Аннотация
Данный урок проводится в форме игры «ЧТО? ГДЕ? КАК?». Ученики выступают в роли знатоков русского языка. Они сами определяют тему и ставят цель урока. Дети выполняют задания, полученные от учеников других 3-их классов, учителя и директора школы. За каждое правильно выполненное задание они на полях тетради ставят 1 балл. В конце урока ученики подсчитывают баллы и получают оценку за урок.
ТЕМА: Правописание суффиксов –ик, -ек и сочетания [цы]
ЦЕЛИ:
Формировать умение правильного написания слов с суффиксами
–ик, –ек и сочетанием [цы].
Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
ТИП УРОКА: закрепление и обобщение знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: конверты с заданиями, карточки для индивидуальных работ.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
УЧИТЕЛЬ: Прозвенел веселый звонок,
Начинаем наш урок.
ДЕТИ: Постараемся понять,
Будем грамотно писать.
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА
- Сегодняшний урок русского языка я хотела бы провести в необычной форме. Это будет не урок-сказка, не урок-путешествие, а я предлагаю вам урок-игру. (Слайд №2). И называться она будет «ЧТО? ГДЕ? КАК?». Почему эта игра так называется, вы узнаете позже. Вы, наверное, знаете игру для взрослых « Что? Где? Когда?» В этой игре телезрители задают игрокам вопросы, задания, а те в свою очередь ищут правильные ответы на эти вопросы. Кто знает, как называют участников этой игры? (Знатоки)
- Сегодня вы будете выступать в роли знатоков русского языка. А задания для вас приготовили ученики 3 классов нашей школы вместе со своими учителями. Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы показали свои знания и умения и в конце урока вы по праву получили бы высокое звание знатоков. Чтобы получить такое высокое звание, надо хорошо работать на уроке, внимательно слушать задания, чтобы быстро и верно давать ответы. Но чтобы приступить к игре, надо узнать, какой теме она будет посвящена. Прочитайте на экране предложение и скажите, на месте каких орфограмм оставлены «окошки»? (Слайд №3)
Ц…ркач подошел к двери на ц…почках и открыл замоч…к ключ…ком.
- Сможете ли вы закрыть окошки?
- Что для этого надо знать?
3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА(Слайд №4)
- Назовите тему нашего урока (Правописание суффиксов –ик, -ек и сочетания [цы])
- Какую цель поставим перед собой? (Упражняться в правильном написании слов с суффиксами –ик, -ек, и сочетанием [цы]) (Слайд №5)
- В ТЕЧЕНИЕ УРОКА МЫ БУДЕМ ОТВЕЧАТЬ НА ТРИ ВОПРОСА ИЗ НАЗВАНИЯ НАШЕЙ ИГРЫ: (Слайд № 6).
ЧТО
ГДЕ надо проверять?
КАК
- Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять?
(Гласные)
Где надо проверять?
(Надо проверять в суффиксе, в корне слова и в окончании)
Как надо проверять?
(применять правило)
-Кто нам расскажет правило написания суффиксов –ик, -ек?
-Кто нам расскажет правило написания сочетания [цы] ?
-Вернёмся к нашему предложению и применим правила.
4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1)Учитель вскрывает конверт № 1 (Слайд №7)
Работа в парах
- Задание от учеников 3 «А» класса. Они выбрали для вас слова и просят разделить их на две группы. По какому принципу разделим слова?
Птиц., ц.пленок, молодц., ц.на, ц.ркач, скворц.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга
-Прочитайте слова 1 столбика (Какое правило применяли?)
-Прочитайте слова 2 столбика (Какое правило применяли?)
(Слайд №8) – проверка задания.
(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
2)Учитель вскрывает конверт № 2 (Слайд №9)
Работа по вариантам
- Это задание от учеников 3 «Б» класса. Они предлагают вам познакомиться с двумя новыми словами с непроверяемыми безударными гласными и самим узнать, как правильно пишутся эти слова. В этом вам поможет следующее задание, которое вы будете выполнять по вариантам. На доске записаны 2 группы слов. Вам нужно списать эти слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Найти в каждой группе лишнее слово и вставленную букву лишнего слова записать в новое слово с непроверяемым написанием (словарное слово)
1 вариант
Огонеч.к –
Мешоч.к –
Корж.к –
Крючоч.к -
Пр…рода
2 вариант
Ореш.к –
Фонар.к –
Куст.к –
Зайч.к -
Меб…ль
(Слайд № 10)- проверка задания.
- Новые словарные слова запишите в словарик и постарайтесь их запомнить.
(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)
Зарядка для глаз
3)Учитель вскрывает конверт №3
Задание по рядам
Работа с карточками:
-Это задание от меня. Вы очень любите его выполнять. Внимательно прочитай слова, вставь пропущенные буквы и выбери ту колонку, в которой даны все правильные ответы. Обведи номер этого ответа.
Карточка для 1 ряда (Слайд № 11-12)
Слова | Ответы |
1 | 2 | 3 | 4 |
СИНИЦ… | Ы | И | Ы | И |
Ц…ФРА | И | И | Ы | Ы |
СЫНОЧ…К | Е | И | Е | И |
ХВОСТ…К | И | Е | И | Е |
ЯЩИЧ…К | Е | И | Е | Е |
Карточка для 2 ряда (Слайд № 13-14)
Слова | Ответы |
1 | 2 | 3 | 4 |
СОМОЛЁТ…К | И | И | Е | И |
КУСОЧ…К | Е | Е | И | И |
БИЛЕТ…К | Е | И | И | Е |
НА Ц…ПОЧКАХ | И | Ы | Ы | Ы |
ЖИЛЬЦ… | Ы | Ы | И | И |
Карточка для 3 ряда (Слайд № 15-16)
Слова | Ответы |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПЕСОЧ..К | Е | И | Е | И |
МУДРЕЦ… | И | И | Ы | Ы |
ЦВЕТОЧ…К | И | Е | Е | И |
ФОНАР…К | И | Е | И | Е |
Ц…РКУЛЬ | Ы | Ы | И | И |
- Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)
4)Учитель вскрывает конверт №4
Работа у доски
- Ребята, вы знаете правила, умеете подбирать проверочные слова. Скажите, где вам пригодятся ваши знания в правописании орфограмм корня?
- Так вот, следующее задание от директора нашей школы. Она, также как и я хотела бы, чтобы ученики её школы были грамотными людьми и не только бы знали правила русского языка, но и умели бы их применять при написании предложений и текстов.
- Запишите предложение, решая орфографические задачи.
Ёжик подарил цыпленку букетик цветов.
- Сколько орфограмм встретилось в этом предложении? (12)
(Слайд № 17) – проверка задания.
Хорошо, ребята. Молодцы!
(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)
5)Учитель вскрывает конверт №5
- Это задание от учеников 3 «Г» класса. Они предлагают вам игру «Крестики-нолики» (Ответ ДА – Х; ответ НЕТ – 0; два человека могут работать за доской) (Слайд №18)
Чтобы из суффиксов выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса НЕТ КОГО?, если гласный в суффиксе пропал, пишем –ик.
В окончаниях имен существительных на месте ударных и безударных гласных в сочетании ЦЫ всегда пишется Ы.
На ЦЫПОЧКАХ – сочетание ЦЫ ударное и находится в корне слова – пишу с буквой И.
ПЛАТОЧЕК – пишу с суффиксом - ИК.
ЦЕНА – сочетание ЦЫ в корне, оно безударное, проверочное слово ЦЕНЫ – пишу Е.
ЦЫП-ЦЫП, на цыпочках, циркач – все слова исключения.
(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)
5.ИТОГОВАЯ БЕСЕДА—ОБОБЩЕНИЕ.
- Итак, давайте подведём итог: (Слайд №19)
- Назовите тему нашего урока;
- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы цели?
- Подсчитайте свои баллы. Это и есть ваша оценка за урок.
- Вы знатоки в этой области русского языка. Но в русском языке ещё много тайн и секретов, которые мы с вами продолжим открывать на следующих уроках. Я желаю вам удачи в этих открытиях.
6.РЕФЛЕКСИЯ:
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Творческая работа:
Для соседа по парте подготовить задание:
Написать на листочек 10-12 слов с пропуском орфограмм, которые мы сегодня повторяли на уроке. (Слайд №19)
Спасибо за работу на уроке! (Слайд №20)