СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке" 4 класс»

Конспект открытого урока русского языка по теме «Роль глаголов в языке»

Учебное заведение: Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Свердловский лицей №1 имени сестёр-подпольщиц Лидии и Светланы Бабарицких»

Учитель: Калиберда Ольга Викторовна



Цель: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение; выявлять грамматические признаки; проанализировать употребление глаголов в текстах разных типов речи; научиться распределять глаголы по смысловым группам; совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами, развитие связной устной и письменной речи, логического мышления, внимания, памяти; обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование: учебники, тетради, иллюстрации, карточки с индивидуальными заданиями, карточки для составления кластера.

Ход урока

I Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет увлекательный урок. Мы отправимся в путешествие.

Вернемся в те далёкий времена, когда начали появляться первые слова, обозначающие предмет: например, (видел человек растение с фруктами и задумался что это? - груша, капала вода с неба что это?– дождь, летит птица кто это?- ласточка). Какой частью речи называют эти слова – (ответ ученика существительное).

Постепенно человек заинтересовался какая? груша, какой? дождь, какое? солнце. Так появились слова, обозначающие признак предмета (сладкая, теплый, яркое). Это – (ответ ученика прилагательное).

Когда человек захотел рассказать, что он делал? что делает? что будет делать? Появились новые слова, обозначающие действия предмета (собирал сладкие груши, гуляет под теплым дождем, смотрит на ласточку, загорать под ярким солнцем). Это – (ответ ученика глагол).

Сегодня на уроке, внимательно и активно работая, вы сможете узнать, о какой части речи будем говорить, и почему.

II Каллиграфическая разминка. Актуализация знаний.

Откройте тетрадь, запишите дату, классная работа.

Прочитайте строчку из песни

«Я буду гореть, я буду сверкать»

Вспомним написание букв Яя. Что можете об этой букве рассказать? (Ответы учеников: Буква Я – это гласная буква, которая даёт гласный звук [а], а в некоторых случаях даже два звука [й'а] в начале слова и после гласной, после Ъ и Ь знаков. Звук [а] – гласный звук, который может быть ударным и безударным. Когда она стоит после согласной, то предшествующая ей согласный звук смягчается.)

Дети по образцу на доске прописывают букву в тетрадь.

Какую часть речи буква Я обозначает в предложении (ответ - местоимение). Охарактеризуйте местоимение Я (Личное местоимение 1-го лица, единственного числа, не различается по родам, изменяется по падежам).

Обратите внимание на слова гореть и сверкать. Какая это часть речи – (глагол). По какому признаку вы это определили (по вопросу: буду что делать?) Этот вопрос относится к какому времени (к будущему).

Пропишите эти новые словарные слова и запомните их правописание.

Гореть, сверкать.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: (что делать? что сделать?)

Глаголы гореть и сверкать в песни употреблены в прямом или в переносном значении (в переносном, обозначают эмоции или действия человека). Синонимы или антонимы? (синонимы). Подберите антонимы (гаснуть, меркнуть).

По ходу урока составляем кластер.

Богатство глаголов не только в количестве слов, но и в лексических возможностях. К глаголам можно подобрать синонимы, антонимы. Глаголы употребляются в прямом и переносном значении. Это делает речь яркой и выразительной.


Физкультминутка

Мы работаем отлично, отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули!

III. Определение темы, постановка целей урока.

Представьте себе, каким бы был наш язык, если бы состоял только из одних существительных и прилагательных. Мы бы бесконечно называли предметы и их признаки, но никогда бы не узнали, что они делают, что с ними происходит. К счастью, этого не случится, потому что в русском языке существуют глаголы.

Ребята, а хотите узнать еще больше о глаголах? Выполняя наши сегодняшние задания, вы узнаете много интересного. А тема нашего урока «Роль глаголов в языке». Какие цели поставим перед собой? (повторить всё, что знаем о глаголе; упражняться в определении глаголов в тексте; уточнить роль глаголов в языке).

IV Работа по теме урока.

1.Прочитайте стихотворение, вы поняли о чём идет речь? (нет).

Какая часть речи поможет обрести смысл стихотворению? (глагол)

Спишите вставляя пропущенные глаголы и буквы.

Я _____, _____ один:
Ос..нь рядом где-то.
Ж..лтым листиком в рек..
____________ лето.
Я ему ________ круг -
Свой в..нок последний.
Только лето не _______,
Если день - осенний.

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето.
Я ему бросаю круг -
Свой венок последний.
Только лето не спасти,
Если день - осенний.

Слова для справок: бросаю, грущ.., утонуло, х..жу, спасти.

(Ученики по цепочки у доски выполняют задания, объясняя правописание орфограмм. Остальные выполняют задание в тетради.)

Посмотрите на стихотворение и скажите, каким членом предложения является глагол? (сказуемым, обозначает действие предмета).

В предложении является сказуемым, обозначает действие предмета

Найдите в стихотворении глагол неопределенной формы, подчеркните. Определите время, число, лицо по возможности род в остальных глаголах (самостоятельно, коллективная проверка с объяснением).

Начальная форма : что делать? что сделать?

Взаимодействует с существительным или местоимением.

Морфологическое богатство глагола.

Изменяется по числам (ед.ч и мн.ч.) и лицам (я, мы- 1-е лицо: ты,вы-2-е лицо; он,она,оно, они – 3-е лицо); по временам (прошедшее, настоящее, будущее); в прошедшем времени ед.ч. по родам (он- м.р., она- ж.р., оно – с.р.).

Физкультминутка

На местах.

Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем и к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем и вновь писать начнем.

2.Работа в группах.

В русском языке глагол занимает второе место после существительного. Давайте узнаем, зависит ли частота употребления глагола от типа текста. Для анализа вам даны три типа текста: повествования, описания, рассуждения.

Возьмите в руки карточки с текстом, определите тип текста и посчитайте количество глаголов. (устно).

Текст – повествование

Ехала мать в город с малыми детьми в бричке. Вот въехали они на улицу, вдруг лошади чего-то испугались и понесли. Кучер со всей силы вожжи натянул, совсем назад отвалился, - ничего лошади не чуют, несут во весь опор, вот-вот бричка перевернется. Глаголов 9.

Текст – описание

Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Глаголов 3

Текст – рассуждение

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает – быстрый, спорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Глаголов 10

Коллективное обсуждение, вывод.

Много глаголов в повествовании и рассуждении, так как этот тип речи характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий. В описании глаголы почти не употребляются, так как основной вопрос при описании: КАКОЙ?


3. Игра – узнай глагол.

Глаголы делятся на смысловые группы.

Движения, речи, звучания, труд, мысли, проявление чувств, проявление цвета. (название групп на доске).

Я бросаю вам мяч и называю глагол, вы должны ответить к какой смысловой группе он относится.

Смеётся, желтеет, думает, шепчет, остановился, моет, щебечет,


4.Работа с учебником с. 68 упр. 140 (самостоятельно, проверка)

Ребята делятся по парам, вытягивают название своей смысловой группы и записывают соответствующие тематической группе глаголы. Кто быстрее справится. Проверка.

5. Индивидуальная работа.

Пока все работают с упражнением, два человека у доски.

1 задание

Разобрать по составу слово: забарабанит.

2 задание

Звуко-буквенный разбор: капель.

Смысловые группы: глаголы, обозначающие движение, трудовые процессы, состояние человека, состояние природы, процессы речи, проявление цвета.        


 V. Подведение итогов. Домашнее задание.

- с какой частью речи мы работали на уроке?

- как распознавать глаголы?

- объясните роль глагола в языке.

Домашнее задание: с.70 упр. 145 (прочитайте, ответьте на поставленные вопросы, спишите вставляя пропущенные буквы, подчеркните глаголы, укажите число.)

VI Рефлексия. Оценивание.

- Ребята, наш урок подошел к концу, давайте вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли мы того, к чему стремились? Полезным ли был наш урок, все ли вы поняли?  Подымите карточки(зеленый – всё понял, жёлтый – были трудности, но я разобрался, красный – я не понял).