Русский язык
1 класс
Тема: Строчная буква э.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: создать условия для формирования умения писать строчную букву «э».
Задачи:
Образовательная: формировать навык правильного написания буквы «э» и произношения звука [э].
Развивающая: развивать фонематический слух, любознательность, мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь учащихся.
Воспитательная: прививать интерес к предмету.
УУД:
Личностные:
- мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять интерес к новому;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- использование речи для регуляции своего действия (письмо под счет);
- сравнивать результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
- выполнять последовательность необходимых операций.
Познавательные:
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- ориентироваться в прописи.
Коммуникативные:
- вступать в диалог, отвечать на вопросы учителя;
- слушать и понимать речь других.
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не нахожу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
Настрой на урок.
Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).
II. Сообщение темы и задач урока.
- Внимание. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет,
Без языка, кричит. (Эхо)
Предугадывание:
- С какой буквой мы познакомимся на уроке?
- Какой звук она обозначает?
Это звук гласный или согласный? Почему гласный?
- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?
- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «э», которая обозначает гласный звук [э]. Повторим изученное о звуках и буквах русского языка, о предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.
III. Актуализация опорных знаний .
Игра «Сложи слово»
Ребята с помощью букв Х, Э, О составляют слово.
Звуко – буквенный анализ слова «эхо»
Запомните:
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.
IV. Упражнения в написании букв, слогов, предложений.
- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)
-Когда мы используем заглавные буквы на письме?
1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.
- Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).
Поэлементный анализ буквы
- Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).
- В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?
- Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.
Комментированный показ учителем на доске.
Алгоритм написания буквы э:
- Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево.
Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.
Физминутка. Упражнения для глаз.
2. Отработка написания новой буквы в тетради.
- Давайте научимся писать эту букву.
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу…
Помнить о правилах письма:
Посадка и наклон букв.
Расстояние между буквами.
Высота букв.
Письмо буквы э в рабочей строке.
- Запишем 3 строки буквы э.Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте.
Дети проводят самоанализ.
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)
- Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?
- Отгадайте загадку, о чем идет речь?
Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
- Звуковой анализ слова эхо, (2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.
Вывод.
Из каких же частей состоят слова? (Из слогов)
3. Работа над предложением.
- Прочитайте. Что можете сказать о записи? (Записано с ошибками)
- Какое задание могли бы вы предложить?
- Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем эту запись?
- Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце поставить точку и слова писать отдельно.
- Исправьте ошибки
- Сколько слов в этом предложении? Проверьте себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами. Но вначале подготовим пальчики.
Дети записывают предложение с комментированием.
Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)
3 Работа с деформированным предложением.
Даны слова: в, два, доме, этажа, этом.
- Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?
Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.
Проверка.
- Какие надо знать правила записи предложения?
Запись предложения с комментированием.
В этом доме два этажа.
- Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме). Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он обозначен? («эм»)
Вывод.
Что можно составить из слов? (Предложение)
V. Рефлексия.
Цель: формирование самооценки и самоанализа.
На парте у вас картинки с девочкой, которая зовет эхо… Закрасьте облачко:
если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,
если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,
если вам многое не понятно, то в красный цвет.