СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов –ик, -ек и сочетания [цы]" (3 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в форме игры «ЧТО? ГДЕ? КАК?». Ученики выступают в роли знатоков русского языка. Они сами определяют тему и ставят цель урока. Дети выполняют задания, полученные от учеников других 3-их классов, учителя и директора школы. За каждое правильно выполненное задание они на полях тетради ставят 1 балл. В конце урока ученики подсчитывают баллы и получают оценку за урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов –ик, -ек и сочетания [цы]" (3 класс)»


Аннотация

Данный урок проводится в форме игры «ЧТО? ГДЕ? КАК?». Ученики выступают в роли знатоков русского языка. Они сами определяют тему и ставят цель урока. Дети выполняют задания, полученные от учеников других 3-их классов, учителя и директора школы. За каждое правильно выполненное задание они на полях тетради ставят 1 балл. В конце урока ученики подсчитывают баллы и получают оценку за урок.


ТЕМА: Правописание суффиксов –ик, -ек и сочетания [цы]

ЦЕЛИ:

        1. Формировать умение правильного написания слов с суффиксами

–ик, –ек и сочетанием [цы].

        1. Тренировать  мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

ТИП УРОКА: закрепление и обобщение знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: конверты с заданиями, карточки для индивидуальных работ.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

УЧИТЕЛЬ: Прозвенел веселый звонок,

Начинаем наш урок.

ДЕТИ: Постараемся понять,

Будем грамотно писать.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

- Сегодняшний урок русского языка я хотела бы провести в необычной форме. Это будет не урок-сказка, не урок-путешествие, а я предлагаю вам урок-игру. (Слайд №2). И называться она будет «ЧТО? ГДЕ? КАК?». Почему эта игра так называется, вы узнаете позже. Вы, наверное, знаете игру для взрослых « Что? Где? Когда?» В этой игре телезрители задают игрокам вопросы, задания, а те в свою очередь ищут правильные ответы на эти вопросы. Кто знает, как называют участников этой игры? (Знатоки)

- Сегодня вы будете выступать в роли знатоков русского языка. А задания для вас приготовили ученики 3 классов нашей школы вместе со своими учителями. Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы показали свои знания и умения и в конце урока вы по праву получили бы высокое звание знатоков. Чтобы получить такое высокое звание, надо хорошо работать на уроке, внимательно слушать задания, чтобы быстро и верно давать ответы. Но чтобы приступить к игре, надо узнать, какой теме она будет посвящена. Прочитайте на экране предложение и скажите, на месте каких орфограмм оставлены «окошки»? (Слайд №3)

Ц…ркач подошел к двери на ц…почках и открыл замоч…к ключ…ком.

- Сможете ли вы закрыть окошки?

- Что для этого надо знать?

3.ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА(Слайд №4)

- Назовите тему нашего урока (Правописание суффиксов –ик, -ек и сочетания [цы])

- Какую цель поставим перед собой? (Упражняться в правильном написании слов с суффиксами –ик, -ек, и сочетанием [цы]) (Слайд №5)

- В ТЕЧЕНИЕ УРОКА МЫ БУДЕМ ОТВЕЧАТЬ НА ТРИ ВОПРОСА ИЗ НАЗВАНИЯ НАШЕЙ ИГРЫ: (Слайд № 6).

ЧТО

ГДЕ надо проверять?

КАК

- Ответим на первый вопрос:

Что надо проверять?

(Гласные)

Где надо проверять?

(Надо проверять в суффиксе, в корне слова и в окончании)

Как надо проверять?

(применять правило)

-Кто нам расскажет правило написания суффиксов –ик, -ек?

-Кто нам расскажет правило написания сочетания [цы] ?

-Вернёмся к нашему предложению и применим правила.

4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1)Учитель вскрывает конверт № 1 (Слайд №7)

Работа в парах

- Задание от учеников 3 «А» класса. Они выбрали для вас слова и просят разделить их на две группы. По какому принципу разделим слова?

Птиц., ц.пленок, молодц., ц.на, ц.ркач, скворц.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга

-Прочитайте слова 1 столбика (Какое правило применяли?)

-Прочитайте слова 2 столбика (Какое правило применяли?)

(Слайд №8) – проверка задания.

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

2)Учитель вскрывает конверт № 2 (Слайд №9)

Работа по вариантам

- Это задание от учеников 3 «Б» класса. Они предлагают вам познакомиться с двумя новыми словами с непроверяемыми безударными гласными и самим узнать, как правильно пишутся эти слова. В этом вам поможет следующее задание, которое вы будете выполнять по вариантам. На доске записаны 2 группы слов. Вам нужно списать эти слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Найти в каждой группе лишнее слово и вставленную букву лишнего слова записать в новое слово с непроверяемым написанием (словарное слово)

1 вариант

Огонеч.к –

Мешоч.к –

Корж.к –

Крючоч.к -

Пр…рода

2 вариант

Ореш.к –

Фонар.к –

Куст.к –

Зайч.к -

Меб…ль

(Слайд № 10)- проверка задания.

- Новые словарные слова запишите в словарик и постарайтесь их запомнить.

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

Зарядка для глаз

3)Учитель вскрывает конверт №3

Задание по рядам

Работа с карточками:

-Это задание от меня. Вы очень любите его выполнять. Внимательно прочитай слова, вставь пропущенные буквы и выбери ту колонку, в которой даны все правильные ответы. Обведи номер этого ответа.


Карточка для 1 ряда (Слайд № 11-12)


Слова

Ответы

1

2

3

4

СИНИЦ…

Ы

И

Ы

И

Ц…ФРА

И

И

Ы

Ы

СЫНОЧ…К

Е

И

Е

И

ХВОСТ…К

И

Е

И

Е

ЯЩИЧ…К

Е

И

Е

Е


Карточка для 2 ряда (Слайд № 13-14)


Слова

Ответы

1

2

3

4

СОМОЛЁТ…К

И

И

Е

И

КУСОЧ…К

Е

Е

И

И

БИЛЕТ…К

Е

И

И

Е

НА Ц…ПОЧКАХ

И

Ы

Ы

Ы

ЖИЛЬЦ…

Ы

Ы

И

И


Карточка для 3 ряда (Слайд № 15-16)


Слова

Ответы

1

2

3

4

ПЕСОЧ..К

Е

И

Е

И

МУДРЕЦ…

И

И

Ы

Ы

ЦВЕТОЧ…К

И

Е

Е

И

ФОНАР…К

И

Е

И

Е

Ц…РКУЛЬ

Ы

Ы

И

И


- Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

4)Учитель вскрывает конверт №4

Работа у доски

- Ребята, вы знаете правила, умеете подбирать проверочные слова. Скажите, где вам пригодятся ваши знания в правописании орфограмм корня?

- Так вот, следующее задание от директора нашей школы. Она, также как и я хотела бы, чтобы ученики её школы были грамотными людьми и не только бы знали правила русского языка, но и умели бы их применять при написании предложений и текстов.

- Запишите предложение, решая орфографические задачи.

Ёжик подарил цыпленку букетик цветов.

- Сколько орфограмм встретилось в этом предложении? (12)

(Слайд № 17) – проверка задания.

Хорошо, ребята. Молодцы!

(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

5)Учитель вскрывает конверт №5

- Это задание от учеников 3 «Г» класса. Они предлагают вам игру «Крестики-нолики» (Ответ ДА – Х; ответ НЕТ – 0; два человека могут работать за доской) (Слайд №18)

  1. Чтобы из суффиксов выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса НЕТ КОГО?, если гласный в суффиксе пропал, пишем –ик.

  2. В окончаниях имен существительных на месте ударных и безударных гласных в сочетании ЦЫ всегда пишется Ы.

  3. На ЦЫПОЧКАХ – сочетание ЦЫ ударное и находится в корне слова – пишу с буквой И.

  4. ПЛАТОЧЕК – пишу с суффиксом - ИК.

  5. ЦЕНА – сочетание ЦЫ в корне, оно безударное, проверочное слово ЦЕНЫ – пишу Е.

  6. ЦЫП-ЦЫП, на цыпочках, циркач – все слова исключения.

0

Х

0

0

Х

0



(Если задание выполнено правильно, за полями поставьте цифру 1 – это 1 балл)

5.ИТОГОВАЯ БЕСЕДА—ОБОБЩЕНИЕ.

- Итак, давайте подведём итог: (Слайд №19)

- Назовите тему нашего урока;

- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы цели?

- Подсчитайте свои баллы. Это и есть ваша оценка за урок.

- Вы знатоки в этой области русского языка. Но в русском языке ещё много тайн и секретов, которые мы с вами продолжим открывать на следующих уроках. Я желаю вам удачи в этих открытиях.

6.РЕФЛЕКСИЯ:

  • Мне удалось …

  • Меня удивило …

  • Мне понравилось …

  • Я порадовался за …

  • Я хочу поблагодарить … за …

  • Я могу похвалить себя за …

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Творческая работа:

Для соседа по парте подготовить задание:

Написать на листочек 10-12 слов с пропуском орфограмм, которые мы сегодня повторяли на уроке. (Слайд №19)

Спасибо за работу на уроке! (Слайд №20)