“ Предложный падеж имён существительных”.
Подготовила учитель начальных классов
первой категории Исматова И.Г.
Хронологическая карта урока
№ | Содержание урока | Время |
I | Оргмомент | 2 мин |
II | Опрос домашнего задания Повторение пройденного материала | 8 мин |
III | Объяснение нового материала | 8 мин |
IV | Закрепление нового материала. | 19 мин |
V | Рефлексия. Оценивание знаний учащихся. Итог урока. | 5 мин |
VI | Домашнее задание. | 3 мин |
Технологическая карта урока
Тема: | Предложный падеж имен существительных |
Количество часов: | 1 час |
Краткая характеристика темы: | Закрепить умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные. |
| Технология проведения учебного процесса. |
Метод: | наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический. |
Форма урока: | урок закрепление изученного материала (урок путешествие) |
Оборудование: | карта путешествия, записные книжки путешественников, сигнальные карточки (двух видов), тесты, смайлики, проектор, экран. компьютер, учебник, рабочая тетрадь. |
Цели и задачи урока: | Образовательные: - формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); - познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; -учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Развивающие: - развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь. -способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря -развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать. Воспитательные: -воспитывать любовь к русскому языку -воспитание коммуникативных качеств; - воспитание культуры поведения; - осуществление нравственного воспитания; - способствовать развитию творческого потенциала ребенка и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь); - формировать коммуникативные функции: умение слышать и слушать; -умение вести учебный диалог; -осуществлять самоконтроль; - умение анализировать и оценивать свою работу. |
| Ожидаемый результат. |
| Предметные – Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова. Межпредметные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока; инициативное сотрудничество; излагать свое мнение. Личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование целостного взгляда на мир, развитие способностей к самооценке |
Умение: | совершенствование знаний и навыков. |
Навыки: | воспитание чувства дружбы и товарищества; профилактика осанки и зрения. |
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором).
2. Приветствие гостей.
Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
3. Психологический настрой.
Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя : глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
П
усть этот урок принесет вам радость общения.
Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
III. Минутка Чистописания
- Напишем строчную и заглавную буквы п и П. Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы.
(Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.)
- Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:
Росли на грядке зелёные ветки-
А на них – красные детки. (Помидор.)
Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста.)
Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива.)
Не артист, а голосист;
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
(Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик у доски)
- Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Слово «сорока», т.к. нет буквы п.)
- Назовите слова, разбор которых по составу соответствует данной схеме:
(Капуста, крапива, сорока.)
- К какой части речи относятся слова, записанные на доске? (Имена существительные.)
- Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?, обозначает предмет.)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?
- Какова тема нашего урока?
IV. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
VI. Реализация построенного проекта.
1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на с. 91. Найдите сведения Летучей Мыши. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже.
2. - Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа.
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.?
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами?
VII. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику.
- Найдите упражнение на странице учебника.
- Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.
- В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?
VIII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
IX. Продолжение работы.
Групповая работа. Работа по карточкам.
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?
- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.
Я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю,
Очень я люблю мечтать,
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона).
Буду в ней сидеть на (трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (серёжки)
Вечерами в (полутьма).
Я мечтаю об (орёл0.
Буду с ним летать на (воля),
Буду я учиться в (школа).
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?
XI. Рефлексия.Самооценка полученных знаний на уроках.
Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.
(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)
Красный -. Стоп. Мне нужна помощь
Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь
Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.
Урок окончен. Спасибо за внимание.
Аспектный самоанализ урока русского языка по теме
«Предложный падеж имён существительных»
Урок русского языка давался в 3 классе по теме «Предложный падеж имён существительных». Этот урок является уроком открытия новых знаний. Цель данного урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении). На уроке решались следующие задачи:
способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
воспитание коммуникативных качеств;
создание комфортного микроклимата, ситуации успеха
При планировании урока мною были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. На этапе мотивации к учебной деятельности с помощью учителя произошло осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. На следующем этапе актуализации знаний использовала коллективную форму работы: закрепила материал предыдущего урока - названия изученных падежей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя.
Для профилактики зрительного утомления и близорукости, я включила упражнения для глаз.
Для отработки учебного материала использовалась работа с учебником, с помощью которого формировала культуру учебной деятельности. Учащиеся учились листать учебник, выбирать нужную информацию, пользоваться подсказками, выполнять организационные требования.
Работа в парах была построена так, чтобы научить детей не ссориться, а спорить, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение, даже, если оно не совпадает с собственным. Каждый ребёнок почувствовал себя исследователем.
Для решения проблемной ситуации, в ходе которой ученики учились работать с маршрутным листом, учителем использовались следующие методы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задание провоцировало детей на самостоятельное добывание знаний. Была оказана индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы.
На уроке была организована рефлексивная деятельность. Это позволило учащимся обратиться к своему внутреннему миру. Сделать самоанализ, помогающий понять себя, результативность своей деятельности.
Все эти приёмы помогли учащимся и мне в достижении триединой задачи, а значит, цель урока достигнута.