СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4-м классе на тему "Текст. Виды текстов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном урока учащиеся узнают о Видах текстов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4-м классе на тему "Текст. Виды текстов"»

Иванова Матрена Ивановна,

учитель начальных классов 1 категории

МБОУ «Танаринская СОШ им И.Е.Левина»

с.Сайылык Кобяйского улуса РС(Я)


Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Урок “открытия” нового знания.


Тема: “Текст. Виды текстов”

Цель: Уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения


Ход урока:

1. Организационный момент (мотив-е к уч/ деят)

2. Сообщение темы урока ипостановка уч / задачи (Актуализация и фиксирование инд...)

На доске записаны группы предложений:

1 Связный текст о Якутске

2 Набор отдельных предложений о Якутии


У: прочитайте тексты и сравните их

Якутск- один из старейшихгородов Сибири. Он основан в 1632 году.Город стоит на красивой долине Туймаада.

Наша Якутия богата своей природой. Быстро пролетает короткое северное лето. Лена- самая красивая река

У: - О чем говорится в первом тексте? Определите тему.

- О чем говорится во втором тексте?

- В чем различие между текстами?

- Как связаны предложения? (С помощью учителя дети находят слова, связывающее предложение. Якутск- он город.)

У: – Дадим определение текста.

Текст это 2 или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема- это то, о чем говорится в тексте.

У : -Сегодня на уроке мы будем учиться определять тему текста, познакомимся с разными видами текстов и научимся их различать.

(У записывает на доске тему урока.)

3. Самостоятельная работа. Закрепление знаний об особенностях текста.

(С/р с самопроверкой по эталону. Учащиеся – на 3 группы ).

Работа по группам.

1 Карточки с текстами.

А) Ысыах открывает старейший певец, Он держит в руках большой резной кубок с кумысом и поет о наступлении счастливой поры лета, о народном празднике изобилия.

«Уруй-айхал!»- провозглашает певец и отпивает из кубка.

( По И.Данилову)

Б) По красоте и аромату найти другой такой цветок. Его изображение находят на архитектурных памятниках Древнего Востока, Египта. Великий поэт древности Гомер воспевал лилию в своих произведениях. Она считалась королевским цветком.

В Якутии растет два вида диких лилий. Лилия- любимый национальный цветок, воспетый поэтами и композитороами Якутии. Его любовно называют Сарданой.

В) На берегу живописной речки, на открытой местности сияют на солнце снежные сугробы. На дне озера Черное грязь лежит толстым слоем. Среди них лавируют караваны морских кораблей, которые доставляют для жителей Крайнего Севера.

У –Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста, найдите связывающие слова.(После обсуждения 1 из группы защищает, другие дополняют.)

2 Конструирование. Работа в тетрадях.

У: -Вспомните лето и составьте свой текст. Сначала определите для себя, о чем пойдет речь в тексте, т.е связывающие слова. Включите в текст связ. слова.(После этой работы группы читают свой текст, рассказывают, как раскрыли тему, какие связ. Слова использовали.)

3 Наблюдение за особенностями текста- описание, рассуждение, повествование. Включение в систему знаний и повторение.

Группам даются по 3 текста.

1 Волшебное озеро

2 Тень на дороге

3 Песец

У: – Внимательно прочитайте тексты и попытайтесь найти различия между ними.

- Какой общий вопрос можно поставить к первому тексту. О чем говорится.?

- Какой общий вопрос можно поставить к второму тексту. О чем говорится?

- Какой общий вопрос можно поставить к третьему тексту. О чем говорится?

С помощью У дети приходят к выводу,что все тексты разного вида.

На доске У записывает: повествование, рассуждение, описание.

У : К Как вы думаете, какой это текст, если к нему можно поставить вопрос «что случилось?»

Как вы думаете, какой это текст, если к нему можно поставить вопрос «какой ?»

Как вы думаете, какой это текст, если к нему можно поставить вопрос « почему?»

После этого ученики составляют определение повествовательног, описательного текста, теста рассуждения.

В повествоват. тексте рассказывается о том, что произошло К таким текстам можно поставить вопрос «Что случилось?»

В описательных. тексте описываются люди, предметы, животные.. К описанию можно поставить вопрос «Какой?»

В рассуждении рассказывается о причинах явлений и событий К таким текстам можно поставить вопрос « Почему?»

5. Итог урока. Рефлексия.

- Что такое текст?

- Какие виды текста бывают?

- Как отличить повествовательный текс от текста описание?

- В чем особенность текста-рассуждения?

6. ДЗ: написать рассказ, текст –описание на тему «Моя деревня.»