Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.
Прозвенел звонок весёлый,
Всех зовёт он на урок.
Тише, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок!
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Посмотрите, нас ждёт записка:
Друзя! Помогите! Беда! Несчасте!
Обезяны
- Ребята! А какая же беда случилась? Чего хотят обезьяны? (научиться правильно читать или писать)
- В каких словах ошибки? Произнесите так, как написано, а потом так, как надо.
- На какое правило эти слова?
(написание в словах Ь)
- Молодцы! Я думаю, после нашего урока обезьяны всегда теперь будут читать и писать грамотно слова с Ь.
(открывается тема урока: ь знак)
Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!..
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей по всюду путь открыт …
- Ребята, встречайте сказку. Жил – был чудак Мягкий знак. Ходил по стране и смущал всех тем, что делал со словами чудесные превращения.
Встал он к слову МЕЛ (показать) и превратил МЕЛ в МЕЛЬ (значение слова).
Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий УГОЛЬ (показать).
Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКА и в одну минуту стала тёплой БАНЬКОЙ.
- Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие, изменился смысл и звучание слов).
- Расскажите о роли мягкого знака в русском языке.
(Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме).
- Надоел Мягкий знак всем и некоторые буквы сказали ему: “Уходи отсюда, мы и без тебя можем фокусы показывать”.
(выходят ученики с буквами Ю,Ё,Я,И,Е):
“Смотри, - кричит одна. – Вон на грядке растёт ЛУК, но стоит мне встать вместо – У –Ю (слова напечатаны), как получится ЛУК – ЛЮК”. (Значение по “толковому словарю”)
Другая говорит: “Смотри, вот у тебя НОС, но встану я вместо – О – , и ты уже что – то НЁС”.
Третья молвит: “Мальчик МАЛ, он траву МЯЛ”.
“Лицо МЫЛ, стал он МИЛ”, - заявляет четвёртая.
“Был снежный КОМ, а превратился в вопрос КЕМ?” - закончила пятая. (На доске: ЛЮК, НЁС, МЯЛ, МИЛ, КЕМ)
- Ребята, какие же буквы поставили на место зазнайку?
(я, е, ё, ю, и)
- Что их объединяет?
(они смягчают согласнее звуки, после которых стоят, это гласные 2 ряда)
- Сегодня мы попробуем сдружить эти буквы с мягким знаком и посмотрим, что из этого выйдет.
Наблюдения за ролью разделительного мягкого знака.
(запись ведётся на доске)
а) Анализ слова “солю”.
- Назовите второй слог (ЛЮ)
-Какой звук даёт буква Л?
([Л’] согласный, звонкий, мягкий).
- Буква Ю?
([У])
- Вставим между ними мягкий знак.
(Солью)
-Что случилось?
(Изменился смысл слова)
-Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове?
(Смягчает согласную)
-Буква Ю одна, а сколько звуков слышите?
[И’У]
- Можно ли прочитать это слово без мягкого знака? Почему?
- Какие звуки разделяет мягкий знак?
([Л’] [Й’])
-Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
(Между согласными и гласными)
б) - Отгадайте загадку:
Мы едим в дальние края,
Прощайте милые …
(друзья).
Анализ слова.
-Буква Я одна, а сколько звуков произнесли?
[И’А]
-Каким звукам не даёт сливаться разделительный мягкий знак?
([З’], [Й’])
- Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
в)
Постирайте и погладьте
Своё фирменное
(платье)
Анализ слова.
- Ребята, с какими гласными буквами нам удалось сдружить мягкий знак?
- С какими гласными буквами не сдружили?
(Ё, И)
-Придумайте свои слова.
(При затруднении показать рисунки)
-Сколько звуков даёт буква И?
-В стане Г. Живёт чудак мягкий знак. Почему он чудак?
(мягкий знак, разделительный мягкий знак)
-Где пишется мягкий знак?
-Какую роль выполняет?
-Где пишется разделительный мягкий знак?
(Дети делают вывод по схемам)
Физкультминутка.
Работа с азбукой.
-А что нам о Ь знаке поведает азбука?
(Чтение предложений с.78, многозначные слова)
Работа в тетрадях.
Работа в парах. Каждая парта от Мягкого знака получает конверт с заданиями. Решить кроссворд.
1. В Ь_ _ _
2. У_ Ь_
3. С _ _Ь _
4. О _ _ _Ь_ _ _
5. В_ _ _ _ Ь_
- Впиши слова с разделительным ь.
1. Снежная буря. (вьюга)
2. Домики для пчёл. (ульи)
3. Мать, отец, дети. (семья)
4. Животное. (обезьяна)
5. Ягоды, сваренные в сиропе. (варенье)
- Проверьте выполнение работы. На доске даны ответы.
- Откроем тетради, запишем число, вид работы. Слова спишем в столбик и укажем рядом количество слогов, букв и звуков.
- Ребята, а у нас гости…
(числа 0, 5, 6, 7, 8, 9, 10)
- Как они оказались в нашей сказке про Ь знак? Произнесите их.
(в названии чисел есть Ь)
- какова роль Ь знака в этих словах? Запишите в тетрадь через запятую. Подчеркните Ь.
7. Закрепление. Итоги. Рефлексия
На слайде: Окунь –
Огонь –
День –
Лень - !!!
-Можно ли слово, обозначающее одного большого окуня, «преобразовать» в другое слово, которое будет означать «много маленьких окуней»?
Последнее слово преобразовать нельзя – ловушка.
- Посмотрите, ь знак стоит между буквами, он разделительный?
(нет)
А какое правило не выполняется?
(перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И)
- Любая сказка рано или поздно заканчивается. Вот и наша история про Ь знак подошла к концу. Вспомните, что интересного вы узнали в этой сказке?
8. Самооценивание. - Покажите сигналом светофора, как вы оцениваете свою работу на уроке. Всё ли вам было понятно? Есть ли вопросы?