Этап урока | Деятельность учителя | Учебное содержание | Деятельность обучающихся |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.) | - Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке. | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. |
Актуализация знаний. (4-5 мин.) | - Ребята, отгадайте загадку: Корень извлечь из «начинки» несложно Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении » ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. Какие бывают сочинения? На какие темы мы писали сочинения? | На доске появляется запись - сочинение | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя |
Постановка цели и задач урока. (5 мин.) | -Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте обсудим правила работы в группе. (слайды 2,3) -- Перед вами сочинение, которое написал Незнайка. (слайд 4) - Прочитайте и обсудите в группах, какие ошибки допустил Незнайка. - О ком рассказал нам Незнайка? - Что вы можете рассказать о Снегурочке? - Назовите сказки про Снегурочку, которые вы читали? (слайд 5,6) - Какой фильм мы с вами посмотрели о Снегурочке? (слайд 7,8) - Какие открытия вы для себя сделали? - Какова тема нашего сочинения? | Памятка для работы в группе. Записывается тема урока. | Обсуждают правила работы в группе. Делятся на две группы по 5 человек. Выявляют ошибки, допущенные Незнайкой в сочинении. Отвечают на вопросы, сравнивают образы Снегурочек, представленных в сказках, высказывают своё мнение. Делают выводы. |
Организация класса на работу | - Чем отличается сочинение по картине от других видов сочинения? - Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине? - Текст нашего сочинения – описание. - Что такое текст-описание? -Давайте вспомним его схему. | Испытывают затруднение Схема текста-описания | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают схему текста-описания, перечисляют, что необходимо для написания сочинения |
Краткая информация о художнике В.М. Васнецове | У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.( слайд 9, 10) В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына.(слайд 11) С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. (слайд 12, 13) В 1881 году московский меценат Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги. И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки… и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает. Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и человеческую тоску, и ревность, и пламя любви. Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г. | презентация | Слушают учителя, задают вопросы |
Знакомство с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | - Рассмотрите картину. (слайд 14) -Какие чувства вызвала у вас картина? - Кто на ней изображен? Что вспомнилось, когда вы рассматривали картину? - Какие чувства испытывает Снегурочка? - Посмотрите на карточки, выберите слова, названия чувств, которые помогут вам передать настроение Снегурочки.(слайд 15) -Опишите ее лицо. - Как одета? -Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках. -Почему снег на картине голубого цвета? | Открывается репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Звучит мелодия П. Чайковский «Снегурочка» | |
Физминутка (1-2 мин.) | Музыкальная физкультминутка (слайд 16) | Зарядка для снятия напряжения глаз | |
Словарная работа | Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) -Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная) Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)) (слайд 17) | (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная) Зимняя ночь (Яркая, лунная, волшебная) Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега) Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе) | Отвечают на вопросы учителя, намечают план сочинения. Работают в группах |
Обсуждение структуры описательного текста, выделение ключевых слов, Составление плана сочинения, сбор материала к каждой части | Вспомните схему построения текста. - О чём расскажем во вступлении? - В основной части? В заключении? (слайд 18) - Сейчас в группах вы наметите, какие ключевые слова помогут вам написать сочинение. | 1. Вступление. (1-3 предложения) 2. Текст (основная часть – максимальное количество предложений) Заключение (1-3 предложения) | Коллективное составление плана сочинения |
Редактирование плана, внесение ключевых слов | (Слайд 19) - Внесем в план, какие ключевые слова вы подобрали. | Внесение в план ключевых слов | Называют, какие слова подобрали к каждой части плана сочинения |
Письмо сочинения в группах | - Сейчас мы приступим к написанию сочинения по картине. Вы можете пользоваться при необходимости орфографическим словарем. - Желаю вам успехов в вашей творческой работе! | На слайде план сочинения с ключевыми словами, подобранными обучающимися | Работают в группе, пользуются репродукцией картины В.М. Васнецова в учебнике |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.) | – Какое открытие сделали на уроке? - Понравился ли данный вид работы? – О чем хотели бы узнать подробнее? - Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения? - Выберите свой вариант ответа: 1. Я смогу самостоятельно написать сочинение – описание по картине. 2. Я напишу сочинение – описание по картине, но мне необходимо еще раз просмотреть весь материал по учебнику. 3. Я не смогу самостоятельно написать сочинение - описание по картине. 4. Я не знаю, как писать сочинение - описание по картине. - Послушаем ваши сочинения. - Какие отрывки из сочинения одноклассников вам понравились? - Какие ошибки допустили? - Выберите свой вариант ответа: | Обсуждение допущенных ошибок, их коррекция | Зачитывают сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их мнению. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин) | Дома вы напишите своё сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» по плану, которой вы составили на уроке. | План сочинения, составленный обучающимися под руководством учителя | Записывают домашнее задание, берут копии планов |