СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»»

Урок русского языка

Тема урока: Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Класс: 3-Б

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Раздел программы: Развитие речи

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка», фрагмент П.И. Чайковский «Снегурочка», учебник, орфографические словари.

Цель: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору. 

Задачи:

  1. совершенствовать умение создавать текст-описание; отбирать нужные для описания слова;

  2. познакомить с жизнью и творчеством В.М. Васнецовым; учить “читать” картину, осмысливать ее содержание; способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

  3. развивать устную и письменную речь, память, обогащать словарный запас детей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получат возможность научиться: нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении, применять правила правописания,  составлять план текста.

Метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.) Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников.


Этап урока

Деятельность учителя

Учебное содержание

Деятельность обучающихся

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(1 мин.)

- Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Актуализация знаний.

(4-5 мин.)

- Ребята, отгадайте загадку:

Корень извлечь из «начинки» несложно

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении » ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь.

Какие бывают сочинения?

На какие темы мы писали сочинения?

На доске появляется запись - сочинение


Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя






Постановка цели и задач урока.

(5 мин.)

-Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте обсудим правила работы в группе. (слайды 2,3)

-- Перед вами сочинение, которое написал Незнайка. (слайд 4)

- Прочитайте и обсудите в группах, какие ошибки допустил Незнайка.

- О ком рассказал нам Незнайка?

- Что вы можете рассказать о Снегурочке?

- Назовите сказки про Снегурочку, которые вы читали? (слайд 5,6)

- Какой фильм мы с вами посмотрели о Снегурочке? (слайд 7,8)

- Какие открытия вы для себя сделали?

- Какова тема нашего сочинения?


Памятка для работы в группе.












Записывается тема урока.

Обсуждают правила работы в группе.

Делятся на две группы по 5 человек.

Выявляют ошибки, допущенные Незнайкой в сочинении.


Отвечают на вопросы, сравнивают образы Снегурочек, представленных в сказках, высказывают своё мнение.

Делают выводы.


Организация класса на работу


- Чем отличается сочинение по картине от других видов сочинения?

- Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине?

- Текст нашего сочинения – описание.

- Что такое текст-описание?

-Давайте вспомним его схему.




Испытывают затруднение



Схема текста-описания


Отвечают на вопросы учителя, вспоминают схему текста-описания, перечисляют, что необходимо для написания сочинения

Краткая информация о художнике В.М. Васнецове


У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.( слайд 9, 10) В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям. Вспоминал Виктор Михайлович, что зим­ними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, си­дя на печи при свете и треске лучины». Ино­гда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кис­тью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. Учитель ри­сования в духовном училище, заметив способ­ности мальчика, посмотрел его рисунки, по­хвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с кар­тин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатле­ние. С этого времени он старается много рисо­вать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша ре­шает ехать в Петербург. Отец согласился отпу­стить сына.(слайд 11)

С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник.

 (слайд 12, 13)   В 1881 году  московский меценат Савва  Мамонтов  решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову  написать декорации и сделать эскизы  костюмов.  Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых,  он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую  отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам  в  дремучем лесу,  куда  ни пешему, ни конному нет дороги.  И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля,  слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки…  и любопытно ей.  Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке  жить надо.  Играть в горелки с подружками,  гулять с ребятами  до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!»     Но  именно этого Мороз боится.  Полюбит дочь и сгорит в любовном огне.  Нет, пусть уж живет в лесу,  играет  с белками и зайчатами, прядет  снег,  бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает.  Однако Весна настаивает,  и Мороз  отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и  человеческую тоску, и ревность, и  пламя  любви.

Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. 
  Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки  Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г.


презентация

Слушают учителя, задают вопросы

Знакомство с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

- Рассмотрите картину. (слайд 14)

-Какие чувства вызвала у вас картина?

- Кто на ней изображен?

Что вспомнилось, когда вы рассматривали картину?

- Какие чувства испытывает Снегурочка?

- Посмотрите на карточки, выберите слова, названия чувств, которые помогут вам передать настроение Снегурочки.(слайд 15)

-Опишите ее лицо.

- Как одета?

-Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках.

-Почему снег на картине голубого цвета?


Открывается репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Звучит мелодия П. Чайковский «Снегурочка»



Физминутка

(1-2 мин.)

Музыкальная физкультминутка (слайд 16)

Зарядка для снятия напряжения глаз


Словарная работа

Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)

-Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная)

Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега)

Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)) (слайд 17)


(Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)

Зимняя ночь (Яркая, лунная, волшебная)

Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега)

Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)

Отвечают на вопросы учителя, намечают план сочинения.

Работают в группах

Обсуждение структуры
описательного текста, выделение ключевых слов, Составление плана сочинения, сбор материала к каждой части

Вспомните схему построения текста.

- О чём расскажем во вступлении?

- В основной части? В заключении?

(слайд 18)

- Сейчас в группах вы наметите, какие ключевые слова помогут вам написать сочинение.

1. Вступление. (1-3 предложения)

2. Текст (основная часть – максимальное количество предложений)

Заключение (1-3 предложения)


Коллективное составление плана сочинения

Редактирование плана, внесение ключевых слов

(Слайд 19)

- Внесем в план, какие ключевые слова вы подобрали.

Внесение в план ключевых слов

Называют, какие слова подобрали к каждой части плана сочинения

Письмо сочинения в группах


- Сейчас мы приступим к написанию сочинения по картине. Вы можете пользоваться при необходимости орфографическим словарем.

- Желаю вам успехов в вашей творческой работе!

На слайде план сочинения с ключевыми словами, подобранными обучающимися

Работают в группе, пользуются репродукцией картины В.М. Васнецова в учебнике

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(2 мин.)

– Какое открытие сделали 
на уроке?

- Понравился ли данный вид работы?

– О чем хотели бы узнать 
подробнее?

- Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения?

- Выберите свой вариант ответа:

  • 1. Я смогу самостоятельно написать сочинение – описание по картине.

  • 2. Я напишу сочинение – описание по картине, но мне необходимо еще раз просмотреть весь материал по учебнику.

  • 3. Я не смогу самостоятельно написать сочинение - описание по картине.

  • 4. Я не знаю, как писать сочинение - описание по картине.

- Послушаем ваши сочинения.

- Какие отрывки из сочинения одноклассников вам понравились?

- Какие ошибки допустили?

- Выберите свой вариант ответа:







Обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

Зачитывают сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их мнению.

Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин)

Дома вы напишите своё сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» по плану, которой вы составили на уроке.

План сочинения, составленный обучающимися под руководством учителя

Записывают домашнее задание, берут копии планов