Конспект урока по технологии 1 класс
Тема: Что такое технология. Профессии
Цели: раскрыть содержание понятий «технология», «свойства», «природный материал»; дать представление о мире природы и о предметном мире, созданном человеком; расширить представления учащихся о профессиях, природном материале.
Планируемые результаты: дети получат представления о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, научатся называть некоторые профессии, использовать разные способы поиска для получения информации.
Оборудование: анаграммы: ЯИГОЛОНХЕТ, ИИССЕФОРП, тема урока записана на доске, мешочек с природным материалом для игры «Волшебный мешок», электронное приложение к учебнику
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
- Расшифруйте слова. (Технология, профессии. Слова читают наоборот.)
ЯИГОЛОНХЕТ, ИИССЕФОРП.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Высказывания детей.)
- Прочитайте тему урока. (Что такое технология. Профессии.)
III. Работа по теме урока
1. Беседа
- Как вы поняли, что такое технология? (Высказывания детей.) Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя
и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий - технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!
Технология - это совокупность производственных методов и процессов в определенной области производства, а также научное описание способов производства.
2. Работа по учебнику
С. 125-126
Ищем информацию
- Давайте посмотрим в «Словарике юного технолога», что означает слово технология. (Технология - знания о способах и средствах изготовления различных вещей и предметов.)
С. 11
- Какой необычный цветок мы видим на с. 11! На его лепестках записано, чему мы будем учиться на уроках технологии. Прочитаем.
(Можно предложить прочитать по цепочке.)
- А чему будем еще учиться на уроках технологии? (Учиться работать друг с другом, помогать друг другу, готовить и убирать свое рабочее место, быть аккуратным, узнавать новое о материалах, из которых будем выполнять изделия, и т. д.)
С. 12
— Проверим себя. Прочитаем текст и рассмотрим иллюстрации на с. 12 учебника.
(Учитель читает текст. По иллюстрациям дети говорят, какие поделки будут выполнять.)
— Какая поделка вам больше всех понравилась? Почему? (Ответы детей.)
3. Беседа о профессиях
— Назовите в нашем классе предметы, сделанные руками человека. (Ответы детей.)
— Люди каких профессий их сделали? (Плотники, мебельщики, строители, штукатуры, маляры, художники и т. д.)
— Кем работают ваши мамы и папы? Что они делают? (Ответы детей.)
— Отгадайте загадки.
Кто в дни болезни Всех полезней И лечит нас
От всех болезней? (Доктор.)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)
Веселая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Инспектор дорожной полиции.)
— Профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит? (Ответы детей.)
— Людям каких профессий надо трудиться? (Трудиться надо всем.)
— Как вы считаете, сколько существует профессий? (Много.)
— Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.
А — аптекарь, архитектор (проектирует дома), астроном (изучает звезды), археолог (занимается раскопками)...
Б — бетонщик (кладет бетон), булочник, балерина, барабанщик, библиотекарь, бухгалтер...
В — врач, водитель, вахтер, ветеринар...
Г — геолог (изучает земную поверхность, гео — земля), грузчик...
Д — доктор, дантист (лечит зубы), директор (должность), дирижер, доярка...
Е — егерь (следит за порядком в лесу)...
Ж — жестянщик, журналист...
З — землекоп, закройщик...
И — историк, искусствовед...
К — контролер, кондуктор, каменщик, кондитер... Л - летчик, лифтер... М — массажист, моряк... Н — невропатолог...
О — окулист, оператор (ответственный за телефонные звонки)...
П — певица, повар, проводник, пилот, пастух, пожарные...
С — сторож, столяр, секретарь...
Т — телефонист, тракторист, телеведущий...
У — учитель, уборщица...
Ф — фотограф...
X — хореограф, художник...
Ш — шофер, шахтер...
Ю — ювелир...
Э — электрик, экономист...
Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
4. Творческое задание
— Расскажите, кем бы вы хотели стать и почему. (Можно предложить выполнить рисунок по этой теме.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Загадки
— Отгадайте загадки.
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь.)
Стоит Антошка
На одной ножке. (Гриб.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья.)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы.)
Хоть он совсем нехрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку —
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех,
Называется... (орех).
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох.)
Что с земли легко поднимешь,
А далеко не закинешь? (Перо, пух.)
— Что объединяет все отгадки? (Это все взято из природы, природный материал.)
2. Работа по учебнику
С. 14
— Давайте прочитаем о природном материале в нашем учебнике. (Учитель читает диалог Ани и Вани. Дети отвечают на вопросы учебника.)
— Какие еще природные материалы вы знаете? (Перья, мох, желуди, засушенные цветы, соломка, репейник, косточки персиковые, абрикосовые, вишневые и т. д., семечки, кора деревьев и т. д.)
— Кто уже выполнял поделки из природных материалов? (Ответы детей.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
С. 11
— Давайте посмотрим, какие интересные поделки показаны в ваших рабочих тетрадях.
(Дети рассматривают, выясняют из чего они сделаны. Учитель может предложить ребятам провести в классе конкурс поделок из природных материалов.)
4. Упражнения для глаз
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту глядим.
(Посмотреть вниз.)
И снова наверх — где там муха летит?
(Посмотреть вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(Посмотреть по сторонам.)
И вновь за работу! Позже поиграем еще.
5. Игра «Волшебный мешочек»
— Узнайте на ощупь содержимое мешочка. (В нем желуди, шишки и т. п.)
— Как назвать словами с общим значением все, что мы достали из мешочка? (Природный материал.)
— Природа богата и щедра. И мы с вами, пользуясь всеми ее богатствами, должны беречь природу, заботиться о ней. А что значит беречь природу? (Высказывания детей.)
— Вам нужна природа? А как вы считаете, природа нуждается в нас? Чем мы можем помочь ей, как сделать так, чтобы ее сохранить? (Ответы детей.)
6. Работа по учебнику
С. 15
— Чтобы ваше изделие долго радовало окружающих своей красотой, нужно правильно подготовить природный материал. Посмотрите, как следует правильно засушить листья.
(Дети рассматривают иллюстрации учебника.)
7. Работа с CD
(Учитель может воспользоваться электронным приложением к учебнику. Тема: «Сушка под прессом».)
VI. Рефлексия
— Какое задание было интересным?
— Что было трудным?
— Оцените свои достижения на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Как вы поняли, что такое технология?
— Чему можно научиться на уроках технологии?
На уроках технологии вы узнаете:
• из каких материалов человек делает необходимые вещи, дома, машины;
• какими свойствами обладают эти материалы;
• почему для изготовления разных предметов используют разные материалы;
• какие существуют способы обработки материалов;
• какими инструментами их обрабатывают;
• как устроены, сконструированы некоторые вещи, предметы, строения, машины;
• как надо сделать ту или иную вещь, предмет, строение, машину.
- Что такое профессия?
- Я читаю вам начало предложения, а вы продолжаете.
Трактор водит... (тракторист). Электричку... (машинист). Стены выкрасит... (маляр). Доску выстругал... (столяр). В доме свет провел... (монтер). В шахте трудится... (шахтер). В жаркой кузнице... (кузнец). Кто все знает — молодец!
Рекомендации для работы дома
Собрать листья и высушить их под прессом.