Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Таким должен быть ученик в будущей жизни.
Я преподаю русский (родной) язык. Работаю по учебнику О.М. Александровой. Учебники (5-9 классы) включают в себя разделы: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Текст». С каждым годом обучения знания углубляются и расширяются.
Ребята знакомятся с историческими деятелями, великими людьми России: Петром 1, Александром Невским, Александром Македонским, Ломоносовым и другими, с архитектурой (описание статуи «Родина-мать зовёт!» и её историей). Это формирует человека-патриота, что особенно важно в наше время. Прошло мероприятие для 8-9 классов, посвящённое юбилею Петра 1. Сами ребята подготовили интересные сообщения, все активно участвовали.
В учебниках содержится материал об учёных, приведены их высказывания
( Д.С. Лихачёв, К.Д. Ушинский и др.). Это развивает кругозор детей, формирует их интеллект.
Обогащает детей и знакомство с живописью. В учебниках много иллюстраций картин разных художников: И.И. Левитана, И.Е. Репина, А. И. Куинджи, М.А. Врубеля, А.П. Бубнова и многих других.
В 5 классе ребята знакомятся со словарями, с их составителями (В.И. Далем, С.И. Ожеговым), с их типологией. Было подготовлено и проведено мероприятие для учащихся 5-6 классов «День словарей». Активное участие детей в таких мероприятиях помогает детям быть более раскованными, развивает их интерес, учит общению с людьми.
Способствуют формированию грамотной речи рубрики «Толковый словарь» и «Говори правильно», которые помещены на многих страницах учебника. Здесь ребята знакомятся с толкованием устаревших слов и неологизмов.
На уроках родного языка много времени уделяется этикету, поведению в различных жизненных ситуациях: «Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации», «Современные формулы обращения к незнакомому человеку», «Как начинать и заканчивать разговор?», «Сочувствие и утешение», «Формулы благодарности», «Формулы похвалы и комплимента», «Ты и Вы», «Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения», «Правила интернет-дискуссии», «Контактное и дистантное общение». Всё это очень важно для будущей профессии.
Изучаем средства художественной выразительности, что необходимо, чтобы сделать речь будущего гражданина не только правильной, но красивой. Проведено мероприятие «Язык родной, дружи со мной!» (5 класс), открытый урок русского (родного) языка в рамках недели родного языка «Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов» (6 класс), игра «Будь вежлив» (5-6 классы).
И, конечно, нужно упомянуть, что любому человеку необходимы честность, порядочность, ответственность, бережное отношение к природе, к окружающему нас миру. В этом помогают уроки родной литературы. В 6 классе прошла конференция по книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» (совместно с библиотекарем Ворониной Н.А.).
Во многом в работе мне помогают рассказы Соколова-Микитова, В.П. Астафьева, Б.С. Житкова, Н.С. Устиновича, М.М. Пришвина и других. Много у этих писателей произведений о животных. Ребятам они очень нравятся. Эти произведения способствуют формированию любви к природе, помогают глубже понять окружающий нас мир.
Я считаю, что роль моего предмета играет важную роль в будущей жизни ученика.