Конспект урока по русскому языку во 2 Д классе
"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Цели по содержанию:
обучающие:
- формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
- ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
- развивающие:
- развивать умение сопоставлять и различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;
- развивать память, мышление, наблюдательность;
- развивать навыки самостоятельной работы.
воспитательные:
- воспитывать любовь к предмету;
- создать условия для воспитания культуры общения;
- формировать потребности писать грамотно;
- мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты учебного занятия:
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
- развитие навыков сотрудничества с взрослым;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
- формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- формирование умения классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- расширение словарного запаса учащихся;
- формирование умения соотносить слова-названия и вопросы, на которые они отвечают;
- развитие умения подбирать антонимы.
Используемая технология: технология уровневой дифференциации, проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровая, информационные технологии.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
- карточки с заданиями по количеству учащихся в классе;
- карточки цветные
Инновационное оборудование:
-телевизор.
- компьютерная презентация;
Формы работы:
- фронтальная
- парнаяя
индивидуальная.
Используемые учебники и учебные пособия: В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс. Москва: Просвещение, 2021. УМК «Школа России».
Ход урока:
1.Этап мотивации к учебной деятельности. (2 мин)
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. У нас сегодня на уроке гости.
Успехов вам и удач!
- Мы уже знакомились с «волшебным солнышком», которое зовут – «Имя существительное». Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами. Солнышко поможет нам раскрыть ещё один свой секрет.
- (слайд 2). Прочтите девиз, который предлагаю взять для урока: «С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы понимаете это выражение?
- Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке.
Откройте тетради запишите число. 14 февраля. Классная работа.
2. Этап актуализации опорных знаний. (Цель: активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.)
1) Чистописание. (3 мин)
- Свою работу мы начнём с Чистописания.
- Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать.
(Слайд3). Прочитайте слова и подберите к ним слова противоположные по смыслу
слова - антонимы.
короткий - ....(длинный)
враг - ...(друг)
ночь - ...(день)
злая - ....(добрая)
-С какой буквы начинаются антонимы? (Дд).
-Верно! Пропишите одну строчку чередуя заглавную и строчную букву Дд. (показ на доске).
(Дети прописывают)
-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (Самооценка)
2) Словарная работа. (3 мин)
-Какие звуки обозначает эта буква?
-Я подобрала несколько слов, которые начинаются на эту букву
(на доске запись: Девочка, дружить, деревня, дятел, дорога.
-Прочитайте их и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (дружить - обозначает действие, отвечает на вопрос что делать?).
-Что мы можем сказать об остальных словах? (имена существительные).
-Выпишите, поставьте ударение и подчеркните непроверяемые безударные гласные.
(Самопроверка).
3. Этап постановка учебной задачи. (5 мин)
-Рассмотрите картинки, представленные на доске. Распределите их на две группы. (Корова, роза, снеговик, учитель, бабочка, линейка, змея, берёза).
- Какие слова вы включили в первую группу?.... Во вторую группу….?
- По какому признаку вы их делили? Объясните свой выбор.
- Как по-другому назоваются эти слова? (Имена существительные).
- На какой вопрос отвечают имена существительные первой группы? (Кто?)
- На какой вопрос отвечают имена существительные второй группы? (Что?)
- Как называются слова каждой группы? (дети затрудняются ответить).
- Так что же мы сегодня узнаем на уроке? (ответы детей)
-Цель нашего урока: узнать об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
4. Работа по теме урока. (12 мин).
-1) Откройте учебник на стр. 48. Найдите 80 упражнение.
(Дети читают стихотворение).
- Объясните, как вы понимаете значение каждого из выделенных имен существительных? Кого так называют?
(Столяр- рабочий, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева.
Инженер - специалист,
который создает и совершенствует технику, механизмы, устройства.
Кондуктор - железнодорожный служащий, сопровождающий железнодорожный состав в пути его следования.)
- Измените выделенные имена существительные так, чтобы они отвечали на вопрос кто? (Дети изменяют).
- Прочитайте правило от Мудрой Совы. Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными. (появляется слово на доске).
-На парте лежат задания на цветных листочках. Возьмите листочек голубого цвета и выполните задание: подберите к каждой группе одушевлённых существительных ещё по три слова. Запишите их. Работаем парами
Люди: (кто?) художник, …, …, .… .
Животные: (кто?) медведь, …, …, … .
(Взаимопроверка).
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Имена существительные отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных называются одушевлённые.
2) Продолжаем работать дальше. Выполняем упр. 84. Стр. 50.
Прочитайте стихотворение.
- Какое из выделенных слов вам не понятно? (если найдётся объясняем).
- На какой вопрос отвечают выделенные имена существительные?
Прочитайте правило от Мудрой Совы.
- Вопрос что? Мы задаём к именам существительным, которые
не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина.
Такие имена существительные называются неодушевлёнными.(появляется слово на доске).
- Возьмите листочек зелёного цвета. И выполните задание: Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их. (Задание каждому).
Растения: (что?) крапива, …, … .
Посуда: (что?) тарелка, …, … .
(Проверка).
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Имена существительные отвечающие на вопрос что? и не обозначающие людей и животных называются неодушевлённые.
5. Физкультминутка (2 мин). (Все встают с места).
Игра «Кто или что?»
-Если услышите одушевлённые имена существительные, похлопайте в ладоши, Если услышите неодушевлённые имена существительные, приседаете.
Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.
6. Этап первичного закрепления.
Работа в паре. Игра «Третий лишний». Зачеркните в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных
Яблоня, котёнок, берёза
Дедушка, стол, отец
Соловей, шкаф, мальчик
Пенал, кузнечик, ведро. (Проверка).
7. Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке (3 мин).
Давайте вернёмся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы её?
-Какова была наша цель? (наша цель: узнать об одушевлённых и неодушевлённых именах существительны).
- Мы достигли поставленной цели?
-Продолжи фразу (на доске):
Сегодня на уроке я познакомился с …
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
-Молодцы! Солнышко Имя существительное вам улыбается.
Оцените свою работу на протяжении всего урока
Оценивание. «Светофорчик»
Зеленый – все понятно, все удалось.
Желтый – есть небольшие затруднения.
Красный – ничего не понял, нужна помощь
– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.
8. Д/задание: Упр.86 стр.51 выучить правило на стр.48-50. (Объяснение)
– А закончить урок я хочу словами:
Изучение русского языка
Нелегко нам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть ЧЕЛОВЕК.
- Отдыхаем! Спасибо всем за работу!
Приложение
- Вам предлагают разноуровневые задания. Каждая карточка содержит в себе задание разного уровня сложности. Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.
1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня песок, верблюд.
ЧТО? ........ КТО?
2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа – шофёр.
Пишет в газеты, статьи и записки
Мама – писатель журналистка.
3 карточка (зелёного цвета). Прочитайте. Укажите, в каком ряду все имена существительные одушевлённые.
Паук, комар, стрекоза, паутина.
Мальчик, девочка, коньки, снежки.
Карась, окунь, щука, рыбак.
-Проверьте работы друг у друга, оцените.
Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова
Люди: (кто?) художник, __________________ ,_______________.
Животные: (кто?) медведь, __________________ ,_______________.
Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова
Люди: (кто?) художник, __________________ ,_______________.
Животные: (кто?) медведь, __________________ ,_______________.
Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова
Люди: (кто?) художник, __________________ ,_______________.
Животные: (кто?) медведь, __________________ ,_______________.
Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова
Люди: (кто?) художник, __________________ ,_______________.
Животные: (кто?) медведь, __________________ ,_______________.
Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова
Люди: (кто?) художник, __________________ ,_______________.
Животные: (кто?) медведь, __________________ ,_______________.
Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова
Люди: (кто?) художник, __________________ ,_______________.
Животные: (кто?) медведь, __________________ ,_______________.
Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по 2 слова
Люди: (кто?) художник, __________________ ,_______________.
Животные: (кто?) медведь, __________________ ,_______________.
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Растения: (что?) крапива, _________________,_________________.
Посуда: (что?) тарелка, ______________,__________________.
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Растения: (что?) крапива, _________________,_________________.
Посуда: (что?) тарелка, ______________,__________________.
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Растения: (что?) крапива, _________________,_________________.
Посуда: (что?) тарелка, ______________,__________________.
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Растения: (что?) крапива, _________________,_________________.
Посуда: (что?) тарелка, ______________,__________________.
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Растения: (что?) крапива, _________________,_________________.
Посуда: (что?) тарелка, ______________,__________________.
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Растения: (что?) крапива, _________________,_________________.
Посуда: (что?) тарелка, ______________,__________________.
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Растения: (что?) крапива, _________________,_________________.
Посуда: (что?) тарелка, ______________,__________________.
Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Растения: (что?) крапива, _________________,_________________.
Посуда: (что?) тарелка, ______________,__________________.