СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 10 кл: "Способы словообразования".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русск 10 кл Способы словообразования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 кл: "Способы словообразования".»

Русск 10 кл Способы словообразования.


I.Оргмомент.

Добрый день. Тема нашего урока – «Способы словообразования в русском языке». Тема для вас не новая, раздел словообразование изучается в курсе 6 класса. Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Повторить способы образования слов в русском языке). Но сначала займёмся повторением пройденного: у нас в экзамене есть задание Акцентологические нормы языка (ударение). Сейчас мы повторим с вами этот материал и выполним неб.сам.работу

КАРТОЧКИ

Расставьте ударение в словах:

агент
агрономия
алкоголь
алфавит
амфора
аналог
анатом
аноним
апокалипсис
арахис
арест
аргумент
асимметрия
астролог
астроном
атмосфера
афера
аэропорты

Фронтальный опрос.

– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?

– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).

– На какие виды делятся морфемы? ( , ).

А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд,


  • "Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень)

  • "Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка)

  • "Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание)

  • "Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс)


Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).

Запись в тетрадях учащихся:

корень

– заключено лексическое значение

приставка,

– образуют новые слова

суффикс

 окончание

– образует формы слов


Объясните мне, как образовано слово: с.67-68 учебника

1)доверчивый← доверять  + -чив-

   

   клеветник←клевета + -ник-

– Как называется такой способ  образования слов?

                                                                    СУФФИКСАЛЬНЫЙ

2)беспорядок←бес- + порядок

   

   неприятный←не- + приятный

– Как называется такой способ образования слов?

                                                                     ПРИСТАВОЧНЫЙ

 3)безработица← без- +работа +-иц-

   

    нахлебник← на- + хлеб + -ник-

– Как называется такой способ образования слов?

                                                      ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

4)свист←свистɇть

   

    вход←входить (а не приставочный, ход – не самое близкое однокоренное слово)

 – Как называется такой способ образования слов?

                                                      БЕССУФФИКСНЫЙ


Составим схему:


  • Распределите слова в соответствии со способом образования:

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

приставочный

суффиксальный

приставочно-суффиксальный

сложение


Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово, определяя его способ словообразования.( каждый ученик – два слова)

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство(суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский(образование слова из сочетания слов), северо-восточный(образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный(образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый(образование слова из сочетания слов), старомосковский(образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО(сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).



ТЕСТ Ответы: 1.г, 2.а, 3.а, 4.г, 5.б.


1.В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:

        А.надомник, приусадебный, пресмешной;

        Б.подбородок, бесстыдник, разнесчастный;

        В.по-братски, подводник, переувлажнить;

        Г.подснежник, разбежаться, приморский;

2.В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом:

        А. сапожок, зубной, землянка;

        Б.вбежать, красавец, глупыш;

        В.дипломник, циркач, предыстория;

        Г.вредитель, баловень, прародина.

3.В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом:

        А.сыграть, подполковник, поджелудочный;

        Б.соразмерный, зааплодировать, представление;

        В.развесёлый, прабабушка, утомление;

        Г.поумнее, прескверный, буквенный.

4.В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме

             алка?

        А.качалка, свалка;

        Б.рыбалка, зажигалка;

        В.скакалка, отжималка;

         Г.Вешалка, мигалка.

5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

        А.заглохший, залежь, законный;

        Б.загородный, задушевность, закатиться;

        В.заземлённый, замшевый, заикаться;

        Г.заквасить, занозить, закадычный.


Подведение итогов. Работа с целями урока.

1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).

  1. Что изучается в разделе "Словообразование"?

  2. Какие способы словообразования существуют?

  3. На какие группы делятся способы словообразования?

2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.


Дз выучить 10 слов на букву «Б» (акцентологич.нормы), упр.85 (способы словообразования), упр.82