутал.

- А может это енот из сказки, тогда он может стирать.

- А я слыщал, что еноты моют предметы в речке.

- Еноты моют свою еду.

Как узнать, что же еноты моют, стирают в природе?

- Давайте прочитаем текст из этого упражнения. Может он нам поможет узнать ответ на этот вопрос.

- Есть в тексте ответ на наш вопрос?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

Дети зачитывают из текста: моет в воде всякую пищу и даже несъедобные предметы.

- А как он это делает?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

Зачитывают из текста:

полощет, трет, опускает и снова ловит передними лапами всё, что хочет съесть.

- Как автор называет такое поведение енота?





Почему?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

-Странное поведение.

- Странная повадка.

Гр2 (умения формулировать несложные выводы на основе явной и скрытой информации)

- Несоответствующее поведение для животных.

- Такое поведение вызывает удивление.

- Такое поведение больше подходит людям, а не животным.

-Так себя в природе больше никто не ведет.

- Как называют енота за такое поведение?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

- В тексте сказано, что за такое поведение енота называют полоскуном.

- А в какой части текста вы об этом узнали?

- А как вы это определили?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

- Во второй части.

- В тексте три красные строки, три абзаца, три части. Действия енота описываются во второй части текста.

- А можно ли эту часть как-то назвать, озаглавить?

А текст нам может в этом помочь?

Гр3 (умения анализировать языковые средства; составлять план текста)

- Стирка енота.

Из текста выбирают слова: «Странное поведение», «Странная повадка»

- А как бы вы озаглавили первую часть текста. О чем эта часть?


Гр3 (умения анализировать языковые средства; составлять план текста)

- В первой части дается описание енота, его внешний вид.

- Если воспользоваться словами текста, то можно озаглавить: «Интересный зверек».

- У енота не только необычное поведение, но и очень интересная внешность.

- А о чем третья часть? Как озаглавим?

Гр3 (умения анализировать языковые средства; составлять план текста)

- В третьей части подводится итог, что больше в природе себя так никто не ведет как енот.

- «Никто этого не делает»

- Напомните, как мы озаглавили все части текста.



-Что у нас получилось?

Гр3 (умения анализировать языковые средства; составлять план текста)

1.«Интересный зверек».

2.«Странная повадка»

3.«Никто этого не делает»

- Это план текста.

- В какой части текста преобладают существительные и прилагательные, а в какой – активно работают глаголы?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)


В первой части текста дается описание енота – полоскуна, нам помогают имена существительные и прилагательные.

Дети выбирают имена прилагательные и существительные, относящиеся к внешности енота.

Имена существительные: рост, морда, маска, хвост, полосы.

Имена прилагательные: буро - серый, черные, темные.

А во второй части преобладают глаголы, так как в этой части рассказывается или повествуется о действиях енота – полоскуна.

Выбирают из текста глаголы: полощет, трет, отпускает, ловит, хочет съесть.

- Как удалось автору избежать повторов слова енот – полоскун?


Гр3 (умения анализировать языковые средства, при помощи которых дети учатся выделять слова, которые позволяют связывать предложения между собой по смыслу)

Дети находят в тексте и зачитывают слова, которые использовал автор, чтобы не было повторов: зверек, он, его.

- А какими частями речи являются эти слова?

Гр2 (умения извлекать информацию, содержащуюся в тексте, умения формулировать несложные выводы)

- Зверек – это имя существительное.

- А он, его – это не существительное, но указывает на предмет. Мы не знаем такой части речи.

- А я слышал, что есть такая часть речи – местоимение.

- Найдите в тексте слова похожие по звучанию.

Являются ли они однокоренными слова?

Гр3 (умения анализировать языковые средства)

- Полоскун и полосы.

- Нет, не являются, так как в слове полоскун корень - полоск, а в слове полосы - полос.

- Подберите к каждому слову родственные слова.

(ГР3 направлено на работу с лексическим значением слов, на обогащение словарного запаса)

- Для доказательства ответа подбирают родственные слова: полоскун – полоскать, полощет; полосы – полосатый.


Для проверки учитель предлагает карточку с заданиями. (Приложение 1)

Выполняют карточку с заданиями.



Приложение 1.

№ задания

Задание

Формируемое умение ЧГ

1.

Установи последовательность частей текста:

Странная повадка.

Интересный зверек.

Никто этого не делает.

ГР3Умение выделить последовательность событий, описанных в тексте.

2.

Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

Полощет, трёт, отпускает и ________,

что хочет съесть.

ГР1Умение находить информацию, заданную в явном виде.

3.

Какие слова в тексте показывают странное поведение енота – полоскуна? Выпиши их.___________

ГР3Умение понимать использованные в тексте языковые средства



1 Н.В. Нечаева