СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Ь и Ъ знаки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 1 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Ь и Ъ знаки"»

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

Прозвенел звонок весёлый,

Всех зовёт он на урок.

Тише, детки, все готовы?

Начинаем точно в срок!

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- Посмотрите, нас ждёт записка:

Друзя! Помогите! Беда! Несчасте!

Обезяны



- Ребята! А какая же беда случилась? Чего хотят обезьяны? (научиться правильно читать или писать)

- В каких словах ошибки? Произнесите так, как написано, а потом так, как надо.

- На какое правило эти слова?

(написание в словах Ь)

- Молодцы! Я думаю, после нашего урока обезьяны всегда теперь будут читать и писать грамотно слова с Ь.

(открывается тема урока: ь знак)



Сказка по лесу идёт –

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!..

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей по всюду путь открыт …

- Ребята, встречайте сказку. Жил – был чудак Мягкий знак. Ходил по стране и смущал всех тем, что делал со словами чудесные превращения.

Встал он к слову МЕЛ (показать) и превратил МЕЛ в МЕЛЬ (значение слова).

Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий УГОЛЬ (показать).

Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКА и в одну минуту стала тёплой БАНЬКОЙ.

- Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие, изменился смысл и звучание слов).

- Расскажите о роли мягкого знака в русском языке.

(Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме).

- Надоел Мягкий знак всем и некоторые буквы сказали ему: “Уходи отсюда, мы и без тебя можем фокусы показывать”.

(выходят ученики с буквами Ю,Ё,Я,И,Е):

  1. “Смотри, - кричит одна. – Вон на грядке растёт ЛУК, но стоит мне встать вместо – У –Ю (слова напечатаны), как получится ЛУК – ЛЮК”. (Значение по “толковому словарю”)



  1. Другая говорит: “Смотри, вот у тебя НОС, но встану я вместо – О – , и ты уже что – то НЁС”.





  1. Третья молвит: “Мальчик МАЛ, он траву МЯЛ”.



  1. “Лицо МЫЛ, стал он МИЛ”, - заявляет четвёртая.



  1. “Был снежный КОМ, а превратился в вопрос КЕМ?” - закончила пятая. (На доске: ЛЮК, НЁС, МЯЛ, МИЛ, КЕМ)



- Ребята, какие же буквы поставили на место зазнайку?

(я, е, ё, ю, и)

- Что их объединяет?

(они смягчают согласнее звуки, после которых стоят, это гласные 2 ряда)

- Сегодня мы попробуем сдружить эти буквы с мягким знаком и посмотрим, что из этого выйдет.

  1. Наблюдения за ролью разделительного мягкого знака.

(запись ведётся на доске)

а) Анализ слова “солю”.

- Назовите второй слог (ЛЮ)

-Какой звук даёт буква Л?

([Л’] согласный, звонкий, мягкий).

- Буква Ю?

([У])

- Вставим между ними мягкий знак.

(Солью)

-Что случилось?

(Изменился смысл слова)

-Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове?

(Смягчает согласную)

-Буква Ю одна, а сколько звуков слышите?

[И’У]

- Можно ли прочитать это слово без мягкого знака? Почему?

- Какие звуки разделяет мягкий знак?

([Л’] [Й’])

-Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

(Между согласными и гласными)

б) - Отгадайте загадку:

Мы едим в дальние края,



Прощайте милые

(друзья).

Анализ слова.

-Буква Я одна, а сколько звуков произнесли?

[И’А]

-Каким звукам не даёт сливаться разделительный мягкий знак?

([З’], [Й’])

- Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

в)

Постирайте и погладьте



Своё фирменное

(платье)

Анализ слова.



- Ребята, с какими гласными буквами нам удалось сдружить мягкий знак?

- С какими гласными буквами не сдружили?

(Ё, И)

-Придумайте свои слова.

(При затруднении показать рисунки)

-Сколько звуков даёт буква И?

-В стане Г. Живёт чудак мягкий знак. Почему он чудак?

(мягкий знак, разделительный мягкий знак)

-Где пишется мягкий знак?

-Какую роль выполняет?

-Где пишется разделительный мягкий знак?

(Дети делают вывод по схемам)

  1. Физкультминутка.

  2. Работа с азбукой.

-А что нам о Ь знаке поведает азбука?

(Чтение предложений с.78, многозначные слова)



  1. Работа в тетрадях.

Работа в парах. Каждая парта от Мягкого знака получает конверт с заданиями. Решить кроссворд.

1. В Ь_ _ _

2. У_ Ь_

3. С _ _Ь _

4. О _ _ _Ь_ _ _

5. В_ _ _ _ Ь_

- Впиши слова с разделительным ь.

1. Снежная буря. (вьюга)

2. Домики для пчёл. (ульи)

3. Мать, отец, дети. (семья)

4. Животное. (обезьяна)

5. Ягоды, сваренные в сиропе. (варенье)

- Проверьте выполнение работы. На доске даны ответы.

- Откроем тетради, запишем число, вид работы. Слова спишем в столбик и укажем рядом количество слогов, букв и звуков.

- Ребята, а у нас гости…

(числа 0, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

- Как они оказались в нашей сказке про Ь знак? Произнесите их.

(в названии чисел есть Ь)

- какова роль Ь знака в этих словах? Запишите в тетрадь через запятую. Подчеркните Ь.

7. Закрепление. Итоги. Рефлексия

На слайде: Окунь –

Огонь –

День –

Лень - !!!

-Можно ли слово, обозначающее одного большого окуня, «преобразовать» в другое слово, которое будет означать «много маленьких окуней»?

Последнее слово преобразовать нельзя – ловушка.

- Посмотрите, ь знак стоит между буквами, он разделительный?

(нет)

А какое правило не выполняется?

(перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И)

- Любая сказка рано или поздно заканчивается. Вот и наша история про Ь знак подошла к концу. Вспомните, что интересного вы узнали в этой сказке?

8. Самооценивание. - Покажите сигналом светофора, как вы оцениваете свою работу на уроке. Всё ли вам было понятно? Есть ли вопросы?