Тема: Категория состояния как часть речи (урок № 2)
Цель: закрепить понятие о категории состояния как самостоятельной части речи;
учить отличать категорию состояния от глаголов и наречий и кратких прилагательных.
Планируемые результаты: умения определять слова категории состояния по их грамматическим признакам, отличать их от глаголов, наречий и кратких прилагательных, объяснять языковые явления и процессы
Ход урока
I.Организационный момент
Какова цель нашего сегодняшнего урока?
Целеполагание. Ученики сами определяют цели урока.
II.Лингвистическая разминка
Запишите предложения со словами категории состояния в два столбика: состояние природы, состояние человека.
Мне холодно. 2)Стало ясно на душе. 3)С утра подморозило. 4)Радоваться было рано.5) Вам это интересно? 6)Неожиданно быстро сделалось темно 7)Тучи рассеялись, и сделалось ясно. 8) Тихо вокруг. (природы: 3,6,7,8)
III. Проверка домашнего задания
Итак, данные предложения выражают в той или иной степени состояние чего либо
-К какой части речи относятся данные слова? (категория состояния)
-Что такое категория состояния? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, физическое и душевное состояние человека)
- Как различать слова категории состояния от других частей речи?
-Давайте посмотрим на слайд и сравним данную часть речи с другими.
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | существительное | глагол | не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | каков? какова? каковы? | как? где? | как? каково? |
(оставить пустую строку) Что обозначает? | признак предмета | признак действия, признак другого признака | состояние природы, человека, оценку действия |
Каким членом предложения является? | сказуемое | обстоятельство | сказуемое в предложении без подлежащего |
Как изменяется? | по родам, числам, падежам | не изменяется | не изменяется |
IV. Работа по теме урока
Сопоставление слов категории состояния и глаголов.
- На предыдущем уроке мы наблюдали, как слова категории состояния вне контекста, т.е вне конкретного предложения совпадают с глаголами. Потренируемся отличать слова категории состояния от глаголов. Для этого придумайте предложения, в которых бы прояснилось значение слов: ЛОМАЕТ, ПАХНЕТ
От гриппа меня всего ломает (категория состояния)
Сильный ветер ломает даже толстые ветки в лесу (глагол)
Уже в конце февраля пахнет весной (КС)
Трава в степи пахнет так, что голова кружиться(гл)
Сопоставление слов категории состояния и наречий
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем
- Приведите примеры где слова торжественно, чудно, больно, трудно являются наречиями Как?
Не ты ли торжественно обещал не обманывать больше?
×
Пела она чудно, все заслушались.
Как? ×
Уж больно ты грозен, как я погляжу.(больно- разговорное. синонимы: очень, слишком)
× как?
Работа продвигалась трудно.
Обрати внимание на то, что слова категории состояния синтаксически не зависимы, а наречия зависят от сказуемых.
3.Сопоставление слов категорий состояния и прилагательных
- Сопоставим три предложения и определим, определим к каким частям речи относится слово ВЕСЕЛО в каждом предложении
Он смотрел весело.
Ему весело.
Лицо его весело
Комментарии:
В первом предложении весело – наречие ( смотрел (как?) весело), во втором слово категории состояния (синтаксически не зависимо, является сказуемым, обозначает состояние человека), в третьем – краткое прилагательное (лицо (какого?) весело).
V.Закрепление изученного материала
Упр. 317 –комментированное письмо, выполнение заданий
Состояние природы | Эмоциональное состояние человека | Физическое состояние человека | Интеллектуальное состояние человека |
1(светло),2 (поздно, холодно) 6( было тихо и жарко) | 2( скучно, грустно) 3 (скучно, гадко) 5 (смешно) | 5 (больно) | 7 (ясно было) |
Упр.318 –устно, выразительное чтение, обсуждение вопросов
Бывают дни: повеет теплым ветром,
Проглянет солнце, ярко озаряя
И лес, и степь, и старую усадьбу,
Пригреет листья влажные в лесу,
Глядишь - и все опять повеселело!
Как хорошо, кочующие птицы,
Тогда у нас! Как весело и грустно
В пустом лесу меж черными ветвями.
Меж золотыми листьями берез
Синеет наше ласковое небо!( И. Бунин)
Комментарии:
Состояние природы и человека передается с помощью слов категории состояния (повеет, хорошо), а также с помощью эпитетов - прилагательных (теплым, влажные, в пустом, меж чёрными, золотыми ,ласковое),наречий (ярко, весело, грустно), глаголов (пригреет, повеселело, сияет).
Обратим внимание на слова весело, грустно: их легко можно перепутать со словами категории состояния. Найдём слово, от которого они зависят:
×
Небо сияет(как?)весело и грустно
Значит, это наречия
V. Подведение итогов урока
- Как отличить слова состояния от глаголов, наречий, кратких прилагательных?
Проводится оценка работы на уроке.
Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я доволен…
Я считаю, что поработал…
Мне было трудно…
VI.домашнее задание
§49, упр. 320