СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Категория состояния как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Категория состояния как часть речи"»

Тема: Категория состояния как часть речи (урок № 2)

Цель: закрепить понятие о категории состояния как самостоятельной части речи;

учить отличать категорию состояния от глаголов и наречий и кратких прилагательных.

Планируемые результаты: умения определять слова категории состояния по их грамматическим признакам, отличать их от глаголов, наречий и кратких прилагательных, объяснять языковые явления и процессы

Ход урока

I.Организационный момент

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Целеполагание. Ученики сами определяют цели урока.

II.Лингвистическая разминка

Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.

  1. Мне холодно. 2)Стало ясно на душе. 3)С утра подморозило. 4)Радоваться было рано.5) Вам это интересно? 6)Неожиданно быстро сделалось темно 7)Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг. (природы: 3,6,7,8)

III. Проверка домашнего задания

Итак, данные предложения выражают в той или иной степени состояние чего либо

-К какой части речи относятся данные слова? (категория состояния)

-Что такое категория состояния? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, физическое и душевное состояние человека)

- Как различать слова категории состояния от других частей речи?

-Давайте посмотрим на слайд и сравним данную часть речи с другими.

Вопросы

Краткое

прилагательное

Наречие

Слово категории состояния (СКС)

К какому слову относится?

существительное

глагол

не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

каков? какова? каковы?

как? где?

как? каково?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

признак

предмета

признак действия, признак другого признака

состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

сказуемое

обстоятельство

сказуемое в предложении без подлежащего

Как изменяется?

по родам, числам, падежам

не изменяется

не изменяется

IV. Работа по теме урока

  1. Сопоставление слов категории состояния и глаголов.

- На предыдущем уроке мы наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, т.е вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов. Для этого придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ЛОМАЕТ, ПАХНЕТ

От гриппа меня всего ломает (категория состояния)

Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол)

Уже в конце февраля пахнет весной (КС)

Трава в степи пахнет так, что голова кружиться(гл)

  1. Сопоставление слов категории состояния и наречий

В небесах торжественно и чудно,

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем

- Приведите примеры где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями Как?



Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше?

×

Пела она чудно, все заслушались.

Как? ×

Уж больно ты грозен, как я погляжу.(больно- разговорное. синонимы: очень, слишком)

× как?

Работа продвигалась трудно.

Обрати внимание на то, что слова категории состояния синтаксически не зависимы, а наречия зависят от сказуемых.

3.Сопоставление слов категорий состояния и прилагательных

- Сопоставим три предложения и определим, определим к каким частям речи относится слово ВЕСЕЛО в каждом предложении

Он смотрел весело.

Ему весело.

Лицо его весело

Комментарии:

В первом предложении весело – наречие ( смотрел (как?) весело), во втором слово категории состояния (синтаксически не зависимо, является сказуемым, обозначает состояние человека), в третьем – краткое прилагательное (лицо (какого?) весело).

V.Закрепление изученного материала

Упр. 317 –комментированное письмо, выполнение заданий



Состояние природы

Эмоциональное состояние человека

Физическое состояние человека

Интеллектуальное состояние человека

1(светло),2 (поздно, холодно) 6( было тихо и жарко)

2( скучно, грустно) 3 (скучно, гадко) 5 (смешно)

5 (больно)

7 (ясно было)



Упр.318 –устно, выразительное чтение, обсуждение вопросов

Бывают дни: повеет теплым ветром,

Проглянет солнце, ярко озаряя

И лес, и степь, и старую усадьбу,

Пригреет листья влажные в лесу,

Глядишь - и все опять повеселело!

Как хорошо, кочующие птицы,

Тогда у нас! Как весело и грустно

В пустом лесу меж черными ветвями.

Меж золотыми листьями берез

Синеет наше ласковое небо!( И. Бунин)

Комментарии:

Состояние природы и человека передается с помощью слов категории состояния (повеет, хорошо), а также с помощью эпитетов - прилагательных (теплым, влажные, в пустом, меж чёрными, золотыми ,ласковое),наречий (ярко, весело, грустно), глаголов (пригреет, повеселело, сияет).

Обратим внимание на слова весело, грустно: их легко можно перепутать со словами категории состояния. Найдём слово, от которого они зависят:

×

Небо сияет(как?)весело и грустно

Значит, это наречия

V. Подведение итогов урока

- Как отличить слова состояния от глаголов, наречий, кратких прилагательных?

Проводится оценка работы на уроке.

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…

VI.домашнее задание

§49, упр. 320