СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Притяжательные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Притяжательные местоимения"»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Притяжательные местоимения»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы урока: учебное занятие.

Задачи: 
Образовательные:

- с формировать представление о морфологических признаках притяжательных местоимений.

Развивающие:

-обеспечить развитие у обучающихся умения делать обобщающие вывод;

- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к природе, уважения к богатству родного русского языка. 

Планируемые результаты:
Личностные:
 
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.

Предметные: будут уметь находить притяжательные местоимения в тексте, научатся правильно употреблять притяжательные местоимения.

Метапредметные:
Познавательные: научатся извлекать нужную информацию, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные: смогут принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами.

Методы и формы обучения:

-частично-поисковый
- наглядно-словесный;

- методы самостоятельной работы;

- индивидуальная;

- парная.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.  



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент:

- Создание психологического настроя на работу;

- Организация обучения.

Приветственное слово учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!


– Проверим готовность к уроку



Откройте тетради, запишите число 19 марта, классная работа и оставьте строку для темы урока.

Приветствуют учителя, друг друга.











Выполняют просьбу учителя.



Оформление работы.

Этап актуализации знаний

- Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

- О какой части речи говорится в стихотворении? ( О местоимении)



Ребята, мы продолжаем путешествие по замечательной стране под названием “Местоимение”. Но прежде вспомним, с какими разрядами местоимений мы уже познакомились.

Прочитать предложение, найти местоимения и определить разряд.

  1. Надо мною (лич.) неба синий шелк.

2. Вернуться домой не было никакой (отр.) возможности.

3. О фильме я (лич.) уже кое-что (неопр.) слышал. 4. Туристов

не смутили никакие (отр.) предупреждения о трудностях в пути.

5. Жила белка в лесу, ни о чем (отриц.) не тужила.

6. От южных морей до полярного края раскинулись наши (?) леса и поля.


СЛАЙД 2


Отвечая на вопросы, повторяют изученное о местоимении








О местоимении












Читают предложения, находят местоимения, определяют их разряд.

Постановка проблемы 

 

 

 

 

 

 

 





Формулирование темы урока.

-Затрудняетесь определить разряд? Или даже часть речи?

- Давайте зададим к нему вопрос. (Отвечает на вопрос ЧЬИ?)

- Слова какой части речи отвечают на этот же самый вопрос? (Притяжательные прилагательные)

- Можете привести примеры?

- Запишите предложение 6 в тетрадь. (Обозначить вопрос )

- И запишем еще предложение с притяжательным прилагательным На свист откликнулись десятки птичьих голосов.

- Задайте вопрос к прит. прилагательному. (Чьих?). Запишите в тетради. СЛАЙД 3

Давайте вспомним, что обозначают притяжательные прилагательные? (Обозначают принадлежность)

- А местоимения? (они лишь указывают)

-Значит слово НАШИ – это местоимение, т.к. не обозначает признак, а лишь указывает на него.



- Попробуйте предположить, как будет называться этот разряд местоимений?

-Запишите тему себе в тетрадь. СЛАЙД

 

 Задают вопрос к местоимению НАШИ (ЧЬИ?)

- Притяжательные прилагательные

Приводят примеры притяжательных прилагательных

Записывают предложение 6 в тетрадь, обозначают вопрос у местоимения.

Записывают предложение: На свист откликнулись десятки птичьих голосов

Задают вопрос к притяж. прил. (ЧЬИХ?). Фиксируют в тетради.



-Обозначают принадлежность

- Не обозначают признака, только указывают на него.









-Притяжательные местоимения



Записывают тему в тетрадь


Этап целеполагания.

- Какие задачи мы будем решать на уроке?







- Какую из этих задач мы практически решили? (Общее грамматическое значение)

Определять характеристики притяжательных местоимений:

  • Общее грамматическое значение;

  • Морфологические признаки;

  • Синтаксическую роль.

- Узнали общее грамматическое значение

Этап открытия новых знаний и первичного закрепления.










































































































































































Физкультминутка



























Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.












































Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.



















































Этап рефлексии учебной деятельности на уроке











































Домашнее задание


- Я предлагаю вам составить кластер








Оставим место для продолжения кластера.

Стадия осмысления.

- Посмотрите на СЛАЙД 4

-Перепишите словосочетания себе в тетрадь

Что можно сказать о морфологических признаках притяжательных местоимений на основе записанных словосочетаний – посмотрим на первый ряд. Прочитайте.

Мой друг - моя семья - моё мнение

- Как изменяется притяжательное местоимение? (по родам)

-Определим род и напишем над местоимением.



-Прочитайте второй ряд.

Мой друг - мои друзья

- Как изменяется местоимение?



-Прочитайте следующий ряд.

Мой друг - моего друга - моему другу- ....

- Как изменяется местоимение?

- Сделайте вывод, как изменяются притяжательные местоимения.



- Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам.

(Дописать кластер)



- Ребята, запишите предложение в тетрадь. (Один ученик у доски)

Я забочусь о своём здоровье.

- Найдите притяжательное местоимение в предложении.

- Каким членом предложения оно является?

Ответ обучающихся:

- Определением.

- Сделайте вывод о синтаксической роли притяжательных местоимений.

Ответ обучающихся:

- Притяжательные местоимения в предложении будут отвечать на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? И подчеркиваться как определение.

(Дописывание кластера)

- Ребята, запишите предложение в тетрадь. (Один ученик работает у доски)

Я забочусь о своём здоровье.

- Найдите притяжательное местоимение в предложении. На какой вопрос оно отвечает?

- Каким членом предложения оно является? Подчеркните.

- Сделайте вывод о синтаксической роли притяжательных местоимений.

.





(Дописывание кластера)



Работа в парах. Мы с вами составили кластер по теме «Притяжательные местоимения». В учебнике есть правило о притяжательных местоимениях на стр.85. Прочитайте его, проговорите друг другу, задайте вопросы друг другу.

- Назовите притяжательные местоимения, которые расположены в учебнике в рамочке.

-Мы продолжаем изучение притяжательных местоимений. У нас осталось еще одно, пожалуй, самое важное задание.

Задание (распечатано и на СЛАЙДЕ 5)

Языковое наблюдение:


Мы слушали его.

Мы были в восторге от него.


Мы слушали его лекцию.

Мы были в восторге от его лекции.



- Поставьте вопросы к выделенным местоимениям.

-В каких примерах они обозначают лицо, в каких – принадлежность?

- От какого слова зависят?

- Чем являются в предложении?

- К какому местоимению прибавлено н?










Какой вывод мы можем сделать? Обсудите в парах и дайте ответ


Какие притяжательные местоимения мы узнали еще? ( его, её, их)

Как местоимение их мы употребляем в речи? Какие ошибки нельзя допускать?




-А сейчас небольшая физкультминутка. Я говорю, а вы выполняете движения

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).





Групповая работа

- Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни. Много стихотворений посвящено этому чудесному времени года. Сейчас я буду зачитывать небольшие стихотворения, а вы должны найти притяжательное местоимение и записать в тетрадь.

1ряд определяет род, 2 ряд-число, 3 ряд – падеж

Ступая осторожно в тишине

По белым покрывалам февраля,

Придет сегодня вечером ко мне

Моя Весна, любимая моя.



Она найдет дорогу и без карт,

Стремительна, свободна и нежна.

И к нам придет, когда наступит март...

У каждого из нас - своя весна!



Тепло на солнышке. Весна

Берет свои права.

В реке местами глубь ясна,

На дне видна трава.



Проверка по эталону СЛАЙД 6

Моя (ж.р., ед.ч., Им.п.)

Своя (ж.р., ед.ч., Им.п.)

Свои (мн.ч., В.п.)

-Поднимите руку, у кого все верно. Молодцы!

  1. Мини – тест «Притяжательные местоимения»

1. В какой загадке есть притяжательное местоимение?

а)        У неё печали нет, я иду – она вослед.

б)        Вырос лес белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать.

в)        День и ночь колесом вертится, а никто этого не замечает.

г)        Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай.

2. В каком предложении местоимение  ЕГО  является притяжательным и выполняет функцию определения?

а)        Я увидел его.

б)        Его не бывало дома.

в)        Мне понравилась его книга.

г)        Учитель попросил его выйти из класса.

3. Укажите словосочетание, в состав которого входит притяжательное местоимение.

А) вспоминаю их

Б) её день рождения

В) который час

Г) кто-то

4. Найдите притяжательное местоимение:

А) кто - то

Б) моего

В) который

Г) ничей

5. Каким членом предложения являются притяжательные местоимения?

А) определением

Б) дополнением

В) обстоятельством


Взаимопроверка по ключу. СЛАЙД 7

  1. ГВББА










- Ребята, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. Мы справились с этой задачей? Да.



Оцените свою работу с помощью фразеологизмов

Как вы работали на уроке? СЛАЙД 8

- С огоньком

- С душой

- Через пень колоду.

Как вы поняли урок? С чем пойдете с урока? СЛАЙД 9

- Светлая голова

- Ни бе ни ме

- Каша в голове

- Дубовая голова

- С царем в голове

Как вы ощущали себя на уроке?

СЛАЙД 10

- Как рыба в воде

- Ни рыба ни мясо

- Не в своей тарелке

- С легким сердцем.



Откройте дневники и запишите домашнее задание:



Урок окончен. Спасибо за работу! СЛАЙД 11








Начинают составлять кластер вместе с учителем. Работают в тетрадях.

 

 

 







Читают словосочетания, записывают их в тетрадь.

 

 

 

 

 

- Изменяются по родам

 

Определяют род и фиксируют в тетради.

 



-По числам 

Определяют число и фиксируют в тетради.

 

 

 - По падежам.

Делают вывод: притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам. Дописывают кластер.











Записывают предложение в тетрадь

- Своем. Отвечает на вопрос О ЧЬЁМ?



-В предложении оно является определением.

Делают вывод:

- Притяжательные местоимения в предложении будут отвечать на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? И подчеркиваться как определение.

(Дописывание кластера)































Работа с правилом в учебнике на стр.85. Читают, проговаривают друг другу и задают вопросы друг другу.





Называют все притяжательные местоимения.







Языковое наблюдение.











- Кого? От кого?; Чью? От чьей?

- В первых двух местоимения обозначают лицо, а во вторых двух- принадлежность.

- Личные местоимения – от глагола, притяж – от имени существительного.

- Личные местоимения в предложении являются дополнением, а притяж.- определением.

Обсуждают вывод в парах и дают ответ.

-ЕГО, ЕЁ, ИХ

















































Слушают стихотворения, находят притяжательные местоимения и записывают в тетрадь.

1 ряд определяют род, 2 ряд-число, 3 ряд- падеж.



























Проверяют по эталону.









Выполняют мини – тест «Притяжательные местоимения»











































Взаимопроверка по ключу.