СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Предложный падеж" (3 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Предложный падеж" (3 класс)»







Предложный падеж имён существительных”.




Подготовила учитель начальных классов

первой категории Исматова И.Г.

















Хронологическая карта урока



Содержание урока

Время

I

Оргмомент

2 мин

II

Опрос домашнего задания

Повторение пройденного материала

8 мин

III

Объяснение нового материала

8 мин

IV

Закрепление нового материала.

19 мин

V

Рефлексия. Оценивание знаний учащихся.

Итог урока.

5 мин

VI

Домашнее задание.

3 мин





Технологическая карта урока

Тема:

Предложный падеж имен существительных

Количество часов:

1 час

Краткая характеристика темы:

Закрепить умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.


Технология проведения учебного процесса.

Метод:

наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Форма урока:

урок закрепление изученного материала (урок путешествие)

Оборудование:

карта путешествия, записные книжки путешественников, сигнальные карточки (двух видов), тесты, смайлики, проектор, экран. компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

- формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);


- познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами;

-учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. 

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

-способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря

-развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к русскому языку

-воспитание коммуникативных качеств;

- воспитание культуры поведения;

- осуществление нравственного воспитания;
- способствовать развитию творческого потенциала ребенка и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь);

- формировать коммуникативные функции: умение слышать и слушать;

-умение вести учебный диалог;

-осуществлять самоконтроль;

- умение анализировать и оценивать свою работу.



Ожидаемый результат.


Предметные – Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

Межпредметные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока; инициативное сотрудничество; излагать свое мнение.

Личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование целостного взгляда на мир, развитие способностей к самооценке


Умение:

совершенствование знаний и навыков.

Навыки:

воспитание чувства дружбы и товарищества;
профилактика осанки и зрения.



Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист

  1. Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором).


2. Приветствие гостей.

Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя : глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

П усть этот урок принесет вам радость общения.

Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)

III. Минутка Чистописания

- Напишем строчную и заглавную буквы п и П. Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы.
(Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.) 
- Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак: 
Росли на грядке зелёные ветки- 
А на них – красные детки. (Помидор.) 
Лето целое старалась: одевалась, одевалась, 
А как осень подошла, все наряды отдала – 
Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста.) 
Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива.) 
Не артист, а голосист; 
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.) 
Непоседа пёстрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. (Сорока.) 
(Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик у доски) 
- Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Слово «сорока», т.к. нет буквы п.) 
- Назовите слова, разбор которых по составу соответствует данной схеме: 
(Капуста, крапива, сорока.) 
- К какой части речи относятся слова, записанные на доске? (Имена существительные.) 
- Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?, обозначает предмет.) 
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?

- Какова тема нашего урока?

IV. Формулирование цели и задач урока.

- Определите задачи урока.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения.

  1. Название падежа.

  2. Вспомогательное слово.

  3. Вопросы падежа.

  4. Предлоги падежа.

  5. Член предложения.

VI. Реализация построенного проекта.

1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

2. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на с. 91. Найдите сведения Летучей Мыши. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.

2. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа.

- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?

- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?

VII. Первичное закрепление знаний.

  1. Работа по учебнику.

- Найдите упражнение на странице учебника.

- Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.

- В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?

VIII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

IX. Продолжение работы.

  1. Групповая работа. Работа по карточкам.

- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл0.

Буду с ним летать на (воля),

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

XI. Рефлексия.Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный -. Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.


Аспектный самоанализ урока русского языка по теме

«Предложный падеж имён существительных»

Урок русского языка давался в 3 классе по теме «Предложный падеж имён существительных». Этот урок является уроком открытия новых знаний. Цель данного урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении). На уроке решались следующие задачи:

 способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

 развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

 воспитание коммуникативных качеств;

 создание комфортного микроклимата, ситуации успеха

При планировании урока мною были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. На этапе мотивации к учебной деятельности с помощью учителя произошло осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. На следующем этапе актуализации знаний использовала коллективную форму работы: закрепила материал предыдущего урока - названия изученных падежей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя.

Для профилактики зрительного утомления и близорукости, я включила упражнения для глаз.

Для отработки учебного материала использовалась работа с учебником, с помощью которого формировала культуру учебной деятельности. Учащиеся учились листать учебник, выбирать нужную информацию, пользоваться подсказками, выполнять организационные требования.

Работа в парах была построена так, чтобы научить детей не ссориться, а спорить, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение, даже, если оно не совпадает с собственным. Каждый ребёнок почувствовал себя исследователем.

Для решения проблемной ситуации, в ходе которой ученики учились работать с маршрутным листом, учителем использовались следующие методы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задание провоцировало детей на самостоятельное добывание знаний. Была оказана индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы.

На уроке была организована рефлексивная деятельность. Это позволило учащимся обратиться к своему внутреннему миру. Сделать самоанализ, помогающий понять себя, результативность своей деятельности.

Все эти приёмы помогли учащимся и мне в достижении триединой задачи, а значит, цель урока достигнута.